Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строит совесть




 

Понимание и возможность диалога — это основные инструменты пробуждения совести ребенка и ее поддержки в ходе формирования личности. «Понимающая беседа» помогает ребенку принимать во внимание его собственный мир и полно обозначать его символами. Иногда понимание дает ребенку необходимую связь, создавая возможность пройти через замешательство или беспорядок, которые задержали его в мертвой точке. Он приходит к узнаванию происходящего внутри него. Он может видеть свой мир. Его восприятие и чувства обретают новую ясность. Он способен действовать на самом высоком уровне. Он более живой.

Это доброе чувство. Он начинает любить человека, который позволяет ему так чувствовать. Когда ребенок слышит, как воспитатель обозначает словами чувства других людей, он начинает любить их, потому что каждый является другим Я со своими чувствами.

 

Выводы

 

Быть понятым — очень важно для ребенка. Постепенно он начинает понимать себя. Когда его чувства выражены в символах, он способен подняться над ними, перестроить их и организовать. Он может работать как организатор самого себя и не теряется под напором эмоций.

Когда его внутренний мир понят значимым взрослым, ребенок чувствует, что принят обществом. Он предохранен от отчуждения или закрытости.

Другие дети слышат обсуждение происходящего с ним. Они лучше знают, что происходит и как они могут помочь. Мы всегда удивляемся, как трех-четырехлетки могут помочь друг другу, когда понимают, что происходит.

Понимание — это доверие к природе созидания, вера в то, что ребенок в конечном счете выберет хорошее, если ему дадут возможность проработать это.

Понимание — это основное оружие помощи в росте и функционировании совести.

Понимая ребенка, мы формируем модель отношений людей друг к другу. По мере того, как его понимают, ребенок учится приходить к пониманию людей, с которыми он должен иметь дело. Он обретает метод интеллектуального и эмоционального роста.

 


Глава 9. Целостность, с которой можно встретиться

 

Главная функция воспитателя детского сада — быть целостностью, с которой можно встретиться.

К трехлетнему возрасту некоторые дети уже отягощены враждебностью. Иногда таких детей с утра подхватывает вихрь событий, которые делают их жесткими и мстительными. Ребенок что-то делает другому ребенку, его отвергают, и это отвержение громоздится в кучу с другими событиями, пока у ребенка не возникнет желание ударить или разрушить.

Это как раз то время, когда необходимо вскрыть конфликт и смело встретить его. Ребенку нужно посмотреть в лицо своим собственным разрушительным действиям. Он должен узнать, что он не может ударить другого или разрушить игру, даже если он сердит.

Однажды утром Хьюберт сбрасывает другого ребенка с велосипеда и уезжает на нем. Это случается так быстро, что никто не успевает и глазом моргнуть: вдруг Хьюберт оказывается на велосипеде, а Тэд, плача, на земле. Миссис Мартин, другая воспитательница, идет к Хьюберту.

 

Мис-с Мартин: «Хьюберт, ты сделал Тэда очень несчастным, отобрав велосипед. Ты должен вернуть его.»

(Ответа нет).

Мис-с Мартин: «Хьюберт, была очередь Тэда, и тебе придется вернуть велосипед.»

(Ответа нет).

Мис-с Мартин: «Хьюберт, если ты не слезешь, то мне придется снять тебя.»

 

Она пытается снять его с велосипеда, но он крепко вцепился в него. Я иду, чтобы помочь ей. Как только я подхожу, Хьюберт соскакивает и начинает бить меня ногами.

 

Мис-с С: «Хьюберт, больно, перестань лягаться.»

 

Он отскакивает, чтобы разбежаться, бежит и снова бьет меня ногой. На этот раз я ловлю его за ногу и отбрасываю.

 

Мис-с С: «Больно, Хьюберт. Перестань.»

 

Он трижды пытается лягнуть меня, с каждым разом все яростнее. Когда это не удается, он пытается ударить меня кулаком. Он отскакивает назад, чтобы разбежаться, но каждый раз я ловлю его за руку, и отбрасываю, говоря: «Я не могу позволить тебе ударить меня.» В конце концов, он говорит.

 

Хьюберт: «Я не собираюсь возвращаться в ваш детский сад.»

Мис-с С: «Не говори так, Хьюберт, потому что ты мне нравишься и мне нравится, что ты ходишь в наш детский сад.»

 

Если бы я ответила: «Ты не хочешь возвращаться назад в детский сад?», то я бы не понимала его ситуации существования. Было бы лучше, если бы я сначала признала его гнев по отношению ко мне.

Хьюберт все еще пытается ударить меня. Он продолжал делать словами то, что не мог сделать руками и ногами. Он считал, что может сделать мне больно, сказав, что не вернется в сад. В этот момент я решилаобратиться к его потребности. Ему было необходимо знать, что он мне нравится. Я не хотела подтверждать его чувство, что мир — враждебное место, в котором надо быть умным и жестоким, чтобы получить то, что хочешь, а я являюсь частью враждебного мира.

Понимание требовало сделать что-то для этого мальчика. Его самой глубокой потребностью было жить во взаимоотношении, и я говорила с этой потребностью. Я перешла в активную понимающую роль. Понимание — это активность, никогда не пассивность. В процессе понимания наступает время, когда воспитатель должен давать. Я отвечала в духе того, за что Хьюберт боролся.

Позволять дурно обращаться со взрослыми, особенно родителями и учителями, — плохая помощь ребенку. Психологически он нуждается в том, чтобы уважать взрослых. Плохое отношение к ним лишает его уважения к самому себе, а также ощущения того, что в мире есть порядок и справедливость. Кроме того, это усиливает ложные способы разрешения его проблем.

