Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа как внутренняя игра 15 страница




поддаваться.

□ А может разозлиться и потребовать ответа. 3 Б может заупрямиться и сказать «нет».

Какие же факторы А все-таки может контролировать?

D Свое отношение к Б.

О Свое отношение к обучению.

п То, насколько восприимчиво он слушает Б.

О Свое признание мнений Б.

о То, как он использует свою агрессивность.

о Свое уважение к выбору Б в отношении согласия или от­
каза.

□ Свою «домашнюю работу» в отношении потребностей, ценностей, желаний Б, способности поставить себя на ме­сто Б.

О Свое уважение к времени Б.

а Собственное выражение энтузиазма по отношению к сво­им идеям.


Коучинг 217

а Время, затраченное на слушание, по сравнению со време­нем на говорение.

Очевидно, что каждый из этих факторов, которые А не кон­тролирует, важен с точки зрения реакции Б на сообщение А. При этом А начинает понимать, что существует многое, что просто находится вне его контроля. Это может стать неприят­ным открытием для Л.

Вот неполный список того, что А пытался контролировать.

о А попросил Б о встрече и указал, сколько времени на нее понадобится.

а А заранее дал Б общую идею о теме беседы.

а А осторожно изложил Б свои аргументы и выгоды.

а А подготовился и собрал соответствующие знания и ин­формацию.

О А решил, что будет настолько агрессивным, насколько это нужно, чтобы добиться принятия.

Каждый из этих факторов мог бы помочь Л добиться успеха, но, очевидно, не мог гарантировать его. В своем желании кон­тролировать результат А мог бы также попытаться контролиро­вать некоторые факторы, над которыми он не властен, и, делая это, он, возможно, будет действовать так, что это будет метать ему достичь успеха. Например:

О Л, не добившись непосредственного согласия, может по­пытаться «ускорить» заключение соглашения. О Б, чувствуя давление, начинает сопротивляться, искать

причины для отказа.

Уверенное управление переменными, находящимися под его контролем, со стороны А не гарантирует того, что Б примет идею Ау но может повысить вероятность этого и способствовать чему-либо позитивному в отношениях между Л и Б.

В спорте, так же как и в бизнесе, я обнаружил, что сопротив­ление переменам во многом проистекает из попыток излишнего контроля- Игрок в гольф слишком усердно пытается контроли­ровать полет мяча, его мышцы перенапрягаются, и он теряет контроль. Это похоже на менеджера, который пытается чрезмер-


218 РАБОТА КАК ВНУТРЕННЯЯ ИГРА

но контролировать своих подчиненных. Они «перенапрягаются» и сопротивляются принятию ответственности. В результате — от­сутствие истинного контроля над желаемым результатом. На­стоящая ответственность — это вопрос выбора и не может контролироваться: она должна быть принята с желанием.

Обратная СВЯЗЬ. Обратная связь часто считается основным прие­мом коуч-коисультаитд. Обратной свялыо обычно называют «оценку результативности». Хотя эта функция может быть вы­годной, она делает отношения с коуч-коисулыашом потенци­ально уязвимыми для оценки. Существует два полезных вида обратной связи, которые не относятся к традиционной концеп­ции оценки результативности.

Первый — это обратная связь в виде «зеркала». Смысл ее для клиента заключается в большем самоосозпаиии. Вопросы коуч-консультаита позволяют ученику получить больше возмож­ностей для обратной связи из непосредственного опыта, выте­кающего как из действия, так и из его результатов. Например: «Каковы последствия *?», «Что вы думаете об у?», «Каковы ваши приоритеты в этом?», «Сколько времени понадобилось па zh> «Во сколько обходится этот проект на сегодняшний день?», «Че­го удалось добиться?». Ни один их этих вопросов не подразуме­вает верного или неверного ответа. Они приглашают клиента лучше осознавать то, что есть.

Второй вид некритической обратной связи возникает, когда коуч-консультант говорит о том, что он замечает. Если играющий говорит: «Я думаю, что когда я бил по мячу, то перенес вес на ногу впереди», — то коуч-консультаит может сказать: «Мне пока­залось, что вес был в основном на той йоге, которая была сзади. Давайте повторим и проверим». Здесь нет никакого суждения о «правильном» или «неправильном» — просто сообщение о том, что наблюдал коуч-консультаит. Аналогично, коуч-консультант может поделиться восприятием и мнениями о любой ситуации на работе — с единственной целью: усилить осознание или под­толкнуть мысль клиента, при этом он ничего не оценивает. Од­нако, многим трудно не услышать оценку в наблюдении других людей. Зная это, коуч-консультант мол<ет предпринять необходи-


Коучинг

мые усилия и дать понять, что пс собирается критиковать или оценивать.

