КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтаксис
Тема №1. Введение. Предмет и задачи курса (2 ч.) При изучении этого раздела необходимо уяснить, что представляет собой синтаксис современного русского языка как раздел грамматики, его предмет и задачи, основные понятия; следует обратить внимание на типологию синтаксических единиц в истории синтаксиса, а также на то, что в синтаксической науке можно выделить четыре основных аспекта изучения синтаксических единиц: структурный (классическая синтаксическая теория), логический, семантический и коммуникативный. При синтаксическом разборе логический аспект не учитывается, но обусловливает особенности структуры и семантики основных типов простого предложения (двусоставных и односоставных, нечленимых, утвердительных и отрицательных и др.). Вопросы и задания для практического занятия 1. Каков предмет изучения синтаксиса? 2. Какие понятия являются фундаментальными для синтаксиса? 3. Назвать основные направления в синтаксисе. 4. Как обнаруживается связь синтаксиса с другими разделами языкознания? Задания для самостоятельной работы
► Подготовить конспекты по вопросам «Типология синтаксических единиц в истории синтаксиса», «Основные направления в синтаксисе», используя предложенную ниже литературу. Литература
► Выделить в тексте синтаксические единицы, обладающие и не обладающие предикативностью /5 – 1 (с.307-308)/; выявить основные синтаксические единицы (синтаксемы, словосочетания, предложения) в тексте /1 – 1 (с. 4) /. Сборники упражнений 1.Панюшева М.С., Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по синтаксису: Пособие для вузов. – М., 2003. 2.Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2003. 3. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2000. 4.Современный русский язык: Тесты: Учебн. пос./ Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М., 2002. 5. Современный русский язык: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004. Примечание. Предлагаемый материал для анализа по теме каждого практического занятия дается со ссылками на данный перечень практикумов и оформляется в косых скобках.
Тема № 2. Учение о словосочетании (2 ч.) Изучая данную тему, следует уяснить специфику словосочетания как непредикативной единицы. Необходимо обратить внимание на то, что в истории синтаксической науки существует различное понимание словосочетания, познакомиться с трактовками Ф.Ф.Фортунатова, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, А.М. Пешковского, а также современных исследователей. Следует уяснить, что словосочетание можно получить двумя способами: в направлении «от слова» и в направлении «от предложения». По количеству компонентов словосочетания подразделяются на простые (бинарные) и сложные. Словосочетание, как и другие синтаксические единицы, необходимо рассматривать как единство семантических, формальных, функциональных признаков. Вопросы и задания для практического занятия
Задания для самостоятельной работы ► Выделить подчинительные словосочетания и установить смысловые отношения между их компонентами /6 – 5 (с. 318)/; произвести синтаксический разбор словосочетаний, представленных в тексте (см. схему анализа в приложении) /6 – 7(с. 319)/. ► Подготовить конспекты по вопросам «Узкое и широкое понимание словосочетания в синтаксисе» и «Соединения слов с полупредикативными отношениями», используя указанную литературу. Литература 1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд. 2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997. 3. Грамматика русского языка. – М., 1960. – Т.2. - Ч. 1, с. 113-352. 4.Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1995. 5. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина.– М., 1988. 6 Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. – М., 1966. 7. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М, 1986 (или другие издания). 8. Русская грамматика: В 2 т. Т.2. – M., 1980. 9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 1980. 10.Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М, 1983. 11. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987. 12.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1980. 13. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978. 14. Шахматов А.А. Синтаксис современного русского языка. – М., 1941. Тема № 3. Простое предложение (4 ч.) Данная тема предполагает изучение центральной единицы синтаксиса – простого предложения. Необходимо акцентировать внимание на том, что история исследования простого предложения характеризуется поисками его специфических признаков и уяснить то, что в решении этого вопроса сложились в основном 2 направления: для первого характерно стремление осознать специфику простого предложения через отношение к логической единице – суждению, в рамках второго направления поиски велись в пределах самой лингвистики. При рассмотрении второй линии необходимо остановиться на признаках «глагольность» (А.А Потебня), «сказуемостность» (А.А. Пеш-ковский), «предикативность» (В.В.Виноградов). Следует уяснить, что существуют разные аспекты изучения простого предложения (формально-грамматический, семантический, коммуникативно-функциональный). Вопросы и задания для практического занятия
