Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и субмодальности




 

Семантика является для лингвиста знанием значения языка. Для НЛ-программиста семантика является связью между положениями субмодально­стей и якорями; иначе говоря, между якорями и комплексными эквивалента­ми якорей.

В субъективном опыте концепция состоит из положения субмодальностей. Мы видим, например, сочетание определенных форм, цветов, контрастов, движений; вместе они образуют специфическую комбинацию концепции. Оп­ределённые субмодальности являются критическими: если критические суб­модальности изменяются, концепция перестает быть концепцией, наряду с тем изменяется значение.

Например: Ян считает «удовольствие» очень важным фактором в своей жизни. Какие субмодальности образуют для Яна концепцию «удовольствие»?

Он называет следующие.

Визуальные:

Теплые, светлые и иногда яркие, насыщенные цвета.

Яркие контрасты.

Все близко и вокруг него.

Круговые движения образа (оказалась критической субмодальностью).

Аудиальные:

Приятный, большой объем.

Равномерный поток звуков голоса.

Сильное варьирование высоты тона.

Звук идет со всех сторон.

Кинестетические:

Легкое теплое ощущение.

Физическое движение.

Сила.

Взаимодействие с радушными людьми.

 

После ознакомления с данными субмодальностями выясняется, что «круговые движения образа» являются критической субмодальностью. Без данной субмодальности это больше не является для Яна «удовольствием». На просьбу: «Останови образ», — Ян замечает: «Теперь удовольствие вдруг ис­чезло...».

На просьбу: «Пусть все вращается еще быстрей и интенсивней, чем было», — Ян замечает: «Да, теперь удовольствия больше нет, но появилось состояние некоей гиперэйфории, которое мне не нравится...».

Этот пример иллюстрирует, как значение концепции «удовольствие» свя­зано с рядом субмодальностей; если они слишком сильно изменяются, изме­няется и значение. В таком случае лучше использовать другое слово.

Восприятие критических субмодальностей позволяет распознать концеп­цию. Различие между двумя концепциями определяется благодаря тому, что при одной концепции воспринимаются одни субмодальности, а при другой - другие. Две концепции, субмодальности которых ничем не отличаются друг от друга, являются эквивалентными: их невозможно отличить друг от друга- они являются одной и той же концепцией. Однако если кто-то использует два различных слова для концепций, являющихся идентичными на уровне субмодальностей, то для этого человека эти слова являются синонимами.

Мы можем общаться друг с другом, так как мы используем одни и те же названия для идентичных внешне воспринятых положений субмодальносгей: если ты видишь то, что вижу я, мы договариваемся о том, чтобы называть это..., и тогда мы можем разговаривать об этом как о... Иногда мы не понима­ем друг друга, несмотря на то, что используем одни и те же слова. Очевидно, что в этом случае мы связываем со словами совершенно разные положения субмодальностей.

Субъективное впечатление от концепции мы исследуем при моделирова­нии. При этом нам не достаточно только слова. Когда моделируемый человек заявляет, что «целостность» является для него существенной категорией, мы можем у него спросить: «Откуда ты знаешь, что имеешь дело с целостностью? Что ты при этом видишь, что ты при этом слышишь, что ты при этом ощу­щаешь?» Это позволяет нам подробно изучить субмодальности «целостности» моделируемого человека. В терминах НЛП мы при этом имеем дело с обна­ружением «комплексной эквивалентности» понятия «целостность» данного человека. Комплексную эквивалентность мы можем описать как субъектив­ную репрезентацию, которую человек получает, когда думает об определенном понятии (концепции).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.