Наконец, оценочная обратная связь может быть в некоторых случаях полезной клиенту, если она точна н основана на фактах, Это особенно верно, когда у клиента есть проблемы с ясной и точной самооценкой. При оценочной обратной связи коуч-кон-сультанту следует быть чрезвычайно осторожным, чтобы огра­ничить оценку результативности и избежать ее возможного восприятия как критики. Коуч-коисультат таже должен осозна­вать, что «Я I» клиента уже, но всей вероятное™, поджидает возможность превратить оценку результативности в оценку се­бя. Если допустить:>то, то любое преимущество обратной связи по результативности может быть упущено из-за вреда, наноси­мого отрицательной самооценкой.

Когда оценочная обратная связь необходима, она должна подчиняться некоторым общим основным правилам. Она долж­на быть:

а направлена па действие, а не на его исполнителя;

а основана на наблюдении факта;

а проведена по стандартам, о которых стороны заранее до­говорились;

D проведена компетентным человеком;

о проведена в интересах повышения мобильности, т. е. боль­шей ясности или будущего действия.

САМ СЕБЕ КОУЧ-КОНСУЛЬТАНТ

Мне часто задают вопрос: «Можно ли стать коуч-консультан-том для самого себя?» С одной стороны, — нет. Преимущество коуч-копсультапта в том, что ои предлагает другую пару глаз и другую перспективу и в некоторых случаях держит перед клиентом зеркало. Ценность коучиига заключается именно в том, что коуч-консультант — ото не вы, и он может видеть вещи по-другому. Иначе коуч-коисультапт явно был бы лиш­ним звеном.



РАБОТА КАК ВНУТРЕННЯЯ ИГРА


С другой стороны» — да. Если коучинг создает среду, в кото­рой человек учится и действует, тогда мы делаем псе ото ради самих себя. К сожалению, среду, в которой мы действуем, обыч­но создает именно наше «Я 1», и ие всегда:>та среда служит нашим лучшим интересам. Одно из преимуществ внешнего коучинга заключается в том, что когда мы слушаем хорошего коуч-консультанта, нам проще игнорировать чрезмерно оценоч­ные и контролирующие голоса наших «Я 1». Одной из основных функций коуч-консультанта является помощь клиенту в улуч­шении внутреннего диалога, который влияет на ю, как он учит­ся и работает, когда коуч-консультанта нет рядом. Поэтому, пожалуй, лучше ответить— «да». В конечном итоге, самое важ­ное состоит в том, что мы улучшаем свои способности к само-коучингу. А для такой цели периодическое общение с хорошим коуч-консультантом — это большое подспорье.

Коучинг для руководителей как способ самоорганизации, я видел, как

многие корпорации пытаются «устроить» курсы по коучингу для руководителей, но несмотря на огромные усилия, время и средства, затраченные на обучение коуч-коисультантов, воспри­имчивость обучаемых относительно невысока. Неудачи этих программ могут объясняться двумя факторами: 1) коуч-консуль-тантов готовят как коуч-консультантов, а не как тех, кто учится; 2) обучаемым не демонстрируют выгоды общения с коуч-кон­сультантом, и они ие принимают ответственности за свой собственный рост и развитие.

Недавно Мел Бергстейн, директор Diamond Technology Partners, быстро развивающейся фирмы по стратегическому консалтингу, попросил меня помочь разработать для них учебную стратегию. Эта компания, будучи лидером в применении цифровых техно­логий в бизнес-стратегии, осознанно взялась за обучение и про­фессиональное развитие своих консультантов, а также клиентов. Компания хотела, чтобы все консультанты прошли подготовку коуч-консультантов, так чтобы они могли лучше развивать спо­собности всех своих проектных групп. Они также полагали, что навыки коуч-консультанта могут стать преимуществом в работе с клиентами. Люди, которым платят за то, что у них есть отве­ты, не всегда могут с легкостью обучиться/навыкам, позволяю-


Коучинг 221

щим клиенту найти отпеты самостоятельно. Это особая задача при подготовке специалиста» па роль коуч-копсультантов.