Задания для самостоятельной работы ► Определить актуальное членение предложений, укажите тему и рему /3 – 563 (с. 193)/; проанализировать семантическую структуру предложений /3 – 563 (с. 193)/; указать в приведенном тексте односоставные/двусоставные, распространенные/ нераспространенные предложения /6 – 4 (с.321-322)/. ► Составить простые предложения и выполнить их синтаксический разбор (см. схему анализа простого предложения в приложении). ► Подготовить сообщения по вопросам «Структурные схемы простых предложений», «Актуальное членение простого предложения», «Функции порядка слов в русском языке», «Подходы к изучению смысловой организации предложения». Литература 1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд. 2. Виноградов В.В.Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения// Вопросы языкознания. – 1954.– №1.– С. 3. 3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997. 4. Грамматика русского языка. - М., 1960. 5.Грамматика современного русского языка. - М., 1970 6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина.– М., 1988. 7.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. 8.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском литературном языке. – М., 9. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970. 10.Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980. 11.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 1980. 12. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987. 13.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1980 14. Шахматов А.А.. Синтаксис современного русского языка. – М., 1941.– С.29. Тема № 4. Сложное предложение (СП) (6 ч.) Необходимо раскрыть общее и различное (в структурно-семантическом плане и коммуникативном аспекте) между простым предложением и СП. Это поможет понять историю вопроса о СП в лингвистической литературе, сопоставить взгляды на СП В.А.Богородицкого, Н.С.Поспелова, В.А. Белошапковой, Л.Ю.Максимова, С.Г. Ильенко и др и уточнить определение СП в современной лингвистике. Учитывая то, что для современного состояния синтаксической науки характерно стремление представить синтаксическую систему отдельного языка в виде конечного списка образцов (структурных схем) синтаксических единиц, требуется сопоставить структурные схемы СП (особенно сложноподчиненных), которые широко представлены в школьной и вузовской практике. Традиционно структурная схема СП опирается на следующие признаки СП: 1) вид синтаксической связи, на основе которой образуется СП (сочинительная, подчинительная,бессоюзная), и ее средства (в том числе союзы, союзные и соотносительные слова, интонация); 2) характеристики предикативных единиц, обязательные для того, чтобы они могли стать теми или иными частями СП, построенного по данной структурной схеме (синтаксическое строение, состав, полнота, лексический состав); 3) порядок частей СП относительно друг друга (В.А. Белошапкова, с.173-174). Подробно следует изучить иерархию типов СП (а) двучленные СП: союзные/бессоюзные; для союзных - сложносочиненные (CCП)/ сложноподчиненные(СПП); б) многочленные СП: предложения с одинаковым видом связи (союзные/ бессоюзные) / с различными видами связи; для союзных - сложносочиненные/сложноподчиненные (с последовательным подчинением, с соподчинением)). Необходимо отметить, что кроме основных типов союзных сложных предложений – ССП и СПП – встречаются СП со смешанной, контаминированной структурой (с подчинительными и сочинительными союзами).
Вопросы и задания для практического занятия 1. Понятие сложного предложения в лингвистической литературе. Проблема терминологии. 2. Сложное предложение и словосочетание. Сложное предложение и простое предложение. Сложное предложение и текст. 3. Формально-грамматические, смысловые и коммуникативно-функциональные особенности сложного предложения в целом и отдельных его частей. 4. Структурная схема сложного предложения. 5. Типы отношений между частями сложных предложений, средства их выражения. 6. Принципы классификации сложных предложений в современном синтаксисе. Основные типы СП. Задания для самостоятельной работы ►Сопоставьте понятия СП, данные А.М.Пешковским («Русский синтаксис в научном освещении»), А.А.Шахматовым («Синтаксис русского языка»), В.А.Богородицкого («Общий курс русской грамматики»). ►Разграничьте простые и сложные предложения. Укажите их признаки /2-657,с. 237/. ►Укажите средства связи частей СП /3-604, с.243/. ►Определите модальность каждой предикативной части, входящей в состав СП /2-660,с. 238-239/. ►Выявите на конкретном языковом материале переходные типы союзного сложного предложения/3-607, с.244-245/. Рекомендуемая литература: 1. Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке.- 2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. 3. Грамматика русского языка. М., 1954,1960 – Т.2, ч.1 и 2. 4. Русская грамматика. М., 1980, т.2 5. Современный русский язык/ Под. ред.В.А.Белошапковой. М., 1981. 6. Современный русский язык в трех частях./В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов.М., 1987. 7. Современный русский язык / Под ред. Н.М.Шанского. М., 1981. 8. Современный русский язык/ Р.Н.Попов, Д.П.Валькова, Л.Я.Маловицкий, А.К.Федоров. М., 1978. 9. Современный русский язык/Под ред. Д.Э.Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979. Тестовые задания по отдельным темам Тест 1 по теме «Синтаксическая связь» 1. Определить тип связи в словосочетании нечто трогательное а) управление; б) примыкание; в) согласование. 2. Указать присловную подчинительную связь примыкание а) многоголосое ура; б) идти молча; в) верить в мечту. 3. Определить тип согласования в словосочетании высокие Гималаи а) формально-грамматическое; б) условно-грамматическое; в) семантическое; г) ассоциативное. 4. Указать типы предложенческой связи в следующем контексте Думается, мы дополнительно сделаем объявление по этому поводу а) аппликация, интродукция, координация; б) интродукция, тяготение, координация, соположение, детерминативная связь; в) детерминативная связь, координация, интродукция, тяготение. 5. Указать, сколько простых словосочетаний в предложении Ночью я веду переговоры с неукротимой совестью моей (не включать координацию). а) 4; б) 5; в) 6. 6. Какой тип отношений представлен в словосочетании работать на станке? а) объектные; б) комплетивные (восполнительные); в) обстоятельственные; г) атрибутивные. 7. Какие типы предложенческой связи представлены в данном контексте? а) координация, аппликация, детерминативная связь; б) координация, аппликация, детерминативная связь, тяготение; в) координация, аппликация, детерминативная связь, тяготение, соположение. 8. Определить тип отношений, представленный в словосочетании беседы по вечерам а) определительно-локальные; б) обстоятельственно-объектные; в) определительно-временные. 9. Указать свободное словосочетание а) железная дорога; б) путевка в жизнь; в) белая бумага. 10. Определить тип управления в словосочетании говорить о жизни а) сильное, вариативное; б) сильное, невариативное; в) слабое, вариативное; г) слабое, невариативное.
Тест 2 по теме «Аспекты изучения простого предложения» 1. Указать перечень собственно лингвистических признаков простого предложения в истории исследования данной единицы а) признаковость, сказуемостность, предикативность; б) глагольность, сказуемостность, предикативность; в)сказуемостность, предикативность, предметность. 2. Какие члены предложения расширяют информационное содержание предложения? а) подлежащее, сказуемое; б) детерминант, подлежащее, сказуемое; в) дополнение, определение, обстоятельство, детерминант. 3. Указать минимальную структурную схему предложения Идти стало легко. а) Inf V Adj; б) Inf cop Adv / Pread; в) Inf cop Adj; г) N cop Adj. 4. Указать тип предложения Я предложил другу поехать в лес за грибами по количеству пропозиций а) монопропозитивное; б) полипропозитивное. 5. Определить модусную семантику предложения Послушайте меня! а) реальная модальность настоящего времени; б) ирреальная модальность возможности; в) ирреальная модальность требовательности; 6. Указать характеристику предложения А как же! а) нечленимое, междометное, неосложненное; б) членимое, простое, односоставное, неосложненное; в) нечленимое, местоименное, осложненное. 7. Указать характеристику простого предложения по составу предикативного ядра Нужно помочь близкому человеку а) односоставное, безличное; б) двусоставное; в) односоставное, инфинитивное; г) односоставное, неопределенно- личное. 8. Указать диктумную семантику предложения а) монопропозитивное, предложение действования или акциональное, определенно-субъектное. б) монопропозитивное, предложение состояния, бессубъектное; в) полипропозитивное, предложение характеризации; г) монопропозитивное, предложение действования или акциональное, бессубъектное. 9. Указать характеристику простого предложения по составу предикативного ядра С улицы повеяло свежестью. а) односоставное, безличное; б) двусоставное; в) односоставное, определенно-личное; г) односоставное, неопределенно-личное. 10.Определить коммуникативно-функциональный тип предложения Хорошо бы уехать путешествовать куда-нибудь. а) побудительное, невосклицательное; б) побудительное, восклицательное; в) оптативное, невосклицательное; г) повествовательное, невосклицательное.
