Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В каких случаях вы осуществляете коммуникацию счастью.




КОММУНИКАЦИЯ С ЧАСТЬЮ

 

1.Назовите часть

Пример (внимание: мы приводим произвольные примеры):

НЛ-программист: «Как ты хочешь назвать эту часть?».

Клиент: «Это часть меня, которая отвечает за то, что я никогда не умел рисо­вать».

2.Поприветствуйте часть

Пример:

HJI-программисг: «Загляни внутрь себя и поприветствуй эту часть. Спокойно дождись своей реакции. Это может быть какой-то образ, голос, ощущение, звук. Дождись, пока это не проявится само собой».

Клиент (самому себе или вслух): «Привет, часть, которая мешает мне рисо­вать!» (Обращаясь к HJI-программисту): «Она показывает мне абстрактную картину!».

3.Дайте оценку части

Пример:

НЛ-программист: «Поблагодари эту часть за общение с тобой».

Клиент «Я хочу тебя поблагодарить за то, что ты позволила мне увидеть кар­тину».

НЛ-программист «Я понимаю, что ты считаешь не очень приятным то, что умеешь рисовать. Однако это имеет и свои положительные стороны. Загляни внутрь себя и дай оценку этой части».

Клиент (самому себе или вслух): «Я хочу тебя поблагодарить за то время которое я имел возможность тратить на другие вещи, так как не занимался рисованием».

4. Ведите разговор с этой частью

Пример:

НЛ-программист: «Что бы тебе хотелось узнать в отношении рисования?».

Клиент: «Мне бы хотелось узнать, есть ли у меня на самом деле талант?».

НЛ-программист: «Тогда спроси у этой части: У меня есть талант?».

Клиент (повторив этот вопрос про себя): «Она говорит, что, возможно, у меня есть талант, но мне не хватает усидчивости для того, чтобы научиться хорошо рисовать».

HJI-программист: «Спроси у нее: «Что мне необходимо для того, чтобы раз­вить у себя больше усидчивости?».

5.Соберите отправные пункты

Пример:

НЛ-программист: «Эта часть думает, что у тебя недостаточно усидчивости, чтобы научиться хорошо рисовать. Вместо того чтобы мешать тебе, она хочет тебе помочь развивать у себя усидчивость. Теперь ты понял, что твои карти­ны не могут быть сразу хорошими. Это должен быть процесс развития».

6.Подстройтесь к будущему

Пример:

НЛ-программист: «Договорись с этой частью поговорить с ней через несколь­ко недель о том, как обстоят дела с твоей усидчивостью. Возможно, вы внесе­те какие-нибудь поправки на основании первых переживаний».

 

 

Коммуникация с частью является полезным паттерном (техникой) в следую­щих случаях:

(а) клиент рассказывает о том, чего бы ему очень хотелось, но что у него не получается (он сам себе мешает);

(б) клиент рассказывает о том, чего бы ему не хотелось делать, но что он по­стоянно делает,

(в) в процессе работы с другим паттерном (следуя другой технике) возникает противодействие или трудности (сопротивление);

(г) клиент демонстрирует признаки серьезной диссоциации в виде психологи­ческих жалоб;

(д) клиент хочет то, что он уже умеет делать, но хочет научиться делать это еще лучше;

(е) клиент хочет лучше понять, почему он делает, допускает, думает или чув­ствует определенные вещи.

Если вы хотите использовать этот паттерн (технику) в рамках тренировки для начала можно воспользоваться следующими вопросами:

(а) Что бы тебе очень хотелось сделать, но сделать это никогда не удается?

(б) Что бы тебе не хотелось делать, но ты это постоянно делаешь?

(в) Есть ли у тебя физическая жалоба, о которой тебе бы хотелось узнать больше?