Поэтому мы выбрали иной подход. После вступительной презентации методой Внутренней игры в работе для консультан­тов компании я пригласил желающих принять участие в изуче­нии применения принципов Нпушрснней игры в практике кон­салтинга. Каждый участник должен был провести «исследование» по какому-то конкретному случаю, который лично ему или ей был особенно интересен. Результаты должны были быть дове­дены яо сведения всех желающих в фирме. Никакой дальнейшей работы не предполагалось. Исследования должны были быть проведены в лаборатории рабочего опыта каждого участника. Участники ставили цели, задавали свои собственные вопросы и находили собственные ответы, применимость которых должна была проверяться на их собственном опыте, прежде чем будет открыта другим.

Участникам сообщили, что они сами должны спроектировать исследование. Более того, поскольку обучение должно было произойти при взаимодействии с их собственной работой, тре­бовалось лишь немного дополнительного времени для того, чтобы после установления целей проекта включиться и «учебный брифинг» и «дебрифинг» (инструктаж и «разбор полетов») по обе стороны избранного рабочего опыта (см, «Сэндвич опыта», с. 114). Для всех предусматривались общение с коуч-копсультан-том по телефону (первоначально —• со мной), а также групповая беседа с коуч-консультаитом каждые две недели — до тех пор, пока процесс не станет самоподдерживающимся. Начав с одного часа в неделю в течение месяца, каждый участник по своему желанию мог продолжить или бросить проект в соответствии со своей воспринимаемой индивидуальной выгодой.

Проект исследования был очень прост и включал небольшие логистическую поддержку или финансирование расходов. Уча­стники должны были на непосредственном опыте испытать выгоды этого подхода к обучению, иметь возможность поделить­ся своими открытиями с коллегами, причем сделать это без осознанного усилия; должны были усвоить основные навыки коучинга. Мое непосредственное участие как коуч-консультанта заканчивалось, как только для первоначальных участников ис-



РАБОТА КАК ВНУТРЕННЯЯ ИГРА


следование становилось самоподдерживающимся процессом, и они принимали на себя роль коуч-консультаитов для новых исследователей- Развитие проекта было спонтанным и не преду­сматривало практически никакого организационого контроля.

Первым шагом каждого исследователя в проекте было при­думать цель исследования. Чтобы помочь им с выбором, пред­лагались три вопроса: 1) Что вас больше всего интересует в данный момент? 2) Чему «пытается научить» вас ваш текущий рабочий опыт? 3) Чему вам и вашим коллегам было бы полезно научиться? Следующий шаг — выбор рабочей деятельности, которая служила бы лабораторией для исследования, и критиче­ски важных переменных для применения в качестве фокуса внимания.

Вот примеры исследований, первоначально избранных уча­стниками:

Исследователь 1

Область исследования, понимание потребностей клиента.

Цель исследования: развитие способности думать, поставив себя на место клиента.

Ожидаемые препятствия: фокус на результатах вместо про­цесса.

Научный опыт: непосредственные встречи с клиентами, встре­чи с командой для решения проблем.

Выбранные критически важные переменные, процесс мышле­ния клиента, количество и характер задаваемых ему вопросов.

Учебные приемы: транспонирование, контрольные вопросы, СТОП.

Первые результаты: «Испытывая интерес к мышлению других людей, я начал задавать больше вопросов, и они стали удачнее. Ответы становились лучше, и появилось ощущение большего сотрудничества. Встречи стали восприниматься как более интерес­ные и более ценные. Я получил лучшие результаты, уровень стрес­са понизился, и я ощутил неожиданное удовольствие от такого вида обучения. Я был очень удивлен, когда обнаружил, что члены моей команды стали больше ценить встречи, потому что они ви­дели, что я в большей степени заинтересован в их мышлении, чем хочу поделиться с ними преимуществами своего».


Коучинг 223

Исследователь 2

Область исследования: презентации для клиентов.

Цель исследования: как оставаться собранным и сохранить возможность использовать свои способности во время ответст­венных презентаций.

Ожидаемые препятствия-, беспокойство и сомнения в себе.