Тест 3 по теме «Двусоставные и односоставные предложения» 1. Указать семантическую характеристику подлежащего в предложении Отряд начеку а) значение субъекта действия; б) значение субъекта состояния; в) значение субъекта качественного признака. 2. Указать составное сказуемое с модальной связкой а) станет веселым; б) бросился бежать; в) намеревался сказать; г) поспешил выйти. 3. Указать последовательное расположение компонентов составного сказуемого мечтал стать взрослым а) знаменательная связка, дополнительный модификатор, именная часть; б) дополнительный модификатор, полузнаменательная связка, именная часть; в) полузнаменательная связка, дополнительный модификатор, именная часть. 4. Определить тип односоставного предложения Мне хочется поехать в Москву а) инфинитивное; б) безличное; в) неопределенно-личное; г) определенно-личное. 5. Указать неопределенно-личное предложение а) Летом здесь поставили стог. б) Будем прорываться вперед к орудиям. в) В комнате натоплено. 6. Указать двусоставное неполное предложение а) Накинул пальто и вышел на крыльцо. б) Кричали. в) Предлагают начать собрание. 7. Составить минимальную и расширенную (если она необходима) схемы предложения Ему надо ехать на работу а) Adv Inf; Adv Inf N3; б) Adv Inf; в) Adv V; Adv Inf N3. 8. Определить тип односоставного предложения Красивых цветов! а) номинативное; б) генитивное; в) именительный препозитивный; г) именительный вокативный. 9. Указать номинативное, осложненное, распространенное предложение а) Только бы здоровье. б) Морозный день, конец января. в) А снегу-то сколько! 10. Определить расширенную структурную схему предложения Он хотел стал знаменитым спортсменом а) N cop Adj; б) N cop Adv; в) N cop Inf N; г) N cop V Inf N. Тест 4 по темам «Распространенное простое предложение», «Неполное предложение». 1. Каким членом предложения являются прилагательные в предложении День занимался яркий, жаркий? а) сказуемым; б) определением. 2. Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в предложении Ребенок лет десяти а) дополнением; б) определением; в) обстоятельством. 3. Определить, каким членом предложения является выделенное существительное в предложении Кто посмеет зажечь всеуничтожающее пламя? а) подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением. 4. Определить синтаксическую функцию инфинитива в предложении Удовольствие перепрыгивать с камня на камень я мог себе позволить, когда нога зажила. а) дополнением; б) определением; в) сказуемым. 5. Определить тип неполного предложения в зависимости от полноты его структуры Этому городу почти 500 лет а) полное; б) контекстуально-неполное; в) эллиптическое. 6. Определить тип неполного предложения в зависимости от полноты его структуры Слушал бой часов а) полное; б) контекстуально-неполное; в) эллиптическое. 7. Указать неполное предложение а) Больше она не расспрашивала. б) Просят подойти к телефону. в) Темны улицы, но у тебя есть фонарь. 8. Определить, каким членом предложения является выделенное существительное в косвенном падеже в предложении После ветра под каждым кедром – два мешка шишек. а) дополнением; б) определением; в) обстоятельством. 9. Охарактеризовать дополнение в предложении Звезды напевают мне неземной мотив свой а) прямое; б) косвенное. 10. Охарактеризовать предложение Хочешь стать врачом а) двусоставное, неполное; б) односоставное, полное; в) односоставное, неполное. Тест 5 по теме «Сложное предложение и его типы» (см. Современный русский язык: Тесты: Учебн. пос./ Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М., 2002.) 1. Разграничьте простые и сложные предложения /задание1,с.179-180/. 2. Определите разновидность смысловых отношений между частями конкретных ССП /задания 2, 4,5, с.181-182,184-186/. 3. Определите оттенки значения и стилевую окрашенность конкренного союза /задания 3, 6, 7, с.182-184,187-190 /. 4. Установите структуру конкретных СПП /задание 8, с.190-192 /. 5. Идентифицируйте придаточную часть по типу /задания 9,10, 13 с.192-195,198-199/. 6. Разграничьте союзы и союзные слова в конкретных СПП / задание 11, с.195-196 /. 7. Определите синтаксическую функцию и стилистическую окрашенность союзов и союзных слов в СПП /задания 12,14,16, с.196-201,203-205/. 8. Установите тип подчинения в усложненном СПП /задание 15, с.201-203 /. 9. Определите характер смысловых отношений и интонации между частями конкретных БСП /задания 17, 20, 21, с.205-206, 209-212 /. 10. Установите средства связи частей конкретных БСП /задание 18, с.206-208 /. 11. Установите соотносимость БСП с другими типами сложных предложений /задание 19, с.208-209 /.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |