Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поисковые якоря




СЕКУНДА СЛИШКОМ КОРОТКА

 

Разрешение проблемы зависит от нахождения подходящих ресурсов. Если ресурс не был найден быстро — в течение примерно одной секунды — возни­кает негативное эмоциональное состояние, которое значительно снижает шан­сы найти ресурсы. Наряду с незначительной вероятностью обнаружения ре­сурса на основе аналогии для специфичной проблемной ситуации, вероят­ность обнаружения ресурса становится еще меньше, если поиск ресурса длится долее одной секунды (временная граница).

Это объясняет, почему с неразрешимыми проблемами необходимо обра­щаться иначе, к примеру, используя отказ от стимулов, вытеснение и мотор­ное реагирование. Подобные формы работы, если их использовать часто, при­водят к проявлению ряда симптомов. Проблемы возникают и продолжают существовать в том случае, если клиент отказывается от этих форм, что при­водит к негативным последствиям.

5. Вытеснение

Еще одним фактором, способствующим существованию проблемы, является ситуация, при которой после одной неудачной попытки обнаружения ресурса при осуществлении следующей попытки вместо потенциального ресурса по­является воспоминание о предыдущей неудаче.

Следовательно, проблемы находят подобные проблемы, что делает невоз­можным их разрешение. Эмоция неудачи присоединяется к эмоции, пережи­ваемой в настоящий момент, и тем самым еще больше усугубляет проблему. В этом случае вновь необходимо использование таких форм работы, как отказ от стимулов, вытеснение и моторное реагирование.

 

 

В рамках описанной выше модели вполне логично предположить, что при поиске против времени после нескольких неудачных попыток шансы на успех значительно уменьшаются. Как только кто-то начинает замечать, что опреде­ленные проблемы постоянно вызывают исключительно воспоминания о прежних неудачах, его склонность к вытеснению возрастает. Для успешного вытеснения воспоминания достаточно подавления субмодальностей, более всего сходных с субмодальностями стимулов — «триггеров». Другими словами, субмодальности, которые многократно воспроизводятся либо образуют то соприкосновения с травмирующим воспоминанием, могут быть выбору удалены. В результате удаленные субмодальности больше не могут участвовать в процессе поиска. Удаление данных субмодальностей деформирует презентацию, так что она перестает быть такой, какой она являлось прежде. Благодаря этому поиск на основе неподавленных аспектов переживания начинает протекать в совершенно ином направлении и больше не приводит появлению травмирующих воспоминаний.

Однако практика показывает, что вытесненное травмирующее воспоминание все же может появиться снова. Изменение манеры поиска, определенно, не яв­ляется безупречной системой. Как правило, оно ограничивается лишь тем, что­бы держать вытесненное травмирующее воспоминание за пределами сознания.

Создав якорь для ощущений, слов или образов, связанных с проблемным переживанием, мы можем запустить интенсивный процесс поиска, что часто позволяет прервать вытеснение, чтобы вовлечь в процесс поиска не удален­ные субмодальности.

Таким образом, использование подобных поисковых якорей делает воз­можным выявление травмирующих воспоминаний. При стандартном приме­нении Изменение Личностной Истории начинают, как правило, с якорей ощущений, связанных с проблемой, чтобы можно было испытать их «здесь и сейчас». Стимулирование подобного якоря сопровождается внушениями, по­буждающими вернуться назад во времени. При этом клиента поощряют к по­иску воспоминаний, соответствующих проблеме «здесь и сейчас». При этом могут быть извлечены воспоминания, которые на протяжении многих лет бы­ли вытеснены.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Если мы рассматриваем Изменение Личной Истории как эксперимент, это дает нам множество фундаментальных психологических точек зрения. Жаль, что психологов с академическим образованием и практикующих НЛ-программистов разделяет такая глубокая пропасть. Ведь подобные эксперименты позво­ляют дать ответы на множество насущных теоретических вопросов.

Однако иногда НЛ-программистам и социальным ученым удается пони­мать друг друга (к примеру, на всевозможных конгрессах, в ходе информаци­онных встреч, либо когда ученый становится клиентом НЛ-программиста). Это весьма радует. А психология начинает жить. Жить так, как она, возмож­но, жила во времена своего зарождения, когда Вундт в Европе и Джеймс в Соединенных штатах пытались обнаружить принципы функционирования психики человека

Применяя Изменение Личностной Истории, вы постигаете все возможности данной техники. Изменение Личностной Истории может быть применима к любым проблемам, при которых в прошлом не были найдены ресурсы. Как показывает клиническая практика НЛ-программистов, к данной категории относится огромное множество проблем.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ

«Чего бы тебе хотелось, бифштекса или мяса?».