Научный опыт: высокий риск — презентации для новых клиентов; средний риск — проектные презентации с командами, работающими с клиентами; малый риск — не связанные с биз­несом презентации по боевым искусствам.

Выбранные критически важные переменные: уровень заинтере­сованности клиента, степень моей собранности.

Учебные приемы: транспонирование, введение новых опреде­лений.

Первые результаты; «Когда я фокусировал больше внимания на клиенте, я обнаружил, что я сам стал менее застенчивым. Мои ответы стали более интуитивными, и клиент, казалось, почувствовал больше уважения к себе. В результате моя уверен­ность росла. Участие в деятельности с малым или средним уров­нем риска в конечном итоге позволило мне чувствовать себя более собранным в ситуациях с высоким риском. Я также понял, что самое большое давление на свое собственное мышление оказывал прежде всего я сам».

Исследователь 3

Область исследования: многоцелевое планирование.

Цель исследования, как упростить процесс планирования для комплексных, тесно связанных между собой задач.

Ожидаемые препятствия: ощущение того, что нужно сделать очень много в условиях нехватки времени; сохранение четких при­оритетов при выполнении детализированных и комплексных задач.

Научный опыт: работа по своим ежедневным спискам дел.

Выбранные критически важные переменные: задачи, которыми руководил я сам или другие люди, степень сложности процесса планирования, объем запланированных обязательств, изложен­ных в письменном виде.

Первые результаты: «Я с удивлением обнаружил, что для задач, которые я воспринимал как те, что «обязательно надо



РАБОТА КАК ВНУТРЕННЯЯ ИГРА


решить», мое планирование было гораздо более сложным, по сравнению с теми задачами, которые я решал, потому что счи­тал их важными. Это позволило мне понять, как я бессознатель­но саботировал те задачи, к которым, как мне казалось, меня принуждали. Это поднимает ряд очень интересных вопросов о том, как я выбираю работу, которую выполняю. Время, кото­рое я трачу на составление письменных планов, уменьшается, и усиливается чувство завершенности валсных заданий».

Когда я писал эту книгу* было еще рано оценивать долгосроч­ные выгоды от этой инициативы. Но первые результаты были обнадеживающими и показывали, что можно начать массовую учебную инициативу, не требующую больших организационных усилий или контроля.

Сначала большинство исследователей испытывали некото­рые трудности с запоминанием учебного контекста. Это была новая процедура, требующая самодисциплины и не предусмат­ривающая обычных организационных стимулов. Несмотря на добрые намерения, они обнаружили, что путь наименьшего сопротивления предполагал попадание в инерцию исполнения. В начале учебной кривой им помогло использование блокнота исследователя, в котором они фиксировали свои мысли для инструктажа и «разбора полетов» (брифинга и дебрифинга). Им также была необходима поддержка в форме регулярных бесед с коуч-консультантом, чтобы поделиться с ним трудно­стями, а также успехами. Коуч-консультант учится предвидеть перепады настроений— от высоких ожиданий в начале любого нового предприятия до горького разочарования при виде того, какое действие оказывают старые привычки и препятствия прошлого.

Но когда исследователи начинали понимать выгоду от подобных затрат времени и начинали создавать новую реаль­ность как часть своей рабочей жизни, мобильность становилась самоочевидной. Тогда они чувствовали уверенность и пригла­шали других членов своей команды к участию в проекте и ста­новились ихкоуч-консультантами. Это увеличило число парал­лелей с их непосредственной рабочей средой. Обычным делом было слышать их разговоры в рабочих командах о том, что они


Коучинг 225

изучают и что обнаруживают. Число участников увеличилось, потребовалось большее число коуч-консультантов. Инициатива спонтанно распространилась со своей собственной скоростью, без обычного сопротивления, с которым, как правило, сталки­вается большинство инициатив в области организационных

перемен.

Коучинг не может происходить в вакууме. Если ученик не хочет учиться, то не имеет никакого значения, насколько хорош его коуч-консультаит. Коучинг —- ото танец, в котором ведет не коуч-консультант, а ученик, Самый лучший способ для коуч-консультанта научиться этой роли ■— знать, что означает быть учащимся, который получает преимущества от общения с ко-уч-консультантом.

