Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование концепции




КАТЕГОРИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В НЛП

 

На протяжении веков психологи заняты поиском «the atoms of thought»: эле­ментов, из которых состоит наше мышление. Одни модные веяния в психологии сменяют другие, и создается впечатление, что эти поиски на какое-то время прекращаются, чтобы позже начаться уже где-то в другом месте. HЛ- программисты в настоящее время используют для определения совокупности мыслей термин (внутреннее) «воспроизведение» или «репрезентация». Репрезентация означает для НЛ-программистов то, что «складировано» в памяти и что может быть «активизировано» или «вызвано» (elicitated, accessed). В НЛП репрезентации связаны, по сути, с одной или несколькими субмодальностями. И каждая сенсорная модальность состоит из субмодальностей: качественных и количественных сенсорных характеристик репрезентации (см. главу 15). Сис­темы категорий в НЛП всегда затрагивают репрезентации, и часто являются репрезентациями репрезентаций. Например: концепция НЛП «метапрограммы» является репрезентацией (то, как НЛ-программист думает об отличи­тельных чертах личности) репрезентации (содержание отличительных черт личности).

 

 

Многие психологи употребляют слово «концепция», когда имеют в виду смы­словое единство мыслей. Системы категорий представляют собой структуры концепций; структуры, которые позволяют пользователю соединить действи­тельное положение дел с «верными» мыслями или манерами поведения.

Наука часто начинается с формулирования общих категорий: достигается договоренность относительно того, как будут подразделяться явления данной науки. Прежде чем появляется наука, сначала в голове у людей, занимающих­ся соответствующими явлениями, возникает множество имплицитных и об­щих категорий. Например, прежде чем геология стала наукой, появились лю­ди, которые стали использовать категории видов почвы, минералов и камней. Когда мы моделируем чьи-то способности, мы сталкиваемся с имплицитными и общими категориями этого человека. Моделирование можно рассматривать как формулирование чьей-то личной науки.

С точки зрения неврологии тенденция к мышлению категориями проис­текает из способа, которым наш мозг формирует концепции. Концепции воз­никают благодаря тому, что мы при повторении получаем один и то же набор сенсорных характеристик — субмодальностей. При этом субмодальности на­шей репрезентации связаны друг с другом. Так возникает единство. Концеп­ции можно определить как распознаваемые в мышлении смысловые единства, состоящие из определенных субмодальностей.

Какое бы определение мы не давали концепциям, непостижимость мыш­ления человека значительно ограничивает наши возможности. Ведь концеп­ции в человеческой психике, определенно, не являются неподвижными «atoms of thought» (частицами мысли); они имеют неуловимый и изменчивый харак­тер. Мы можем разделять концепции и позволять им объединяться. Старые концепции мы можем преобразовывать в новые.

Язык выполняет функции вспомогательного средства при манипулирова­нии концепциями в нашей голове. Соединяя концепции со словами (яко­рями), мы делаем их более управляемыми и сообщающимися. Однако число концепций, которые люди способны распознавать, как правило, гораздо больше количества слов в их лексиконе; и, вероятно, большинство подобных рас­познаваний остаются без названий. Когда мы моделируем чьи-то способности мы используем эти концепции. Следовательно, названия возможных концеп­ций придумываются в процессе моделирования.

Концепции иногда не только не имеют названий, они могут быть совер­шенно неосознаваемыми. Данные концепции часто являются звеньями в ав­томатизированных алгоритмах, которые не доступны или едва ли доступны для самоанализа: они образуют твердую цепочку неосознаваемых мыслей че­ловека. Изучение неосознаваемых мыслительных процессов человека является самой сложной и непредсказуемой частью работы НЛ-программиста, зани­мающегося моделированием способностей этого человека. Однако эта часть работы, несомненно, не самая скучная!

Концепции являются не просто изменчивыми; кроме того, они могут про­являться различными способами. Концепции изменяются, к примеру, под влиянием состояния нашего сознания. Мы замечаем, что способ, которым мы формируем и распознаем концепции, варьируется в зависимости от состояния сознания. Мы признаем само собой разумеющимся то, что когда мы мечтаем, мы едва ли способны отличить концепции друг от друга. Когда мы пребываем в состоянии дремоты или опьянения, концепции в нашей голове перепутыва­ются и смешиваются. С теоретической точки зрения, речь в этом случае идет о размывании границ концепций. Но стоит только полностью проснуться, как концепции снова четко отделяются друг от друга. Когда мы пребываем в со­стоянии бодрствования, мы способны думать о велосипеде, и эти мысли не будут смешиваться с мыслями о снежной бабе.

При моделировании также необходимо принимать во внимание состояние сознания. Когда люди обладают необычными способностями, они часто пре­бывают в различных состояниях, близких к состоянию транса. Концепции могут зависеть от состояния сознания; только в определенном состоянии соз­нания человек получает доступ к концепции. Например: некоторые джазовые музыканты играют свою музыку, находясь при этом в состоянии транса; и, выходя из этого состояния, они практически ничего не знают о том, что они делали в состоянии транса.

 

«УКРУПНЕНИЕ И РАЗУКРУПНЕНИЕ»: ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ И СОЕДИНЕНИЕ

 

В мыслительном аппарате человека мы обнаруживаем равноценные концеп­ции и неравноценные концепции. Равноценные концепции мы, как правило, помещаем рядом друг с другом (сочинительные), а неравноценные концепции мы помещаем друг под другом или друг над другом (второстепенные или подчиненные).

Например: большинство людей рассматривают основные цвета как равно­ценные концепции; красный, зеленый и синий цвета они представляют явле­ниями одного и того же рода. Род является «цветом»; цвет — это подчинен­ное понятие. Нюансы цвета подчинены основным цветам; например, розовый цвет можно рассматривать как подразделение красного цвета.

Когда речь идет об организации и реорганизации концепций, в рамках НЛП применяются термины укрупнение, разукрупнение и работа на одном уровне. Концепцию (или представление), подразделенную на подчиненные концепции, называют разукрупненной. Работа на одном уровне — это процесс, при котором человек думает о равноценной концепции. Укрупнение подводит нас к концепциям более высокого порядка: концепции, включающие в себя концепции, на основе которых мы делаем разукрупнение. Подобно тому, как когда мы переходим от понятия «красный» к понятию «цвет».

Разукрупнение мы получаем, когда спрашиваем себя, об определенном поня­тии: Какой пример этого понятия (например, понятия «цвет») можно привести? Ответ может быть — «лиловый» или «зеленый». Укрупнение мы производим тогда, когда, к примеру, спрашиваем себя: Примером чего является «лиловый»? Ответом при этом будет: цвета. Работу на одном уровне мы производим, снача­ла делая укрупнение, а затем делая альтернативное разукрупнение. Например: тот же уровень, что и «лиловый» мы получаем, спрашивая себя: Примером чего является «лиловый»? Ответ: цвета. После этого мы спрашиваем: Что явля­ется альтернативным примером цвета? Ответ: «сиреневый».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.