Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждения




СМЕШЕНИЕ УРОВНЕЙ

Большую часть представлений Корзыбского можно резюмировать его лозун­гом: «Карта это не территория». Он сам говорит об этом следующее: «К сожалению, человечество в своей банальности игнорирует большинство науч­ных знаний, включая первые три уровня [непосредственно мир, биохимиче­ские и биоэлектрические эффекты; сенсорные переживания], и реагирует так, словно даже не подозревает о том, что уровень 4 [модель мира, обобщения] не то же самое, что и уровень 1 [непосредственно мир] (...) Подобное игнориро­вание приводит к непониманию, горячим двусторонним спорам «либо-либо», враждебности, предубеждению, язвительности и т. п. В истории философии, например, метафизический спор относительно солипсизма больше не будет являться проблемой, если мы осознаем, что единственная возможная связь между первыми тремя неподвижными [невербальными] уровнями и четвер­тым [вербальным] уровнем заключается в их структурном соответствии» (Корзыбский 1951, стр. 173; выделение курсивом и отдельные пояснения, за­ключенные в квадратные скобки, Яап Холландер).

Без обобщений в отношении действительности мы бы не смогли выжить. Каждый день нам бы пришлось снова разбираться в том, как функционирует наш автомобиль, и выяснять, как зовут наших детей. Более того, каждый день приносил бы нам все новые открытия. Например, что ходить между грузовы­ми автомобилями или пить хлор опасно. Мы бы умерли, не успев выпить чашку кофе. Мы бы не смогли обрабатывать информацию, поступающую к нам посредством наших органов чувств, потому что у нас не было бы в запасе достаточно значений, которых мы могли бы придать нашему сенсорному опыту. Обобщения представляют для нас жизненный интерес. Однако по существу они являются неправдой. В определенной ситуации любое обобщение вполне может оказаться неверным. Обобщение является «палкой о двух концах»: оно предоставляет возможности, но оно также может и перекрыть пути (возможности выбора). Всегда существуют исключения.

Убеждения являются обобщениями. Я уверен в том, что завтра взойдет солн­це, потому что это происходит на протяжении всей моей жизни. Выше мы уже приводили описание того, как мы способны поддерживать обобщения используя при этом опущение и искажение. И если завтра утром я внезапно обнаружу, что в комнате темно, мне не придет в голову мысль, что солнце не взошло, скорее я решу, что в комнате плотно задернуты шторы.

Каждый из нас постоянно имеет множество «обобщений» и «убеждений». Однако не каждое убеждение оказывает влияние на нашу жизнь. Убеждение «вода кипит благодаря тому, что под ней горит газ, и она нагрелась» будет оказывать влияние на мое функционирование как человека в гораздо мень­шей степени, чем убеждение «я никогда не получаю то, чего мне больше всего хочется». В целом можно сказать, что убеждения оказывают более сильное влияние по мере того, как они являются: (а) более обобщенными, и (б) более индивидуальными. Значение убеждения возрастает, как правило, по мере того, чем на более высоком логическом уровне оно находится, иными словами, по мере того, чем меньше убеждение зависит от ситуаций и поведения, и чем больше оно связано с личностью и духовными материями:

что я думаю о своем окружении,

убеждения относительно моего поведения,

убеждения относительно способностей,

убеждения относительно действительности (относительно убеждений),

убеждения относительно того, кем я являюсь,

убеждения относительно огромного целого, частью которого я являюсь.

Впрочем, убеждения в отношении высших сил, традиционно обозначае­мые словом «вера», в НЛП интерпретируются таким же самым образом, как и убеждения в отношении обычных земных явлений. Наша модель мира явля­ется системой убеждений. НЛП предполагает, что наши убеждения определяют наши возможности и поведение. Другими словами, то, что мы можем и что мы делаем, в некоторых случаях оказывает влияние на то, что мы думаем, но часто и не оказывает. С другой стороны, то, что мы думаем, определенно, оказывает влияние на то, что мы можем и что мы делаем, так как мы используем свои убеждения для того, чтобы организовать свои возможности и пове­дение.

Убеждения, как и другие виды субъективного опыта, имеют структуру. Эта структура состоит из едва различимых отличий в параметрах внутренних образов, звуков и чувств (субмодальностей). Иными словами, опыт «состояния убежденности в чем-либо» находится во взаимосвязи с опреде­ленным родом образов, звуков и чувств, возникающих внутри нас. По сути дела, это позволяет обнаружить точки соприкосновения для изменения убеж­дений. Представим себе, что состояние убеждения сопровождается у человека сильным особым ощущением в области желудка и яркими, четкими визуаль­ными образами. Таким образом этот человек может ослаблять определенные убеждения, приглушая ощущение в области желудка и делая образы более расплывчатыми. С вещами же, в которые он хочет поверить, он может проде­лывать обратное.

Наряду с субмодальной структурой убеждение имеет также структуру в отношении: (а) причин и «фактов», говоря в общем смысле, признаков, (б) цен­ностей и значений, говоря в общем смысле, критериев, и (в) заключений или (субъективно выявленных) результатов, говоря в общем смысле, значений.

Представим себе, что некто убежден в том, что «людям вообще никогда нельзя доверять». Если этот человек выскажет это убеждение вслух, тем самым он сформирует заключение, значение. Он высказывает обобщение на основании некоторого (возможно большого) числа впечатлений от общений людьми, когда его доверие было обмануто. На каких же именно впечатлений основывается это обобщение (значение)? Что именно произошло, в результа­те чего он пришел к такому заключению? Если я задам ему вопрос: «Откуда ты знаешь, что людям вообще никогда нельзя доверять?» или: «Как это случилось, что ты так считаешь?», я верну его мысли к этим переживаниям. Та­ким образом я узнаю что-то об одном недостающем элементе в структуре, а именно, те признаки, на которых основывается значение. Возможно, он ска­жет: «Моя мать позволяла моему отчиму жестоко обращаться со мной, а мой сын уже двенадцать лет не обращает на меня внимания». Теперь я могу по­пробовать заполнить второй элемент, а именно, критерий. К примеру, я спро­шу «Что ты при этом предпринимаешь?». Это будет означать: «Доверяешь ты людям или не можешь им доверять?». При этом я пытаюсь выявить ценность, критерий, в соответствии с которым определяется важность данного значения. Вероятно, я получу ответы, на основании которых будут выявлены такие критерии как безопасность, справедливость, предсказуемость и хорошие от­ношения.

Данная структура, подобно ранее названной структуре субмодальностей, предоставляет точки соприкосновения для осуществления изменения. Во вся­ком случае, на одних и тех же впечатлениях могут базироваться различные убеждения. Более подробно с этим можно ознакомиться в книге Нейролингвистическое Программирование в Нидерландах (Neurolinguistisch Programmed in Nederiand), глава 7, «Свобода заключения». В этой книге мы приводим доказательства того, что люди обладают свободой заключения, иначе говоря, что они вполне вольны придавать признаку любое значение. В настоящей книге также приводится описание большого числа вербальных шаблонов, при помощи которых можно разрушать неблагоприятные убеждения. В механике индивидуального формирования действительности переход от значений к «фактам» является важным инструментом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.