КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение и субмодальности
Семантика является для лингвиста знанием значения языка. Для НЛ-программиста семантика является связью между положениями субмодальностей и якорями; иначе говоря, между якорями и комплексными эквивалентами якорей. В субъективном опыте концепция состоит из положения субмодальностей. Мы видим, например, сочетание определенных форм, цветов, контрастов, движений; вместе они образуют специфическую комбинацию концепции. Определённые субмодальности являются критическими: если критические субмодальности изменяются, концепция перестает быть концепцией, наряду с тем изменяется значение. Например: Ян считает «удовольствие» очень важным фактором в своей жизни. Какие субмодальности образуют для Яна концепцию «удовольствие»? Он называет следующие. Визуальные: Теплые, светлые и иногда яркие, насыщенные цвета. Яркие контрасты. Все близко и вокруг него. Круговые движения образа (оказалась критической субмодальностью). Аудиальные: Приятный, большой объем. Равномерный поток звуков голоса. Сильное варьирование высоты тона. Звук идет со всех сторон. Кинестетические: Легкое теплое ощущение. Физическое движение. Сила. Взаимодействие с радушными людьми.
После ознакомления с данными субмодальностями выясняется, что «круговые движения образа» являются критической субмодальностью. Без данной субмодальности это больше не является для Яна «удовольствием». На просьбу: «Останови образ», — Ян замечает: «Теперь удовольствие вдруг исчезло...». На просьбу: «Пусть все вращается еще быстрей и интенсивней, чем было», — Ян замечает: «Да, теперь удовольствия больше нет, но появилось состояние некоей гиперэйфории, которое мне не нравится...». Этот пример иллюстрирует, как значение концепции «удовольствие» связано с рядом субмодальностей; если они слишком сильно изменяются, изменяется и значение. В таком случае лучше использовать другое слово. Восприятие критических субмодальностей позволяет распознать концепцию. Различие между двумя концепциями определяется благодаря тому, что при одной концепции воспринимаются одни субмодальности, а при другой - другие. Две концепции, субмодальности которых ничем не отличаются друг от друга, являются эквивалентными: их невозможно отличить друг от друга- они являются одной и той же концепцией. Однако если кто-то использует два различных слова для концепций, являющихся идентичными на уровне субмодальностей, то для этого человека эти слова являются синонимами. Мы можем общаться друг с другом, так как мы используем одни и те же названия для идентичных внешне воспринятых положений субмодальносгей: если ты видишь то, что вижу я, мы договариваемся о том, чтобы называть это..., и тогда мы можем разговаривать об этом как о... Иногда мы не понимаем друг друга, несмотря на то, что используем одни и те же слова. Очевидно, что в этом случае мы связываем со словами совершенно разные положения субмодальностей. Субъективное впечатление от концепции мы исследуем при моделировании. При этом нам не достаточно только слова. Когда моделируемый человек заявляет, что «целостность» является для него существенной категорией, мы можем у него спросить: «Откуда ты знаешь, что имеешь дело с целостностью? Что ты при этом видишь, что ты при этом слышишь, что ты при этом ощущаешь?» Это позволяет нам подробно изучить субмодальности «целостности» моделируемого человека. В терминах НЛП мы при этом имеем дело с обнаружением «комплексной эквивалентности» понятия «целостность» данного человека. Комплексную эквивалентность мы можем описать как субъективную репрезентацию, которую человек получает, когда думает об определенном понятии (концепции).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |