Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с метамоделью




Метамодель описывает определенный набор слов, выражений и смысловых конструкций, называемых нарушениями метамодели. Прежде всего, нужно отметить, что слово «нарушение» не нужно воспринимать в полицейском смысле. Идея заключается в том, что мы можем проверять высказывания на условия формы в контексте проведения работы по изменению. Таким услови­ем формы является, к примеру, то, что в значении не должны присутствовать высказывания со смысловой нагрузкой «все или ничего» (такие слова, как «везде», «нигде», «все», «никто», «всегда» и «никогда»). Каждому из этих на­рушений метамодель задает один или несколько вопросов. Эти вопросы на­зываются вызовами. Они побуждают говорящего подробнее раскрыть свои высказывания. Пользователь метамодели должен уметь распознавать наруше­ния и реагировать на них верными вызовами. При использовании метамодели большое значение имеет наличие раппорта. В процессе работы вопросы, по­буждающие к подробному описанию, легко могут превратиться в перекрест­ный допрос, и тогда будет получено гораздо меньше информации, чем при разговоре без вопросов метамодели. Хороший раппорт может помочь этого избежать.

Использование метамодели служит — как нами уже было замечено — двум различным целям, которые можно рассматривать как две стороны одной информационной медали:

1. Сделать возможным изменение

Метамодель стимулирует клиента корректировать, приспосабливать и совер­шенствовать его модель мира. Вопросы (вызовы) действуют как своеобразные мини-интервенции, способные привести клиента к новым обобщениям или убеждениям. В данном случае мы можем говорить об обогащении чьей-то мо­дели мира в том смысле, что в словарном запасе появляется большее разно­образие, благодаря чему возникает больше возможностей выбора.

2. Собрать более точную информацию

Метамодель позволяет как приверженцу НЛП, так и клиенту получить лучшее представление относительно модели мира клиента, иначе говоря, совокупности обобщений, управляющих его внутренними переживаниями. В том случае, если речь идет о разновидности информации, которая представляет важность для планирования изменения (нынешнее состояние, состояние объекта, необ­ходимые ресурсы, структура переживания и т. п.), в особенности полезно по­лучение наиболее специфичной информации. Однако и в некоторых других ситуациях, в которых информация представляет большую важность — напри­мер, когда клиент дает объяснение на основе своего убеждения в том, что что- то ему никогда не удастся -метамодель способна сыграть положительную роль.

Обе цели (1 и 2) значительно повышают шансы разрешить проблемы - так сказать, расширяют пространство поиска, в рамках которого могут быть найдены необходимые ресурсы.

Нечто подобное происходит и при моделировании особых возможностей. В процессе него специалист говорит обобщениями о своих внутренних про­цессах. А метамодель предоставляет возможность подробно описать информа­цию и тем самым обнаружить внутреннюю структуру возможности.

Тем, кто заинтересован в более подробном рассмотрении метамодели, мы предлагаем обзор различных нарушений метамодели с соответствующими вы­зовами.

МЕТАМОДЕЛЬ — нарушения и вызовы с примерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.