Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель мира




Одной из характеристик психологического подхода является то, как он смотрит на взаимоотношения между людьми и миром. НЛП высказывает­ся на этот счет вполне определенно: мир находится в нашей голове и нашем теле. На основании нашего сенсорного восприятия мы создаем карту действи­тельности — или же модель мира. Наша модель мира состоит из убеждений, которые основываются на обобщениях, сделанных на основании некоторого опыта. Мы видим, слышим, чувствуем, обоняем и пробуем на вкус вещи, и на основании этого мы делаем выводы о том, что это, каково это и что можно с этим делать. В свою очередь, чувственную передачу мы используем — когда обобщения уже сформированы как доказательство того, что наши убеж­дения соответствуют действительности. С одной стороны, то, что мы вос­принимаем, определяет, как выглядит наша модель мира, с другой стороны, наша модель мира определяет, что именно мы воспринимаем, какой выбор мы делаем из всех возможных переживаний. Иными словами, наша модель мира снабжает нас нашими фильтрами восприятия. А эти фильтры, в свою очередь, определяют дальнейшее развитие нашей модели мира, так как то, что мы не воспринимаем, не может оказывать влияние на наше представле­ние о мире...

Мы не реагируем непосредственно ни на сам мир, ни на его территорию. Мы реагируем исключительно на нашу модель мира — на карту его территории. Почему ты смотришь на карту, когда стоишь в центре этой территории? Поче­му мы не реагируем непосредственно на наш сенсорный опыт, в то время как мы его испытываем? Зачем нам, собственно говоря, нужна модель мира? Нам необходима карта действительности, чтобы мы могли переработать тот гигант­ский поток информации, который поступает к нам по нашим органам чувств. Мы не в состоянии воспринять всю эту информацию. Нам приходится делать выбор, так как пропускная способность нашего мыслительного аппарата обычно недостаточно велика для того, чтобы одновременно переработать все имеющие­ся детали. Следовательно, мы производим отбор поступающей к нам информа­ции и делаем это — чаще всего неосознанно — при помощи нашей модели ми­ра. Иными словами, наша модель мира находит воплощение в фильтрах восприятия, с помощью которых мы воспринимаем окружающий нас мир.

Позвольте мне (Я. X.) привести конкретный пример. Год тому назад я начал играть на аккордеоне. До этого времени я крайне редко видел или слышал ак­кордеон. Когда же я сам начал играть на нем, не проходило дня, чтобы я не видел где-нибудь аккордеон. По телевизору, на улице, даже в виде значка в ма­газине украшений. Я был искренне удивлен тем, что раньше мне не встречались все эти аккордеоны. Даже пианино стало мне теперь напоминать аккордеон. Собственно говоря, разве пианино не является большим горизонтальным ак­кордеоном без мехов? Так я открыл «фильтр аккордеона». Моя действительность стала тесно связана с аккордеоном.

Используем аналогию: наша модель мира подобна настройщику радио­приемника. Представьте себе, что у вас есть превосходный радиоприемник, из которого одновременно раздаются все передачи, наполняя комнату невообра­зимым шумом. При том, что качество звучания очень хорошее, в этой каше из звуков невозможно ничего разобрать. Важнейшая функция настройщика за­ключается в том, чтобы убрать волны определенной длины, а другие настро­ить так, чтобы они звучали как можно чище. Выражаясь языком информации, наша нервная система делает различие между сигналами и фоновыми шума­ми. Шумы отфильтровываются и удаляются. Однако то, что для одного явля­ется шумом, для другого может быть сигналом. Все зависит от используемой модели мира, от применяемых фильтров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.