Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действительность Корзыбского




Вполне вероятно, что теория познания НЛП была позаимствована Гриндером и Бэндлером непосредственно у Корзыбского, написавшего книгу «Наука и здравый смысл» (Science and sanity, 1958, первое издание 1933). Его важней­шая мысль заключается в том, что человеческое страдание является следстви­ем того факта, что процесс передачи действительности средствами языка мы путаем с самой действительностью. Известна следующая история, произо­шедшая с Корзыбским (Diekstra 1993). Он проводит занятие с группой сту­дентов и вдруг неожиданно прерывает лекцию, чтобы извлечь из своей сумки завернутую в белую бумагу коробку с печеньем. Он бормочет, что ему необ­ходимо перекусить, кладет печенье в рот и спрашивает студентов с первых рядов, не хочется ли им тоже печенья. Несколько студентов берут у него пе­ченье. «Вкусно, не правда ли?», спрашивает Корзыбский и берет второе пече­нье. Студенты жуют с явным удовольствием. В этот момент Корзыбский сры­вает с коробки белую бумагу. Под бумагой обнаруживается оригинальная упаковка, на которой изображена голова собаки и написано большими буква­ми «Dog Cookies» (Печенье для собак). Студенты испуганно глядят на короб­ку. У двоих из них подступает тошнота, они подносят руку ко рту и выбегают из лекционного зала в туалет. «Посмотрите, дамы и господа», — произносит Корзыбский довольным тоном, — «только что мне удалось продемонст­рировать доказательство того, что люди едят не только пищу, но и слова, и что вкус первого зачастую заглушается вкусом второго».

Именно Корзыбскому удалось, в тридцатые годы перевернуть типичные представления относительно нервной системы, восприятия, языка и действи­тельности. Кроме того, Корзыбский оказал большое влияние на Алберта Элиса, основоположника Рациональной Эмоциональной Терапии (RET), вследствие чего данная терапия по некоторым аспектам совпадает с НЛП, к примеру, если речь идет о различии между восприятием и убеждением, а так­же об идее, что на одном и том же восприятии могут базироваться различные убеждения.

Установки Корзыбского мы можем резюмировать следующим образом:

1.Мир

Внутри нас есть мир. Корзыбский нигде не говорит об этом буквально, одна­ко это предполагают его дальнейшие обоснования. При этом мы никогда не узнаем действительные свойства мира. Откуда же мы тогда знаем, что внутри нас есть мир? Этого мы тоже на самом деле не знаем. Но как же быть в та­ком случае? Ведь если ты не можешь знать мир, само его существование не представляет большого практического значения. И тем не менее, Корзыбский полагает, что это первый уровень того, что он описывает с помощью слова «мир».

2.Эффекты в нашем организме

События в мире вызывают биохимические и биоэлектрические эффекты в нашем организме. Это второй уровень в нейро-лингвистической модели Кор­зыбского. Мы еще не научились осознавать эти эффекты.

3.Сенсорные переживания

Наша нервная система впоследствии преобразует эти эффекты в сенсорные переживания. Запомните: даже наши непосредственные сенсорные пережива­ния, следовательно, уже больше не являются естественным отражением мира, а представляют собой продукт нашей нервной системы. Визуальный центр в нашем головном мозге создает визуальное отражение импульсов, которые поступают через сетчатку наших глаз. Нейропсихологи указывают на то, что, по всей вероятности, не существует «органической» связи между «поступаю­щими к нам» впечатлениями и информацией, которая переносится посредст­вом нашей нервной системы. Представим себе, что некто смотрит на мурлы­кающую кошку, сидящую на стуле. При этом сначала создается впечатление, что шаблон рецепторных клеток, который активизируется на его сетчатке, не­взирая на искажения в перспективе, несколько удален от кошки. Но как только эта информация по нервным клеткам перемещается на несколько ша­гов дальше по направлению к головному мозгу, шаблон кошки уже больше не распознается. Тем не менее, головной мозг формирует из него образ кошки. Иными словами, сенсорные переживания уже сами по себе являются органи­зацией, вероятно, мы можем даже сказать интерпретацией, тех процессов, ко­торые происходят в нашем организме в результате влияния на него внешнего мира. Что же это означает? Данная точка зрения интересна, прежде всего, как научная метафора для принципа, заключающегося в том, что различные описания одной и той же действительности не только возможны, но и неизбежны, и большей частью желательны.

4. Модель мира

Свои сенсорные переживания мы организуем впоследствии при помощи язы­ка. Тому, что мы испытываем, мы придаем определенное значение посредством языка. Это значение согласуется с тем, что нам уже известно. Следова­тельно, по мнению Корзыбский, этот процесс представляет собой взаимодействие между нашей нервной системой и нашим использованием средств языка. Это взаимодействие мы можем буквально назвать нейро-лингвистичес­ким взаимодействием.

На данном уровне интерпретации вновь имеют место очередные измене­ния, обусловленные характером языка. Язык отражает действительность постепенно (линейно). Сначала происходит А, затем происходит Б, и потом уже В. Даже если в «действительности» происходят десять событий одновременно) они будут, преобразованные при помощи языка, описаны как события, дующие друг за другом. Так будет даже в том случае, если при этом будет ска­зано: «Все это происходит одновременно». Слова являются частицей, в которой заключены части действительности, которые мы первоначально выделили из целого (Duba 1994). Впоследствии они начинают жить самостоятельной жизнью в языке, чего прежде с ними не происходило. В «мире» они длитель­ное время не были настолько обособленными, какими они кажутся в языке.

В отношении категорий это действует в еще большей степени, чем в от­ношении непосредственных чувственных впечатлений. Категории создаются нашим головным мозгом и не существуют вне него. Однако если однажды они были названы, они кажутся нам существующими в действительности. «Решение» начинает казаться вещью. Оно кажется чем-то осязаемым. Однако тогда, когда мы еще только принимали решение, это был плавный процесс, который переплетался с множеством других дел и который не имел четкого начала и четкого конца. А теперь у него есть и начало, и конец. В языке дан­ный процесс «застывает». Он становится «решением», прочным и незыбле­мым в языке, подобно «памятнику». Такая разновидность преобразования называется «номинализацией».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.