Недавно Билл Блейзек, редактор делового журнала The Executive Coachy беседовал со мной о коучинге по методу Внутренней игры в бизнесе. Приведу здесь несколько фрагментов нашей беседы, которые подчеркивают некоторые, еще не освещавшиеся аспекты коучинга и выделяют те, о которых стоит сказать еще раз.

Б. Б.: Как вы думаете, почему коучинг стал такой популярной темой в деловом и корпоративном мире?

Т. Г.: Потому что стало более важным обучение. В так назы­ваемый «век знаний в бизнесе» ключевым конкурентным фак­тором стало то, насколько хорошо и быстро вы можете обеспе­чивать профессиональный рост своих людей.

Поэтому первая и постоянная задача коуч-коисультаита — это делить ответственность за обучение со своим клиентом. Согласно Внутренней игре, это означает, что подопечный не только желает учиться у коуч-консультанта, но и берет на себя ответственность за обучение на своем повседневном опыте.

Б. Б.: Как вы думаете, должны ли менеджеры быть коуч-кон-сультантами?

Т. Г.: Им следует учиться коучингу. Но это не означает, что они должны отказываться от своей основной обязанности доби­ваться результатов в бизнесе с помощью людей. Менеджер — ко-уч-консультант учится носить разные шляпы в разной обстанов­ке. Как менеджер он может сказать своей команде: «Вот это нам нужно сделать по таким-то стандартам3 за такое-то время и с

15 — 4725


226 РАБОТА КАК ВНУТРЕННЯЯ ИГРА

такими-то ресурсами». Ксли же он в шляпе коуч-коисультанта, то ои, возможно, скажет: «Теперь» когда ны представляете себе цели, чему нам нужно научиться, чтобы достичь их?» Иго основ­ная обязанность как коуч-копсультаита — сохранение целостно­сти команды и развитие навыков, необходимых для достижения целей результативности. Коуч-консультант— это тот» с кем вы должны чувствовать себя и безопасности, раскрывая свои недо­статки, ошибки и личные устремления. По этой причине в не­которых средах функции коуч-консультанта и менеджера лучше поручать разным людям.

Б. В.: Значит менеджер отвечает за установку четких целей, тогда как коуч-копсультаит помогает сотрудникам достичь их?

Т. Г.: Да. Коуч-копсультаит также помогает отдельному чело­веку или команде убедиться в том, что цели человека, команды или корпорации, насколько ото возможно, скоординированы так, чтобы конфликт между этими целями был минимальным.

Б. В.: Какого рода проблемы в бизнесе, но вашему мнению, может помочь решить Внутренняя игра7.

Т. Г.: Проблемы, которые включают человеческий фактор. Сейчас таких проблем стало гораздо больше, и обычно они решаются менеджерами, которым привычнее решать проблемы систем и проектов. В наше время такая стратегия не работа­ет. Бизнес-системы должны гармонизироваться с процессами, обеспечивающими лучшую работу и развитие людей, а не на­оборот.

Б. Б.: Итак, при большем внимании к Внутренней игре в кор­поративной среде, системы — т. е. то, как организовано дело и какие стратегии используются, — начнут переплетаться с чело­веческим фактором.

Т. Г.: Думаю, что да. Чем больше руководители бизнеса будут признавать то, что люди действительно являются их самым боль­шим ресурсом, тем больше они адаптируют бизнес-системы и модели к тому, что подходит человеку. Менеджеры должны быть не просто менеджерами проекта, а гораздо ббльшим. Они долж­ны усвоить новый уровень навыков работы с людьми, чтобы справляться с работниками, от которых требуют все ббльших результатов и которые в то же время должны чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы учиться и расти. Мне кажет-


Коучинг 227

а\ ироничным, что повышенные конкурентные требошшия в новом веке будут требовать от бизнес-менталитета большего сходства с менталитетом человека. Раньше руководители, воз­можно, могли добиться успеха без многих навыков или заботы о человеческих слабостях и чувствах. Теперь без глубокого пони­мания человеческого фактора и умения обращаться с ним ничего может не получиться. Угроза увольнения уже недостаточна для того, чтобы добиться сотрудничества. Лучшие работники будут независимо мыслящими людьми, которые, если им не нравится, как с ними обращаются, будут просто искать лучшую рабочую

среду.

