Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индийский театр




Амплуа

Исторически в разные эпохи в театре складывались определенные сценические типы действующих лиц, которые стали со временем называть амплуа (от фр. emploi «употребление», «должность»). Под амплуа обычно понимается тип роли актера, который соответствует его внешним физическим данным, возрасту, стилю и манере актерской игры. В основном же, нам кажется, амплуа зависит больше от личности актера, чем от его брутальности, хотя она играет не последнюю роль. Щепкин, например, со своей внешностью не мог играть трагические роли.

Необходимость появления, или закрепления амплуа по всей видимости, связана с необходимостью классифицировать систему актерского исполнения. Говоря об амплуа,мы отмечаем с одной стороны типы характеров, архетипы, собирательные образы. Типология персонажей на определенном этапе превращается в амплуа и это сближает с понятием актант. Актант - диалектическая взаимосвязь действия и характера. Амплуа появляются в процессе выявления основных действующих сил в драме и театре. Под амплуа так же можно понимать тип роли. Роль - совокупность текста и игры отдельного персонажа, своеобразная действенная партитура, которую предстоит и необходимо «исполнить» актеру. Сама рольможет стать действующим лицом[147]. Недаром мы говорим: роль злодея, неблагодарная роль, роль предателя и т.д. У амплуа не одна роль, но тем не менее, ограниченное количество ролей. Роли разделяются на главные (основные) и второстепенные. Все амплуа также можно разделить на две категории, которые существовали с момента возникновения театра: трагические и комические. Особенностью амплуа является то, что они заранее известны зрителю, в то время как роль остается неведомой

Амплуа не только разделение, но и набор определенных психологических качеств, свойств, но необходимо помнить, что классифицировать можно только типы, индивидуальность классифицировать нельзя. С. Эйзенштейнв записи лекций В.Э. Мейерхольда отмечает, что «амплуа - чрезвычайно важная классификация: для актера - выработать основной стрежень, не быть эклектиком, а избрать «маску» или несколько, для режиссера - правильно набрать труппу»[148]. Действительно, для режиссера это стратегия театрального производства - правильно подобрать труппу. Существует рассказ о том, как раньше антрепренеры набирали труппы. Необходимо набрать актеров для постановки пьесы «Горе от ума» Грибоедова, этим составом можно сыграть практически любую пьесу мирового репертуара.

Но нас больше волнует вопрос, насколько амплуа обуславливает в той или иной степени работу драматурга? Насколько сегодня театральная и драматургическая деятельность обусловлена системой амплуа сказать трудно. Явного разделения на амплуа, вероятно, не существует, но в скрытой форме несомненно присутствует в любом театральном коллективе. Возможно, лишь в экспериментальных труппах авангардистского толка разделение на амплуа полностью отсутствует. В истории театра известны ряд случаев, когда драматург писал пьесу под определенного актера, например Чехов, также наверное и Брехт, Шекспир, Мольер и др. Это объясняется тем, что автор всегда обусловлен театральной практикой своего времени. Этот вопрос нам кажется наиболее дискуссионным, поэтому мы предлагаем его более к обсуждению, чем пытаемся в данной главе подробно рассмотреть. Стоит в то же время отметить, что серьезных и подробных теоретических работ, рассматривающих систему амплуа в театре, автору не доводилось встречать. Между тем это направление в театрологии нам кажется весьма интересным и мало изученным, поэтому мы предлагаем свою систему амплуа. Вначале нами рассматриваются амплуа, которые существуют в наиболее известных мировых театрах, а затем выявляется система амплуа в театре независимо от страны и эпохи. Эта системы помогает понять саму структуру драматического действия, с точки зрения основных действующих сил и тех ролей, которые они исполняют.

 

 

В индийском классическом театре чрезвычайно подробно разработана классификация основных ролей и типов персонажей драмы. Основными персонажами являются:

à благородный и мужественный герой;

à красивая и любящая героиня;

à прихлебатель и плут;

à шут;

Эти типы разделяются на различные классы. Первое и естественное разделение - это на роли мужские, женские и бесполые (napumsaka). Дальше идет разделение драматических героев на четыре основных типа:

à веселый - lalita;

à невозмутимый - canta;

à возвышенный - udatta;

à неистовый - udhatta;

Типов влюбленных героев также четыре:

à разумный - daksina;

à вероломный - catha;

à бесстыдный - dhrsta;

à верный - anukula;

Все драматические персонажи делятся на три класса по социальному положению:

à высший - uttama;

à средний - madhyama;

à низший - adhama;

 

Теоретики индийского театра умножают типы героев первой категории на число типов второй, а затем умножают на три, согласно третьей классификации. Так получается полная классификация 48 типов драматических героев. Тип героини рассмотрен в индийской теории драмы еще подробнее. Он определяется положением по отношению к герою. Она может быть:

à своей (женой) - sviya;

à чужой (замужняя) - anya;

à общей (куртизанка) - sadharanastri;

Так же героини разделяются по отношению к их возлюбленным. В общем, получается тринадцать подразделений героинь типа «своя», два - «чужой», один тип «общей» - итого 16. Затем они помножаются на восемь отношений к возлюбленному и получается 128 типов драматических героинь. Далее они помножаются на три класса действующих лиц и получается 384!

Второстепенные мужские действующие лица делятся на две категории:

1. Спутники героя (sahaya) т.е. его окружение:

à соратник - pithamarda;

à прихлебатель - vita;

à шут - vidusaka;

à шурин - cakara;

à раб - ceta;

2. Внешнее окружение героя (bahya):

à вестник - duta;

à министр - mantrin;

à полководец - senapati;

à судья - pradvivaka;

à чиновники - prayogadhkrta;

à наследник престола - kumara;

à придворный жрец - purohita;

Женские роли разделяются на следующие:

1. Обитатели дворца.

à главная царица - mahadevi;

à царица - devi;

à фаворитка (дочь полководца или министра) - svamini;

2. Женская прислуга.

à главная служанка царя - anucarika;

à личная служанка - paricarika;

à телохранительница - samcariki;

à привратница - pratihari;

à надзирательница за ритуалом - mahattara;

à буддийская монахиня - parivrajika;

à гетера - pumccali;

К «бесполым» персонажам относятся:

à ученый брахман - snataka;

à дворецкий - kanucukin;

à евнух - varsadhara;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.