Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие системы контроля качества в Украине




 

Важное место в обеспечении сбалансированности народного хозяйства, роста его эффективности принадлежит государственной стандартизации продукции, которая представляет собой установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях [15, с. 96].

Стандартизация является основой всех форм и методов государственного воздействия на качество промышленной продукции. Результаты стандартизации отражаются в специальной нормативно-технической документации. Основными ее видами являются стандарты и технические условия — документы, которые содержат обязательные для продуцентов нормы качества и способы их достижения — набор показателей качества, уровень каждого из них; методы и средства измерения, испытания, маркировки; упаковка, транспортировка и хранение продукции. Нормативно-техническая документация, применяемая на предприятиях, охватывает определенные категории стандартов, различающихся мерой жесткости требований к изделиям и множественностью объектов стандартизации.

Существует следующая классификация стандартов:

· международные стандарты;

· государственные стандарты;

· отраслевые стандарты;

· стандарты научно-технических и инженерно-технических обществ;

· технические условия;

· стандарты предприятий [27, с. 98].

Наиболее жесткие требования к качеству продукции содержат международные стандарты, разработанные Международной организацией стандартизации — ИСО. Их используют для сертификации изделий на экспорт в другие страны. В настоящее время существуют и применяются стандарты ИСО серии 9000.

 

______________________________________________________

 

Они содержат обязательные и рекомендованные требования. К обязательным относятся требования, которые гарантируют безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость, взаимозаменяемость, охрану. Все другие требования имеют рекомендательный характер.

Отраслевые стандарты разрабатывают на ту продукцию, для которой отсутствуют государственные стандарты Украины или относительно которой требуется дополнить и повысить требования существующих госстандартов [29, с. 127].

Стандарты научно-технических и инженерных обществ разрабатываются в случае необходимости распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в отдельных отраслях знаний или сферах профессиональных интересов. Эта категория нормативных документов может использоваться на основе добровольного согласия соответствующих субъектов деятельности.

Технические условия содержат требования, регулирующие отношения между поставщиком и потребителем продукции. Они должны регулировать нормы и требования к продукции, для которой нет государственных или отраслевых стандартов. Технические условия разрабатываются по заказу отдельного предприятия, а также для продукции, впервые осваиваемой производством [17, с. 50].

Стандарты предприятия выделяют в самостоятельную категорию условно, без правовой основы. Предприятия создают их по собственной инициативе для конкретизации требований к продукции и самому производству.

 

______________________________________________________

 

В Украине, как и во многих других странах, производят обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация осуществляется исключительно в пределах государственной системы управления субъектами хозяйствования, охватывает проверку и испытание продукции с целью определения ее характеристик и дальнейший технический надзор за сертифицированными изделиями. Добровольная сертификация проводится по инициативе самих субъектов хозяйства на договорной основе [7, с. 98].

Все субъекты хозяйствования (продуценты, поставщики, исполнители и продавцы продукции, подлежащей обязательной сертификации) должны:

· в установленном порядке и в точно определенный срок проводить сертификацию соответствующих объектов;

· обеспечивать изготовление продукции, соблюдая требования того нормативного документа, в соответствии с которым она сертифицирована; реализовывать продукцию только при наличии сертификата; прекращать реализацию сертифицированной продукции, если выявлено ее несоответствие требованиям определенного нормативного документа или закончился срок действия сертификата.

Организационной основой сертификации продуцированных предприятием изделий является сеть государственных испытательных центров для важнейших видов продукции производственно-технического и культурно-бытового назначения. Широкая сеть таких центров создана во многих промышленно развитых странах. В течение последних лет начали формироваться и международные системы сертификации. Мероприятия по созданию таких систем координирует специальный комитет по сертификации — СЕРТИКО, действующий в составе ИСО [4, с. 148].

Этим комитетом разработаны:

· правила и порядок осуществления сертификации продукции;

· критерии аккредитации испытательных центров (лабораторий);

· условия вступления в международную систему сертификации (наличие нормативно-технической документации, содержащей требования к сертификационной продукции; высокий уровень метрологического обеспечения производства; функционирование специальной системы надзора за деятельностью испытательных центров и качеством продукции) [10, с. 105].

В нескольких странах уже функционируют аккредитованные в СЕРТИКО и признанные мировым сообществом испытательные центры, которые выдают сертификаты на определенные виды продукции. В частности, в США действуют центры по испытанию тракторов и сельскохозяйственных машин, во Франции — автомобилей, Чехии и Словакии — электрооборудования и медицинской техники [3, с. 157].

В начале 1993 года Украина стала членом ИСО и международной электротехнической комиссии — ИЭС. Это дает ей право наравне с девятью десятыми других стран мира принимать участие в деятельности более 1000 международных рабочих органов технических комитетов по стандартизации и сертификации и использовать свыше 12 тыс. международных стандартов [28, с. 108].

Для оценки системы качества и получения сертификата разрешается привлекать любую иностранную фирму, занимающуюся сертификацией. «Весомость» сертификата и уровень доверия к нему зависят от имиджа выдавшей такой документ организации.