Б. Б.: Я учился в университете штата Огайо в годы царсгво-ваиия великого В уди Хейеса\ и было ясно, что игроки боялись его. Вине Ломбарди4* тоже не церемонился. В наши дни суще­ствует множество сгилсй коучипга: от жесткого до мягкого. Какое место среди них занимает Внутренняя игрей

Т. Г.: Стиль ото одно, а сущность — другое. Важно, чтобы была забота- Коуч-консультаит должен заботиться о человеке, с кото­рым он работает, и тот должен знать об этом. Тогда найдется место как для жеегкого, так и для мягкого стилей. Было время, когда мне был нужен более отзывчивый и ободряющий подход. Очень мно­гое зависит от ситуации и взаимоотношений, которые установи­лись между коуч-консультаитом и учеником. Я не думаю, что хо­рошие взаимоотношения в коучииге можно вообще характеризо­вать как «страх». Страх обычно вызывает самовмешательство и снижает результативность. Эти взаимоотношения, как мне кажет­ся, должны подразумевать взаимное уважение и доверие, и при этом обязательное соблюдение коуч-копсультантом интересов своего клиента.

Б. Б.: Я подумал о тренере вроде Джона Вудена***. Кажется, он более руководствовался своими ценностями, чем доминиро­вал над игроками с помощью страха.

* Буди Хейес— старший тренер по американскому футболу университе­та штата Огайо. — Прим. перев. ** Вине Ломбарди — знаменитый тренер по американскому футболу. —

Прим. перев. *** Джои Булей —легендарный тренер баскетбольной команды Калифор­нийского университета, Лос-Анджелес. — Прим. перев.

15*


228 РАБОТА КАК ВНУТРЕННЯЯ ИГРА

Т. Г.: Я знаком с Джоном Вуденом, и мы с ним говорили об этом- Знаю, что он завоевал огромное уважение своих игроков, несмотря на то, что он довольно тихий человек. Я знаю и то, что он мог быть очень прямолинейным, и нельзя было обвести вокруг пальца. Думаю, он был так уважаем» потому что всегда учился. В результате он воспринимается как сочетание скромности и одно­временно настоящего авторитета. Эта комбинация поддерживала такую среду для коучинга (тренерской работы), в которой студен­ческий баскетбол достиг самых лучших результатов.

Б. Б.: Если говорить о соотношении жесткого и мягкого подхо­дов к коучингу, то есть люди, которые верят в то, что для совер­шенствования нам надо сфокусироваться на негативном и перестать обманывать себя. Они, похоже, выступают за «любовь без санти­ментов» в области результативности. Ваше отношение к этому?

Т. Г.: Ну, нет ничего плохого в любви без сантиментов, если вы уверены в том, что любовь еще жива. Гораздо проще перейти к жесткому гневу, жесткой критике, жесткой мести. Как я уже сказал, забота коуч-консультанта об ученике и уважение к нему должны быть явными. Чем более они очевидны для учащегося, тем жестче может быть коуч-консультант. Но если вы слишком суровы с кем-либо, кто вам не доверяет, вы убьете как раз то, что собираетесь оживить. Вы пожнете больше сомнений в себе, чем уверенности в себе. Поэтому заботливый коуч-консультант должен быть мудрым и знать, когда следует быть жестким, а когда — ласковым.

Б. Б.: Одна из ваших идей, которая мне кажется наиболее интригующей, — мысль о том, что коучинг не требует эксперт­ных знаний — компетентности в предмете. Это противоречит традиционному образу мыслей. Пожалуйста, объясните, почему вы так думаете?

Т. Г.: Прежде всего, нужно сказать, что нет ничего плохого, если у коуч-консультанта есть экспертные знания по данному предме­ту, если только они не используются для того, чтобы заставить подопечного чувствовать себя дураком, или помешать ему учить­ся. Когда вы много знаете, начать учить очень легко. Но коучинг заключается не в том, чтобы говорить клиенту о том, что вы знае­те, а в том, чтобы помочь ему обнаружить то, что он уже знает или может узнать для себя. Преподавание требует значительного времени и подразумевает передачу знаний. Коучинг же можно


Коучинг

рассматривать не как процесс сложения, а как процесс вычитания или отучеиия от того, что мешает движению вперед к желаемой цели клиента.

