Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы единства и разнообразия всемирной истории




ЛЕКЦИЯ 3

ПЛАН

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

1. Основные направления философии истории

2. Объект и предмет философии истории

3. Структура философии истории

4. Функции философии истории

5. Философия истории и социальная философия

1. Для настоящего времени имеет смысл говорить о трех основных направлениях философии истории. Первое, провиденциальное (Августин) исходит из того, что провидение управляет исторической судьбой с помощью разумных законов. Второе, метафизическое (Гегель, Гердер) исходит из того, что история развивается по восходящей линии. Основное внимание при этом уделяется Абсолютной идее, претворение в жизнь которой становится самой историей. Третьим, позитивно-реалистическим направлением (Кант, Вольтер, Маркс) вся история сводится к деятельности социальной общности людей, но остается открытым вопрос, чем определяется характер самой этой социальной общности.

2. Объектом философии истории является сам исторический процесс. Предмет же определяется по-своему представителями каждого из трех направлений.

3. Структура философии истории складывается из ее онтологии, гносеологии, истории и антропологии. Онтология занимается рассмотрением проблем исторического бытия. Гносеология уделяет главное внимание проблемам исторического познания. История исследует проблемы возникновения и развития философии истории. Антропология изучает проблему человека как биосоциального существа и отвечает на вопрос: «Кто творит историю?»

4. К функциям философии истории относятся мировоззренческая, теоретическая. Методологическая и прогностическая.

5. Взаимодействие философии истории и социальной философии имеет диалектический характер. С одной стороны, имея общую методологию познания общественных явлений, близки друг другу по содержанию и предмету исследования. С другой стороны, философия истории рассматривает исторический процесс преимущественно как процесс постоянного развития социума, тогда как социальная философия главное внимание обращает на процесс, который находится на стадии завершения.

1. Эволюция философских представлений о единстве человечества и исторического процесса

2. Типы цивилизаций

1. Многие философско-исторические концепции основываются на признании единства истории. При этом их авторы придерживались различных политических ориентаций и философских взглядов. Так, И. Гердер подводил под идею единства истории природную основу. Г. Гегель единство истории основывал на деятельности мирового духа, который последовательно воплощался в душах разных народов. У Г. Спенсера идея единства истории – это элемент общей теории эволюции, поступательного (без скачков и переворотов) развития капиталистического общества.

2. Идея циклов исторического развития прочно утверждается в знании об обществе с 17 – 18 веков, в учениях Дж. Вико и Г. Гегеля.. Но если у Гегеля идее цикличности сопутствовала идея прогресса, то циклические концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина и, в определенной степени, также и А. Тойнби, отвергают идею поступательного движения. Для Данилевского основанием отнесения культуры того или иного народа к определенному культурно-историческому типу является принадлежность к единой языковой группе, а также наличие единого духовного уклада. В жизни каждого культурно-исторического типа прослеживаются три основные фазы: этнографическая, государственная и фаза цивилизации. С переходом к третьему – цивилизационному – периоду развитие останавливается и культура быстро гибнет. В начале 20 века широкую популярность приобрела теория локальных культур О. Шпенглера, изложенная в книге «Закат Европы». Шпенглер выделяет только восемь культур. Каждая культура проходит также три этапа: период «детства», период культуры и период цивилизации. Период жизни каждой культуры определяется в тысячу лет. Согласно Тойнби («Постижение истории») всемирная история складывается из историй отдельных, замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте их насчитывалось 21). Каждая цивилизация проходит стадии зарождения, возмужания, надлома и распада, после чего гибнет, уступая место другой. П. Сорокин рассматривал историческую деятельность как иерархию различных культурных и социальных систем, каждая из которых обладает своим набором ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.