Назовите часть

В качестве первого этапа поговорите с клиентом о той его части (или его бес­сознательном), которая ответственна за X, при этом X представляет собой конкретное поведение, ощущение или мысль. Например: слишком сильное употребление алкоголя, постоянно повторяющийся сон или внутренний голос, который все подвергает критике.

Попросите клиента выбрать для этой части название или определение. Обратите внимание на то, чтобы это название несло позитивный или, по крайней мере, нейтральный смысл, который бы провел четкое различие меж­ду поведением и частью. Следовательно, это название не должно иметь ниче­го общего, к примеру, с «моей головной болью», а только с той частью, кото­рая ответственна за эту головную боль.

Примеры подобных названий:

часть, которая ответственна за мою мигрень

моя «незрелая» (неопытная) часть

двоюродный брат

моя авантюрная часть

та часть, которая мешает мне подготовиться к собранию

деловая женщина

моя интуиция

та часть, которая знает, чего я хочу на самом деле

та часть, которая не хочет освободиться

мое эго.

Поприветствуйте часть

Будучи HJI-программистом, вы предполагаете, что эта часть будет реагиро­вать. Следовательно, вы не спрашиваете у клиента, не появилась ли у него какая-нибудь реакция, а спрашиваете у него, что это за реакция. Важно про­водить различие между осознанными и бессознательными реакциями. Ответ на приветствие может прийти (из подсознания) сам по себе:

«Поприветствуй часть, осознанно мысленно поговорив с ней, и подожди пока автоматически не проявится реакция. Может произойти так, что что-то изменится в твоих ощущениях, возможно, у тебя появятся какие-то образы воспоминания, однако может случиться так, что ты услышишь внутренний голос, который обращается к тебе, или произойдет что-то совершенно иное.

Вы знаете, что если клиент реагирует смехом, смятением или удивлением, или другим видом коммуникации, свидетельствующим о том, что подобная реакция неожиданна для сознания, это означает, что мы имеем дело с бессоз­нательной реакцией.

Позаботьтесь о том, чтобы клиент позволил говорить этой своей части. Зачастую люди склонны озвучивать то, что, по их мнению, имеет в виду эта часть. Не принимайте это во внимание. Скажите, к примеру: «Что говорит сама эта часть?» — или: «Пусть ответ исходит из самой части».

Мы имеем возможность взять часть на невербальный якорь, чтобы ее можно было вызвать в любой момент. Как только часть получает определен­ное название, можно говорить о установлении на нее аудиального якоря. На­звание, которое дается части, призвано способствовать усилению раппорта (следовательно, не следует употреблять никаких оскорбительных прозвищ). Лучше всего связать с названием какое-либо позитивное намерение, напри­мер, «защитная часть» (которая вызывает страх), «недосягаемая часть» (изо­лирует кого-то в социальном плане) или «часть спокойствия» (вынуждает кого-то пить). Как бы то ни было, позаботьтесь о том, чтобы клиент попри­ветствовал эту часть, демонстрируя позитивное поведение и, следовательно, дружелюбным тоном. Если часть никак не реагирует, проверьте прежде всего тон. Если часть не реагирует на приветствие, это может быть следствием не­гативного поведения клиента.

Существуют несколько способов разрешения подобной ситуации:

(а) Спросите у клиента: «А как бы ты сам отреагировал, если бы с тобой го­ворили таким тоном....?!».

(б) Попросите клиента прежде всего дать позитивную оценку части.

(в) Попросите клиента спросить у части, какие у нее есть основания для того, чтобы не давать ответа.

(г) Вполне возможно, что вы, НЛ-программист, заметите невербальные реак­ции, которые не замечает клиент и которые можно приписать этой части. Например: «Когда ты поприветствовал часть таким образом, я заметил, что твое дыхание участилось». Или: «Как это возможно, что ты настоль­ко явственно реагируешь на невербальном уровне, а внутри ничего не замечаешь?»

(д) Вы также можете вызывать у клиента невербальные реакции подобного рода, вызывая у него эту часть: попросите клиента сказать вслух, что он собирается делать, чего он реально хочет.