 

______________________________________________________

 

Важной и необходимой является активная поддержка государством инициативы и усилий предприятий и организаций в сфере разработки, внедрения и сертификации систем качества продукции, выхода их на мировой рынок.

 

 

Таким образом, управление качеством на предприятии - это деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Низкое (неконкурентоспособное) качество продукции - конкретная причина нежизнеспособности предприятия. Поэтому проблема качества осознается как стратегическая проблема всех предприятий. Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления - системой управления качеством.

Из сказанного следует, что оценить уровень качества продукции можно по качественным и количественным признакам. Если они соответствуют стандартам, то продукцию следует сертифицировать.


РАЗДЕЛ 2

Управления качеством продукции в ОАО "Крымхлеб"

 

2.1 Общая характеристика ОАО "Крымхлеб"

 

 

ОАО "Крымхлеб" находится по адресу: город Симферополь, ул. Севастопольская, 51а. Форма собственности - частная.

Основной целью осуществления деятельности является получение прибыли.

ОАО "Крымхлеб" производит хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделий; ведет оптовою и розничною торговли продовольственными и непродовольственными товарами, занимается торгово-посреднической деятельностью. В настоящее время завод выпускает более 155 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции.

Применение современных технологий и научного подхода в разработке новых видов продукции позволяет поддерживать стабильный спрос у покупателей в условиях жесткой конкуренции.

 

______________________________________________________

 

Самым серьезным конкурентом для ОАО "Крымхлеб" является ООО "Заря". Это предприятие производит аналогичную продукцию и также реализует ее в основном в Крыму.

Предприятие состоит из следующих отделов: транспортный цех, отдел сбыта, отдел главного механика и главного энергетика, торговый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, планово-экономический отдел, строительная группа.

Численность работников основного производства - 296 человек. Распределение работников по категориям персонала определяется планом по труду, который составляется на полугодие и утверждается директором данного предприятия.

На основном производстве работают 4 бригады по 12 часов в 2 смены (по две бригады в смену). На технологических линиях основного производства работает 68 рабочих с разрядами от 2 до 5. Средний разряд рабочих составляет 3,4. Однако на предприятии расчет среднего разряда не осуществляется. Кадры набираются из числа людей, уже знакомых с производством и обученных.

Маркетинговый отдел как самостоятельное подразделение на предприятии отсутствует, его функции выполняет один специалист из экономического отдела. Их цели: продвижение товара на рынке, а также содействие сбыту этого товара. Задачами отдела являются изучение рынка сбыта и продукции конкурентов, поиск новых решений для увеличения продаж и получения большей прибыли.

Рынок предприятия - пищевой и представлен продуктами первой необходимости и товарами повседневного спроса; изделиями, относящимся к предметам роскоши и покупаемым случайно. Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на потребителей широкого круга, в основном с низким и средним достатком. Спрос на продукцию хлебозавода определяет уровень производства товаров.

Вывод о размере предприятия можно сделать на анализе показателей, приведенных в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные показатели деятельности ОАО "Крымхлеб"

Показатели предприятия ОАО "Крымхлеб", тыс. грн. Годы
     
1. Выручка от реализации товаров и услуг 156390,7 149853,9 152511,8
2. Себестоимость выпускаемой продукции      
3. Прибыль предприятия      
4. Товарооборот 43734,5 50554, 4 51132, 1
5. Стоимость чистых активов предприятия      
6. Среднесписочная численность работников      
7. Фонд оплаты труда (ФОТ)      
8. Среднегодовая стоимость основного производственного фонда (ОПФ)      

2.2 Состояние управления качеством продукции в ОАО "Крымхлеб"

 

На ОАО "Крымхлеб" нет специального органа, который бы занимался управлением качеством продукции, и нет отдела маркетинга. Всеми этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако уже в ближайшее время на предприятии планируется создать отдел маркетинга, в котором будет присутствовать специалисты по управлению качеством продукции.

 

______________________________________________________

 

На предприятии существуют проверки функционирования системы качества, которые могут проводиться поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) и независимыми органами (третьей стороной) [21, с. 155].

Внутренние проверки действующей системы качества, которые необходимы руководству предприятия для того, чтобы постоянно оценивать ее эффективность и принимать меры для ее совершенствования.

Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок, обычно на год.

Для каждой проверки предусматривается инспекционная группа (комиссия), как правило, под руководством работника службы качества (аудитора) с участием квалифицированных специалистов. Для объективности проверок к ним привлекаются специалисты, непосредственно не занятые в проверяемой деятельности. Комиссия может проверять как выполнение функций (элементов) системы качества, так и отдельных нормативных документов [6, с. 119].

Для проведения проверки составляется программа, где указывается основание для проверки, проверяемое подразделение, содержание проверки, а также нормативные документы.

 

______________________________________________________

 

Проверки системы качества независимой "третьей стороной" проводятся, как правило, либо с целью выдачи поставщику сертификата на продукцию или систему качества, либо для подтверждения ранее выданного сертификата. При наличии у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками обычно значительно сокращается [20, с. 104].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.