Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2




ПЛАН

ЛЕКЦИЯ 1

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Ялта - 2011

 

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ПОНЯТИЕ

1. Понятие философии истории

2. Проблема осмысления путей исторического развития в античной историографии

3. Теологическая концепция истории

4. Светская философия истории эпохи Возрождения

5. Философия истории 18 – первой половины 19 веков

6. Философия истории конца 19 – начала 20 века

1. Философия истории формируется на стыке философии истории, что обусловливает двузначность самого понятия. С одной стороны, философия истории – составная часть системы философских знаний, а с другой – философия истории входит в форму исторического познания и является древнейшей отраслью теоретических исторических знаний.

2. Хотя античная философия не знала собственно философско-исторических концепций, она сформулировала фундаментальные принципы философского постижения действительности, разработала логико-методологические процедуры и понятийно-категориальный аппарат, без которого дальнейшее развитие европейской философии было бы невозможно.

Космологический характер античной философии, хотя и препятствовал качественному различению природы и истории, тем не менее предоставлял инструментарий для анализа человеческой жизни как относительно самостоятельной сферы. Это нашло своре отражение в прагматической историографии в лице Фукидида, отчасти Полибия и Тацита, которые, отбросив мифологические фантазии, стремились к строгости и достоверности в своих исторических описаниях, но при этом всегда сверялись с идеальными образами, которые они черпали из философии.

3. Христианская идея истории впервые со всей полнотой была сформулирована в концепции Бл. Августина (354 – 430). Кредо Августина: достаточно познать Бога и душу – и ничего больше. Христианская теология истории значительно повышала ценность времени, ценность человеческой истории, выступающей средством «спасения» человечества. История приобретала смысл, направленность, в ней была определена последовательность событий. В то же время, наличие Божественного промысла влекло за собой прекращение истории с наступлением Царства Божия. Концепция Августина на протяжении столетий вдохновляла религиозно-философскую мысль.

4. Ренессансная мысль сконцентрировала свое внимание н времени земном. Ожидание конца света сменяется оптимистическим убеждением в наступлении нового, золотого века человечества.

5. В эпоху Просвещения, став наукой философской, история могла уже не только давать уроки мудрости, но и устанавливать некоторые фундаментальные закономерности, выступающие основой объяснения последовательности исторических событий и предвидения их последствий. Все многообразие исторических событий просветители рассматривали с позиций движения общества от неразумного состояния к разумному. В частности, так трактует историю Вольтер в своей работе «Философия истории», которая и дала название нвой дисциплине.

6. Философия истории 19 – начала 20 веков была ориентирована не на поиски сущности объективного мира, а н познание многообразных феноменов, данных человеку в его опыте. Следствием такого подхода был отказ от признания действия в обществе и природе универсальных законов, независимых от человека и переключение на установление функциональных связей и отношений между явлениями. При этом ответы на вопросы провоцировались самим способом вопрошания, самой постановкой вопроса (например, для Тойнби сами культуры функционировали по принципу «вызов – ответ»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.