Пока он будет это делать, наблюдайте за микрореакциями и обратите внимание на несоответствия. Затем попросите клиента сказать «Привет» той части, которая вызывает неуместное поведение.

Например: «Я хочу попросить тебя посмотреть мне сейчас прямо в глаза и сказать с полной убежденностью: Отныне я буду рисовать в течение часа каждый день». Клиент старается сказать это максимально убедительно. Однако его голос звучит слабо и нерешительно, он переминается с ноги на ногу так, словно собирается убежать, а в середине предложения вообще забывает о том, о чем собирался сказать.

«Скажи еще раз «Привет» той части себя, которая помешала тебе закон­чить предложение и сделала твой голос таким тихим и нерешительным».

Дайте оценку части

Попросите клиента поблагодарить эту часть за коммуникацию (несмотря на тот факт, что в прошлом клиент относился к этой части негативно).

В процессе работы паттерна важно поддерживать позитивную оценку час­ти. Помогите клиенту оценить эту часть даже за тот факт, что она существует, соедините эту оценку с уровнем оценки, которая уже имеется, и только после этого переходите к следующему этапу (сначала настройтесь, а потом ведите). Тремя важными вопросами при этом являются:

(а) Чего бы был лишен клиент, если бы эта часть вообще отсутствовала?

(б) К каким негативным последствиям для клиента могло бы привести отсут­ствие у него этой части?

(в) В чем заключается положительная роль поведения части для клиента?

Ведите разговор с частью

В процессе разговора важнейшим принципом является следующий: клиент должен разговаривать с частью так, словно она является человеком. На осно­вании ее поведения можно сделать различные выводы, например:

(а) Если часть проявляется не отчетливо, попросите клиента сказать ей:

«Я тебя не понимаю. Не могла бы ты выразиться яснее, чтобы я мог тебя понять?», или: «Не покажешь ли ты то, что ты имеешь в виду, в виде отчетливого образа?»

(б) Если часть предлагает такие решения, которые клиент не в состоянии осуществить, попросите клиента сказать: «Мне кажется, что я не смогу это выполнить. Ты не могла бы изменить это таким образом, чтобы это стало реально осуществимым?»

Либо позвольте клиенту предложить в качестве альтернативы свое решение.

(в) Если часть не дает ответа на вопрос клиента, попросите его спросить у нее: «Какие у тебя есть причины на то, чтобы не давать мне ответа?»,

«Что тебе необходимо для того, чтобы ты могла дать мне ответ?».

В процессе диалога с частью можно использовать применительно к модели и техники НЛП таким образом, словно мы имеем дело с человеком.

Внутри рамки диалога мы можем: (а) построить раппорт с частью, (6) собрать информацию, и (в) подготовить методы воздействия.

«Шестишаговый рефрейминг» является примером того, как можно ис­пользовать подобный разговор в том случае, если клиент хочет изменить по­ведение, и/или когда желательно сохранить в тайне содержание его жалобы. Однако возможно использование и некоторых других паттернов изменения: подробный разговор, в котором используется метамодель, перенос ресурса, изменение стратегии и т. д., и т. п.

Соберите отправные пункты

При формулировании отправных пунктов обратите особое внимание на не­вербальную реакцию клиента, даже если он формулирует отправные пункты самостоятельно. Клиент полностью согласен с отправными пунктами?

Подстройтесь к будущему

Иногда желаемое изменение достигается уже после нескольких бесед с ча­стью, и тогда необходимость в поддержании постоянного контакта клиента с частью отпадает. Иногда для этого требуется гораздо больше времени, и кли­ент должен на протяжении длительного времени поддерживать связь с ча­стью. Если требуется установить с частью последующий контакт, попросите клиента в конце разговора назвать способ и момент времени, когда он хочет установить новый контакт. В конце разговора подведите итог того, что было сказано клиентом и частью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.