«Как только войдет «важная птица», сразу же прекращайте нытье».

 

Данные предложения сталкивают нас с наиболее «привычными» дей­ствиями, для выполнения которых предназначен наш мозг: мышление в кате­гориях однородности и неоднородности (сходства и несходства), а также эк­вивалентности и неэквивалентности. Посредством классифицирования и оп­ределения иерархии люди программируют себя, что проявляется в те моменты, когда они делают выбор. Так как именно в момент выбора стано­вится ясно, что мы считаем важным, а что неважным. Мы выбираем самое важное. Дилеммы возникают в тот момент, когда имеются два или несколько вариантов, которые кажутся нам «слишком» равноценными. Поэтому для то­го, чтобы все-таки сделать выбор, необходимо «создать» неравноценность. Приведем следующий пример.

А спрашивает у В: «Ты хочешь фруктов или мороженого?»

В программирует себя на то, что «здоровый» важнее, чем «вкусный», по­этому он отвечает «Фрукты».

Затем А спрашивает: «Ты будешь абрикос или апельсин?».

В снова подключает то же самое программирование — «здоровый» пре­восходит «вкусный» — поэтому говорит: «Давай абри... апельсин».

Момент сомнения возник потому, что в первый момент В не знал навер­няка, что является более благоприятным для здоровья, очищающее действие абрикоса или витамин С апельсина. Но мгновение спустя он осознал, что ви­тамины для него важнее, и поэтому сделал выбор в пользу апельсина.

Изменения можно определить как приход к альтернативному выбору. При моделировании экспертов речь также идет о том, чтобы сделать воспроизво­димыми их превосходные паттерны выбора. Классификация и иерархия опре­деляют выбор и заслуживают центрального места в книге, посвященной сущ­ности НЛП. Такие «обычные» мыслительные функции как распределение вещей по категориям и признание одной вещи более важной, чем другие, от­крывают перспективу и в отношении социального поведения: люди подразделяют Друг друга и расставляют друг друга на своеобразной иерархической лестнице. И это свойство определяет такие явления, как власть, этноцентризм, лидерство и другие групповые динамические процессы. Эти темы мы поднимаем в главе 19 («Социальная панорама»).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И НЛП

 

С распределением по категориям мы сталкиваемся настолько часто, что появ­ляется опасность недооценки их значения. Системы различий мы встречаем повсюду в организованном сознании человека: различия по видам и различия по уровням. У каждой науки имеются свои системы классификации. И каж­дый эксперт, способности которого мы моделируем, может распознавать те различия категорий, которые ускользают от внимания других людей; получе­ние навыков в распознавании этих различий часто является ключом к пони­манию метода работы эксперта. Как первоклассный повар различает различ­ные приправы? Какие виды соусов он знает? Как он подразделяет рыбу? Как он определяет, какие вина, зелень и гарнир подходят к тому или иному виду рыбы?

Несомненно, мышление в категориях свойственно людям: мужчины и женщины, хищные и нехищные животные; съедобные и несъедобные грибы. Только подумайте, сколько видов камней способны распознавать геологи, или о том, как юристы классифицируют преступления. Каждый африканский ша­ман-врачеватель имеет собственную типологию болезней, а психиатры при классифицировании психических заболеваний пользуются данными Diagnos­tic Statistical Manual (DSM).

Мы часто сталкиваемся с иерархическими классификациями: король, пер­вый министр, правительство, парламент, заместитель директора, глава адми­нистрации... Люди склонны к иерархическому мышлению прежде всего тогда, когда им необходимо принимать решения. Директор принимает решение по поводу цен в меню. Повар определяет последовательность своих действий: сначала мясо, потом соус, затем вино, зелень, десерт, суп, углеводы, салат и гарнир...

В рамках НЛП мы также сталкиваемся с системами классификации: кате­гории метамодели, пять органов чувств, логические уровни, семь С Роберта Дилтса, метапрограммы, обозначения структуры эмоций, категории субъек­тивного опыта и т.д. В процессе работы по моделированию НЛ-програм­мистов также постоянно появляются все новые типы и виды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.