Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причинно-следственное высказывание




Модальные операторы

В метамодели мы различаем:

(а) модальные операторы возможности и

(б) модальные операторы необходимости.

(а) Модальные операторы возможности

При модальных операторах возможности на практике речь всегда идет о выраженной невозможности: не могу, не смею, не слышу, не имею воз­можности, не имею шанса, не в состоянии, не способен и т. п.

Примеры:

Нарушение: «Я не могу убежать отсюда».

Вызов: «Что же тебе мешает это сделать?».

 

Нарушение: «Мне не предоставляется шанс пойти учиться!».

Вызов: «Что же мешает тебе пойти учиться?».

 

Нарушение: «Я не в состоянии измениться».

Вызов: «Что же тебе мешает?»,

 

Как видно из этих примеров, вызов модального оператора возможности всегда следующий: «Что тебе мешает?». Тем самым то, что зачастую представляется как абсолютно невозможное, сводится к выбору из не­скольких возможностей.

 

Пример:

Нарушение: «Я не могу убежать отсюда».

Вызов: «Что же тебе мешает это сделать?».

Ответ: «Они объявят меня ненормальным».

При этом речь теперь уже больше не идет о невозможности убежать.

Речь идет о выборе: остаться и выглядеть нормальным либо убежать и быть признанным ненормальным...

(б) Модальные операторы необходимости

Второй модальный оператор является оператором необходимости, чаще всего выражаемым такими словами, как должен, обязан, подобает, сле­дует и т. п.

Примеры:

Нарушение: «Это должно быть закончено сегодня вечером».

Вызов: «Что случится, если этого не произойдет?».

 

Нарушение: «Тебе следует быть добросовестным».

Вызов: «Что произойдет, если ты не будешь добросовестным?».

 

При модальном операторе необходимости мы задаем вопрос о последст­виях, которые наступят для говорящего в том случае, если он не сдела­ет того, что должен:

«Что произойдет, если ты не...»,

«Что случится, если...»,

«Какие будут последствия, если...»,

«Что пойдет не так, если...».

 

Данные вызовы сводят необходимость, представленную вначале как на­стоятельную, к возможности выбора с целью избежания определенных нежелательных последствий.

 

В причинно-следственном высказывании (в том смысле, в котором это слово применимо к метамодели) указывается внешняя побудительная причина в качестве причины внутреннего процесса, ощущения или мысли.

Примеры:

Нарушение: «Его жалобы направлены против моих доводов».

Вызов: «Каким именно образом его жалобы принижают значение твоих доводов?».

Нарушение: «Его работа «спустя рукава» заставляет меня переживать».

Вызов: «А в твоей жизни когда-нибудь случалось такое, что тебя не расстраивала чья-то небрежная работа?».

При причинно-следственном высказывании мы задаем вопрос о взаимосвязи междупричиной и следствием. Это может быть сделано двумя способами: (а) вопросом: «Как именно X (причина) приводит к Y (следствию)?» либо: «Как именно Y вызывается X?»; (б) при помощи вопроса насчет противоположного примера, при котором указывается причина, а следствие не сообщается: «А у тебя когда-нибудь случалось так, что X не приводило к Y?».

Данные вызовы побуждают говорящего к описанию внутренних процессов, имеющих место между причиной и следствием. Пример: «Если он так небрежно работает, я думаю: «Мы больше никогда не получим заказ», и это вызывает у меня тревогу.» Внешние причины часто выпадают из-под контроля говорящего, в то время как на свои внутренние процессы он имеет гораздо больше влияния. В данном примере: на тот факт, что его коллега работает спустя рукава, он, вероятно, практически никак повлиять не может; при этом он держит под контролем мысль «Мы никогда больше не получим заказ» и все связанные с этим внутренние процессы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.