Хьюберт был полон враждебности и мщения. Ему было четыре с половиной года, когда он пришел в детский сад. Он обнаружил, что может сделать по-своему, если затеет достаточно большой скандал. Он овладел искусством заставлять других выглядеть плохими. Ему нужно было открыть очень реальным способом, что в мире, в котором он может реально жить и с которым ему необходимо придти к соглашению, есть моральная структура.

Через пару дней Хьюберт рассказывает мне о сне, который показывает, что он продолжает работать над вызвавшими наш откровенный обмен мнениями глубокими чувствами. Кэрол и Сэм, появившиеся в его сне, это дети из детского сада.

 

Хьюберт: «Миссис Снайдер, прошлой ночью мне приснился сон.»

Мис-с С: «Сон, Хьюберт?»

Хьюберт: «Мне снилось, что Кэрол и Сэм отмечали праздник в моей комнате в нашем доме, а я не хотел, чтобы они были там. Поэтому я ударил их и сильно шумел, чтобы выгнать их. Потом спустилась моя мама и не захотела слушать меня.»

Мис-с С: «Ты бы хотел, чтобы твоя мама выслушала твои огорчения?»

Хьюберт: «Да.»

 

Раскрытие карт оказало реальное влияние на Хьюберта. Этот сон выявил потребность Хьюберта устранить своих соперников, истоком которой, вероятно, является соперничество с братом. Но теперь, как показал сон с вечеринкой, он хочет быть оцененным и жить во взаимоотношении с другими людьми. Он хочет, чтобы был взрослый, который поможет ему довести это до конца. Он движется к лучшей интеграции и начинает проявлять внутренний контроль.

Он тянется к взаимоотношению со мной, и он хочет того типа отношений, которые, как он чувствует, есть у меня с Кэрол и Сэмом. Когда он почувствует такие отношения, он сможет переживать по отношению ко мне любовь-заботу. Любовь-забота по отношению ко мне сделает его свободным любить других.

Встреча с целостностью помогает ребенку преодолеть дезорганизацию, она разбивает подобный смерчу в душе ребенка круг враждебности. Она останавливает силы, направленные в ошибочное русло, она помогает напряжению выйти так, чтобы ребенок был свободен вернуться назад вместе.

Воспитатель не должен полагаться на откровенный обмен мнениями, чтобы излечить реальный источник трудностей ребенка. В этом случае я не только остановила смерч враждебности, но и смогла пригласить Хьюберта к отношениям. До тех пор, пока кто-нибудь не поможет ребенку с источником его трудностей, взрывы враждебности будут продолжаться.

Мы пытались вылечить Хьюберта так, чтобы он стал полно функционирующим ребенком. Мы не хотели, чтобы он стал слепо зависимым.

Вот несколько происшествий, которые произошли, когда его младший брат Честер пришел в детский сад годом позже.

Мы играем во дворе. Была осень, но еще не очень холодная. Честер подходит к двери и говорит, что он хочет в дом, потому что холодно.

 

Мис-с С.: «Ты хочешь войти? Ты не хочешь оставаться во дворе, где холодно?»

Честер: (очень требовательно) «Да, я хочу играть внутри.»

Мис-с С.: «Честер, сейчас время играть во дворе. Сегодня мы уже не будем играть внутри.»

(Честер начинает бить в дверь ногой и топать).

Честер: «Говорю вам — откройте дверь.»

Мис-с С: «Ты хочешь сказать мне как умеешь, что ты хочешь войти, но сейчас время играть во дворе.»

 

Он озадаченно смотрит на меня и уходит.

Через неделю во время, отведенное для туалета, Честер заходит первым, и занимает туалет очень долго, опорожняя кишечник. Это задерживает всю группу. Я захожу посмотреть, закончил ли он. В конце концов, я останавливаюсь, чтобы поговорить с ним. Мы заинтересованы разговором, но он до сих пор не закончил, и я замолкаю.

 

Честер: «Я хотел бы испачкать всех людей.»

(Он складывает кулаки так, будто хочет делать это с помощью испражнений).

Мис-с С.: «Испачкать всех?»

Честер: (глядя на меня) «Да, испачкать их лица.»

Мис-с С.: «Тебе бы хотелось испачкать меня тоже?»

Честер: «Да, испачкать ваши очки.»

Мис-с С.: «Тебе что-то во мне не нравится?»

Честер: «Да.»

Мис-с С.: «Тебе не нравится, когда я заставляю тебя что-то делать?»

Честер: (смотрит на меня удивленно) «Да.»

 

Несколькими днями позже я захожу в ванную комнату и вижу, что Честер играет с водой в унитазе[12].

 

Мис-с С: «Честер, когда ты закончишь играть в унитазе, вымой руки с мылом.»

Честер: (согласно) «Хорошо».

 

Я ожидала, что подобное может случиться, и надеялась это быстро преодолеть, чтобы он не зафиксировался на таком поведении. Это было единственный раз, чтобы он играл в унитазе. Изменения у Честера происходили быстро.

Быть целостным человеком — может означать возможность открытого обмена мнениями с ребенком, как сделала это я, когда помогла Хьюберту встретиться лицом к лицу с его разрушительным поведением и поняла, что это не срабатывает. В других случаях это может означать присутствие рядом с ребенком — например, как с Честером — такое присутствие, которое позволяет ему самому работать с проблемами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.