КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.А.Корсун 4 страница
Отношения религии и государства были оформлены в соответствующих статьях Конституции 1947 г. Так в статье 20 говорится: «Свобода религии гарантируется для всех. Ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью. Никто не может принуждаться к участию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях или обрядах. Государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо иной религиозной деятельности». Частично затрагивала проблему религии и статья 89: «Никакие государственные денежные средства или иное имущество не могут ассигновываться или предназначаться для использования, выгоды или содержания какого-либо религиозного учреждения или ассоциации или для каких-либо благотворительных, просветительских или филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичных властей». Таким образом, Конституция 1947 г. установила барьер между общественной (политической) и частной (религиозной) жизнью, что не могло не сказаться на отношении японцев к вере. Большинство их признает ее делом сугубо личным, интимным, а потому зачастую считает вопросы об их принадлежности к той ли иной конфессии неэтичными, бестактными. Японцы практически не интересуются, какую веру исповедует, например, тот или иной политический деятель. Когда первая в истории страны женщина — Т.Дои стала лидером Социал-демократической партии Японии, а затем спикером палаты представителей парламента, все японские средства массовой информации воздавали ей должное как политику столь высокого ранга, но нигде не упоминалось, что она христианка. В то время как западная пресса уделила особое внимание ее конфессиональной принадлежности. Кстати, среди политической элиты Японии не так уж мало христиан, прежде всего протестантов, но это никак не афишируется и не влияет на их политическую карьеру. На основе упомянутого Указа 1946 г. в апреле 1951 г. был принят закон о религиозных юридических лицах. Он предоставлял всем религиозным организациям право владеть храмами и святилищами со всем их имуществом, заниматься хозяйственной деятельностью, а также запрещал всем органам государственной власти вмешиваться в отправление служб и другую религиозную деятельность. Закон определял понятие религиозной организации, процедуру регистрации, предусматривал случаи их роспуска. Практически до разоблачения в 1995 г. деятельности буддийской секты «Аум синрикё» Закон не вызывал нареканий в обществе, хотя оно очень внимательно следит за взаимоотношениями религии и государства, чутко реагируя на попытки нарушения соответствующих статей Конституции. Бурную реакцию вызвали, например, возрождение под иным названием (День основания государства) довоенного праздника Дня основания империи, связанного с культом императора, восстановление традиции посещения официальными лицами церемонии большой поминальной службы по погибшим в войне (митама мацури) в святилище Ясукуни, посвященном душам всех отдавших жизнь за императора, а также соблюдение некоторых синтоистских ритуалов при вступлении на престол нынешнего императора Акихи-то, которым старались придать характер государственных актов. Внимание общественности привлекло и обожествление военнослужащего Сил самообороны, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Этот случай высветил проблему понимания принципа отделения религии от государства, свободы вероисповедания, характера отношений индивида и религиозной организации. По инициативе Ассоциации сил самообороны префектуры Ямагути погибший военнослужащий был обожествлен в местном «святилище защиты отечества». Это было сделано вопреки воле его жены-христианки, в то время как другие родственники сочли состоявшийся акт за великую честь. Жена опротестовала акт обожествления в суде, расценив его как нарушение статьи 20 Конституции и вмешательство государства в дела религии. Районный и префектуральный суды поддержали ее иск, но Верховный суд отменил их решения и признал законными действия Ассоциации, ибо она выступала не от лица государства. Поддержка же Ассоциации руководством Сил самообороны была охарактеризована как мера, направленная на поднятие престижа военнослужащих, не имевшая религиозного характера. К тому же было отмечено, что «свобода религии» означает свободу от навязывания той или иной религии по своему желанию, и поэтому святилище было в праве обожествить этого военнослужащего точно так же, как его жена — исповедовать христианство, и именно от нее требовалась терпимость в отношении действий синтоистского святилища. Верховному суду не раз приходилось рассматривать дела, трактовавшиеся как нарушения статьи 20 Конституции. В большинстве случаев в его решениях не усматривалось таких нарушений. Инциденты, вызывавшие обращения в суд, объяснялись существующими обычаями. Это показывает, что западное понимание свободы религии, которое после войны было привнесено в японское общество, еще не полностью интегрировалось в национальную культурную традицию. Как бы то ни было, подобного рода инциденты, в конце концов, поставили на повестку дня вопрос о пересмотре Закона 1951 г. Критика Закона, особенно усилившаяся в 1995 г., касалась главным образом контроля над деятельностью религиозных организаций. Ни у местных органов власти, ни у министерства просвещения, которые курируют эти организации, не было, как оказалось, реальных возможностей находиться в курсе их планов и конкретных шагов. Более того, не только административные органы, но и полиция, и суды по большей части смотрели сквозь пальцы на их порой противоправные поступки. Предлог был весьма убедительным: соблюдение принципа невмешательства государства в дела религии. Но именно в результате этого появились такие экстремистские