Б. Б.: Не могли бы вы привести пример беседы с коуч-кон-сультантом, у которого нет экспертных знаний?

Т. Г.: Мне вспоминается моя презентация по Внутренней игре перед Хьюстонским филармоническим оркестром. Посте крат­кою вступления они захотели увидеть демонстрацию, при этом добровольцем вызвался музыкант, играющий на тубе. Я не иг­раю на музыкальных инструментах и никогда не слышал, как звучит туба. Когда он поднялся на сцену» я спросил его, чему он больше всего хочет научиться.

Мне кажется, что самым трудным является артикуляция в верхнем диапазоне, — сказал он. — Я понятия не имел, о чем он говорит, но попросил его сыграть небольшой отрывок. Как мне показалось, получилось хорошо, но он покачал головой, явно недовольный своим исполнением.

Что вы заметили? — спросил я, понимая, что мне не нужно ничего знать, потому что я собирался положиться на его знания.

Звучало недостаточно чисто.

Откуда вы знаете? — спросил я.

Хороший вопрос. На самом деле я не слышу» когда это происходит, потому что раструб тубы находится слишком дале­ко от моего уха. Но я чувствую это языком, — сообщил он, подводя меня к критически важным переменным, которые были нужны для фокуса внимания.

Что же происходит с вашим языком?

Когда я играю трудный пассаж, вроде этого, с нотами верхнего диапазона, возникает чувство сухости и небольшого опухания.

Теперь у меня было все, что нужно. — Сыграйте этот отры­вок еще раз, но теперь не старайтесь соблюдать чистоту артику­ляции. Я просто хочу, чтобы вы отметили, не будет ли каких-либо изменений в ощущении сухости языка, пока вы играете.

Он сыграл еще раз, и я не заметил никаких изменений. Для моего неподготовленного уха и то, и другое звучало хорошо. Но остальные музыканты встали с мест и устроили ему овацию! На его лице была довольная и несколько удивленная улыбка.



РАБОТА КАК ВНУТРЕННЯЯ ИГРА


Не показывая никакого особого интереса к его достижению, я спросил» что он чувствовал, когда играл.

Язык был все время влажным, — ответил он, — и ника­кого опухания.

Почему, как вы думаете, это произошло? — спросил я, хотя уже сформулировал в голове ответ.

Я был более расслаблен. Давления не было, когда вы по­просили меня не добиваться чистой артикуляции, мне было любопытно проследить, что происходит с языком.

Может быть, когда вы чувствуете давление, — добавил я, — беспокойство немного сушит язык, и он кажется распух­шим. Когда же вы сфокусированы на том, что происходит, то большого давления нет. Вы просто избавляетесь от страха, и «Я 2» знает, что ему делать.

Б. Б.: Таким образом, коуч-консультант, не имея технических знаний, может помочь клиенту преодолеть то, что мешает его результативности.

Т. Г.: Да. Вам не нужно требовать от клиентов, чтобы они знали больше или меньше того, что они знают на самом деле. Вы хотите быть точным. Определите разрыв между тем, что известно, и тем, что нужно знать. Затем, если вы обратите при­стальное внимание на опыт, вы сможете избавиться от вмеша­тельства, и произойдет обучение, которое необходимо для устранения разрыва. Может быть, человеку, ощущающему недостаток знаний, нужно пойти к учителю. Разрыв может быть ликвидирован также с помощью обучения на опыте. А коуч-консультант дает неоценочное осознание, так чтобы обучение могло произойти в любом случае.

Б. Б.: Насколько я понял, такие беседы с коуч-консультантом не требуют больших затрат времени.

Т. Г.: Это так. Если коуч-консультант не играет роли учителя и не решает чужие проблемы, много времени не требуется. Если до­верие между учеником и коуч-консультантом установлено, и они оба понимают процесс, то эффективный коучинг может иметь ме­сто в рамках одного-единсгвенного вопроса. Краткая установочная беседа до данною учебного опыта и краткий «разбор полетов» по­сле него—вот и все, что нужно. Это может быть очень насыщенная деятельность — краткая по времени и длительная по отдаче.


Коучинг



Б. Б.: О времени. Я бы сказал, что рано или поздно каждому клиенту, который нуждается в коучинге, потребуется помощь в управлении временем. Насколько применимы в такой ситуа­ции принципы Внутренней игры!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.