КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поисковые якоря
СЕКУНДА СЛИШКОМ КОРОТКА
Разрешение проблемы зависит от нахождения подходящих ресурсов. Если ресурс не был найден быстро — в течение примерно одной секунды — возникает негативное эмоциональное состояние, которое значительно снижает шансы найти ресурсы. Наряду с незначительной вероятностью обнаружения ресурса на основе аналогии для специфичной проблемной ситуации, вероятность обнаружения ресурса становится еще меньше, если поиск ресурса длится долее одной секунды (временная граница). Это объясняет, почему с неразрешимыми проблемами необходимо обращаться иначе, к примеру, используя отказ от стимулов, вытеснение и моторное реагирование. Подобные формы работы, если их использовать часто, приводят к проявлению ряда симптомов. Проблемы возникают и продолжают существовать в том случае, если клиент отказывается от этих форм, что приводит к негативным последствиям. 5. Вытеснение Еще одним фактором, способствующим существованию проблемы, является ситуация, при которой после одной неудачной попытки обнаружения ресурса при осуществлении следующей попытки вместо потенциального ресурса появляется воспоминание о предыдущей неудаче. Следовательно, проблемы находят подобные проблемы, что делает невозможным их разрешение. Эмоция неудачи присоединяется к эмоции, переживаемой в настоящий момент, и тем самым еще больше усугубляет проблему. В этом случае вновь необходимо использование таких форм работы, как отказ от стимулов, вытеснение и моторное реагирование.
В рамках описанной выше модели вполне логично предположить, что при поиске против времени после нескольких неудачных попыток шансы на успех значительно уменьшаются. Как только кто-то начинает замечать, что определенные проблемы постоянно вызывают исключительно воспоминания о прежних неудачах, его склонность к вытеснению возрастает. Для успешного вытеснения воспоминания достаточно подавления субмодальностей, более всего сходных с субмодальностями стимулов — «триггеров». Другими словами, субмодальности, которые многократно воспроизводятся либо образуют то соприкосновения с травмирующим воспоминанием, могут быть выбору удалены. В результате удаленные субмодальности больше не могут участвовать в процессе поиска. Удаление данных субмодальностей деформирует презентацию, так что она перестает быть такой, какой она являлось прежде. Благодаря этому поиск на основе неподавленных аспектов переживания начинает протекать в совершенно ином направлении и больше не приводит появлению травмирующих воспоминаний. Однако практика показывает, что вытесненное травмирующее воспоминание все же может появиться снова. Изменение манеры поиска, определенно, не является безупречной системой. Как правило, оно ограничивается лишь тем, чтобы держать вытесненное травмирующее воспоминание за пределами сознания. Создав якорь для ощущений, слов или образов, связанных с проблемным переживанием, мы можем запустить интенсивный процесс поиска, что часто позволяет прервать вытеснение, чтобы вовлечь в процесс поиска не удаленные субмодальности. Таким образом, использование подобных поисковых якорей делает возможным выявление травмирующих воспоминаний. При стандартном применении Изменение Личностной Истории начинают, как правило, с якорей ощущений, связанных с проблемой, чтобы можно было испытать их «здесь и сейчас». Стимулирование подобного якоря сопровождается внушениями, побуждающими вернуться назад во времени. При этом клиента поощряют к поиску воспоминаний, соответствующих проблеме «здесь и сейчас». При этом могут быть извлечены воспоминания, которые на протяжении многих лет были вытеснены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы рассматриваем Изменение Личной Истории как эксперимент, это дает нам множество фундаментальных психологических точек зрения. Жаль, что психологов с академическим образованием и практикующих НЛ-программистов разделяет такая глубокая пропасть. Ведь подобные эксперименты позволяют дать ответы на множество насущных теоретических вопросов. Однако иногда НЛ-программистам и социальным ученым удается понимать друг друга (к примеру, на всевозможных конгрессах, в ходе информационных встреч, либо когда ученый становится клиентом НЛ-программиста). Это весьма радует. А психология начинает жить. Жить так, как она, возможно, жила во времена своего зарождения, когда Вундт в Европе и Джеймс в Соединенных штатах пытались обнаружить принципы функционирования психики человека Применяя Изменение Личностной Истории, вы постигаете все возможности данной техники. Изменение Личностной Истории может быть применима к любым проблемам, при которых в прошлом не были найдены ресурсы. Как показывает клиническая практика НЛ-программистов, к данной категории относится огромное множество проблем.
КЛАССИФИКАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ «Чего бы тебе хотелось, бифштекса или мяса?». «Как только войдет «важная птица», сразу же прекращайте нытье».
Данные предложения сталкивают нас с наиболее «привычными» действиями, для выполнения которых предназначен наш мозг: мышление в категориях однородности и неоднородности (сходства и несходства), а также эквивалентности и неэквивалентности. Посредством классифицирования и определения иерархии люди программируют себя, что проявляется в те моменты, когда они делают выбор. Так как именно в момент выбора становится ясно, что мы считаем важным, а что неважным. Мы выбираем самое важное. Дилеммы возникают в тот момент, когда имеются два или несколько вариантов, которые кажутся нам «слишком» равноценными. Поэтому для того, чтобы все-таки сделать выбор, необходимо «создать» неравноценность. Приведем следующий пример. А спрашивает у В: «Ты хочешь фруктов или мороженого?» В программирует себя на то, что «здоровый» важнее, чем «вкусный», поэтому он отвечает «Фрукты». Затем А спрашивает: «Ты будешь абрикос или апельсин?». В снова подключает то же самое программирование — «здоровый» превосходит «вкусный» — поэтому говорит: «Давай абри... апельсин». Момент сомнения возник потому, что в первый момент В не знал наверняка, что является более благоприятным для здоровья, очищающее действие абрикоса или витамин С апельсина. Но мгновение спустя он осознал, что витамины для него важнее, и поэтому сделал выбор в пользу апельсина. Изменения можно определить как приход к альтернативному выбору. При моделировании экспертов речь также идет о том, чтобы сделать воспроизводимыми их превосходные паттерны выбора. Классификация и иерархия определяют выбор и заслуживают центрального места в книге, посвященной сущности НЛП. Такие «обычные» мыслительные функции как распределение вещей по категориям и признание одной вещи более важной, чем другие, открывают перспективу и в отношении социального поведения: люди подразделяют Друг друга и расставляют друг друга на своеобразной иерархической лестнице. И это свойство определяет такие явления, как власть, этноцентризм, лидерство и другие групповые динамические процессы. Эти темы мы поднимаем в главе 19 («Социальная панорама»).
КЛАССИФИКАЦИЯ И НЛП
С распределением по категориям мы сталкиваемся настолько часто, что появляется опасность недооценки их значения. Системы различий мы встречаем повсюду в организованном сознании человека: различия по видам и различия по уровням. У каждой науки имеются свои системы классификации. И каждый эксперт, способности которого мы моделируем, может распознавать те различия категорий, которые ускользают от внимания других людей; получение навыков в распознавании этих различий часто является ключом к пониманию метода работы эксперта. Как первоклассный повар различает различные приправы? Какие виды соусов он знает? Как он подразделяет рыбу? Как он определяет, какие вина, зелень и гарнир подходят к тому или иному виду рыбы? Несомненно, мышление в категориях свойственно людям: мужчины и женщины, хищные и нехищные животные; съедобные и несъедобные грибы. Только подумайте, сколько видов камней способны распознавать геологи, или о том, как юристы классифицируют преступления. Каждый африканский шаман-врачеватель имеет собственную типологию болезней, а психиатры при классифицировании психических заболеваний пользуются данными Diagnostic Statistical Manual (DSM). Мы часто сталкиваемся с иерархическими классификациями: король, первый министр, правительство, парламент, заместитель директора, глава администрации... Люди склонны к иерархическому мышлению прежде всего тогда, когда им необходимо принимать решения. Директор принимает решение по поводу цен в меню. Повар определяет последовательность своих действий: сначала мясо, потом соус, затем вино, зелень, десерт, суп, углеводы, салат и гарнир... В рамках НЛП мы также сталкиваемся с системами классификации: категории метамодели, пять органов чувств, логические уровни, семь С Роберта Дилтса, метапрограммы, обозначения структуры эмоций, категории субъективного опыта и т.д. В процессе работы по моделированию НЛ-программистов также постоянно появляются все новые типы и виды.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |