Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения между личностью и ее частями




ЧАСТИ

Личность, состоящая из множества частей, по мнению Бэндлера и Гриндера, является не отклонением, а вполне закономерным явлением в че­ловеческой эволюции. По сути, ученые имеют в виду не крайнюю форму, из­вестную в психиатрии как раздвоение личности, а обычную форму, встре­чающуюся практически у каждого человека. В одной ситуации мы верим, ду­маем и делаем одни вещи и являемся, в определенном смысле, одними людьми, а в другой ситуации мы верим, думаем и делаем другие вещи и, со­ответственно, являемся другими людьми. Тот факт, что у нас имеются раз­личные роли-личности, которые могут быть заякорены как биологически, так и на культурном уровне (например, роли отца, хозяина, писателя, так назы­ваемой «черной овцы» и т. д.), открывает перед нами большие возможности.

По мнению психиатров, в случае раздвоения личности — серьезного пси­хического расстройства, которое, как правило, связано с жестоким обращени­ем в юности — субличности человека не имеют контакта друг с другом, они полностью диссоциированы друг от друга. Это именно то, что лежит в основе психиатрической формы серьезного расстройства. Различные субличности попеременно полностью захватывают власть над человеком и тем самым оп­ределяют его поведение. Одна субличность на следующий день с удивлением взирает на то, что сделала накануне другая субличность.

В повседневной, здоровой форме наличия в личности множества частей субличности в большей или меньшей степени иерархически зависят друг от друга и могут беспрепятственно общаться друг с другом.

Высказывания типа: «В своей роли X я нахожу Y...»,

«Хотя иногда я и думаю Y, я все же решил...»,

«Если я даже предположу X, я все равно сделаю Y...»,

«По большому счету, мне бы хотелось Y...»,

«Иногда мне все же хочется Y...»,

«С одной стороны, я думаю X, однако, с другой стороны...»

представляют собой доказательства наличия у человека в повседневной жизни различных субличностей или частей.

 

 

Отношения между личностью и ее частями — это отношения между Телом и его частями, между структурой и элементом. Кроме того, это и отношения между индивидуумом и обществом, либо между семьей и членом семьи. С одной стороны, это просто стабильное ядро. Существуют аспекты человеческой личности — убеждения, метапрограммы или даже манеры поведения - которые могут проявляться практически в любой ситуации. Паттерн незави­симых от контекста качеств рассматривается при этом в качестве чьей-то лич­ности. Эти относительно неизменные качества формируют основу для нашего представления самих себя или кого-то, кош мы знаем. В этом смысле каждый из нас постоянно является одним и тем же человеком. Говоря о человеке, мы говорим о его личности, его сущности или его характере. Говоря о народе, мы говорим о его национальном характере или национальных особенностях. Го­воря о большой организации, мы говорим о культуре.

С другой стороны, существуют паттерны, которые зависят от контекста. При определенных — физических или психологических — обстоятельствах мы демонстрируем взаимозависимое единство убеждений, мыслей и манер пове­дения, которые явственно отличаются от тех паттернов, которые мы демонст­рировали прежде. Кто-то, к примеру, может всегда верить в то, что люди по своей сути хорошие (не зависимо от контекста), и когда он выступает в каче­стве тамады на свадьбе, он способен вполне положительно реагировать на выпивших гостей. Но в это же время его реакция как отца на сына-школьника, принявшего алкоголь, будет совершенно иной.

Идея о том, что каждый человек представляет собой некий конгломерат самостоятельных и характерных единиц, не нова. Эта идея встречается в раз­личных мифологиях и психологических течениях, применяется в психоанализе и гипнотерапии. Это фундаментальное представление о человеке, состоя­щем из полунезависимых, целенаправленных единиц. В нашей культуре эти единицы называют субличностями или состояниями эго. В других культурах речь идет о проявлении в людях духов, божеств или предков. В НЛП эй единицы называют «частями» или «parts» (см. также параграф «Сатир» в гла­ве 1). Принимая во внимание тот факт, что большинство частей проявляются как правило, неосознанно, мы часто говорим о «частях бессознательного».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.