секты, как «Аум синрикё». Осенью 1995 г. специальная комиссия Совета по делам религиозных юридических лиц при министерстве просвещения подготовила рекомендации, которые и легли в основу поправок к Закону 1951 г. В соответствии с ними, религиозным юридическим лицам вменялось в обязанность ежегодно предоставлять для проверки соответствующим органам власти и верующим финансовые документы; предлагалось требовать отчеты о деятельности религиозных организаций и, в случае возникновения сомнений относительно характера их деятельности, передавать в ведение центральной власти религиозные организации, которые имеют филиалы в нескольких префектурах. Обсуждение поправок вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Одни расценивали их как попытку правительства ограничить свободу деятельности религиозных организаций. Другие же приветствовали поправки в надежде, что с их помощью удастся предотвратить любые противоправные деяния этих организаций. В декабре 1996 г. поправки к закону вступили в силу. Религиозная жизнь сегодняшней Японии детерминирована теми изменениями, которые произошли в социально-экономической структуре общества после второй мировой войны. Наибольшее значение имело, безусловно, отделение церкви от государства. Весьма чувствительным явился ущерб, нанесенный материальной базе храмов. Жителям локальных обществ было запрещено поддерживать синтоистские святилища, которые были организующими центрами жизни квартала, поселка, деревни. Положение буддийских храмовых комплектов было серьезно подорвано аграрной реформой, которая лишила их значительной части земельной собственности. Больше других пострадали мелкие и средние сельские храмы, поскольку они владели пахотной землей. Крупные храмы были затронуты реформой в меньшей степени, ибо принадлежавшие им участки были заняты в основном культовыми постройками или лесными угодьями. В ходе реформы правительство продало им и часть государственных земель, которые они стали использовать в коммерческих целях. Это привело к расслоению храмов традиционных школ буддизма. Но самым главным, что ослабило прежние позиции святилищ и храмов, была урбанизация. Именно она вызвала к жизни огромные миграционные потоки, которые нарушали прежние социальные связи. Согласно довоенному Гражданскому кодексу, семья рассматривалась как корпоративное юридическое лицо, на которое и опирались храмы. Изменение этого кодекса, подорвавшего традиционную семейную систему, значительно снизило их значимость. Приезжавшие в города люди по большей части не включались в деятельность ни синтоистских, ни буддийских общин. У настоятелей не было никаких действенных рычагов для их привлечения. В лучшем случае они могли рассчитывать на пожертвования. Разрушение территориального принципа организации синтоистской общины побуждало священнослужителей переходить на индивидуальное общение со своими прихожанами. Такое положение вело к снижению значимости местных, мелких святилищ и возвышению крупных, общенациональных, таких, как Мэйдзи-дзингу и Ясукуни-дзиндзя в Токио, или Ясака-дзиндзя в Киото. В конце прошлого века как религиозные юридические лица было зарегистрировано около 80 тыс. святилищ (по сравнению с 180 тыс. в начале века). Синтоистские святилища и буддийские храмы, чтобы выстоять в условиях урбанизации, ведут активную пропаганду для привлечения новых адептов и упрочения связей в общине. Знаменитые буддийские храмы, которые являются сокровищницами национальной культуры (например, храм Тосегу в Никко, Тодайд-зи в Нара, Киемидзу в Киото), пополняют доходы за счет огромного числа туристов, неизменно посещающих эти достопримечательности. Многие другие, для получения дополнительных средств, сдают в аренду часть помещений под проведение выставок, чайных церемоний, занятий икэбана, под автостоянки. Есть и другие виды коммерческой деятельности. Например, при Ясака-дзиндзя в 1997 г. был открыт комплекс зданий (банкетный зал, гостиница) для проведения свадебных церемоний по синтоистскому обряду. Как сказал в личной беседе настоятель этого храма, почетный профессор синтоистского университета Когак-кан в Исэ Ц.Маюми, это было сделано ради получения дополнительных денежных средств на реставрацию святилища. И это несмотря на то, что оно получает бюджетные ассигнования, поскольку имеет статус «сокровища общенационального значения», и спонсоры не обходят его своим вниманием. Не в последнюю очередь спонсорская благотворительность связана с возможностью дополнительной рекламы (по традиции храмы широко оповещают о подобных благодеяниях). Во многих синтоистских святилищах и ряде буддийских храмов продают разного рода амулеты и талисманы, предсказывающие судьбу или защищающие от бед и несчастий. В туристических проспектах, еженедельниках, рекламных роликах сообщаются адреса наиболее популярных святилищ и храмов, где они продаются. Это — хорошо налаженный бизнес. При храмах открываются детские сады, а иногда и школы. Ни отделение церкви от государства, ни коммерциализация храмов, ни общая модернизация жизни не искоренили религиозное сознание японцев и не сказались на популярности религиозных обрядов, пусть отчасти и утративших изначальный смысл. Без них немыслимо ни одно сколько-нибудь примечательное событие в жизни практически каждого японца от рождения до смерти. Многое делается по традиции, без непосредственной связи с верой. Например, Новый год (праздник праздников) начинается в Японии с «первого посещения» святилища или храма, и даже те, кто считают себя неверующими, охотно принимают участие в этой церемонии. Для многих важны не догмы или обряд, а возникающее чувство, т.е. то, что по сути, как уже говорилось, и есть религиозное сознание в широком смысле этого слова. Вся история страны, так или иначе, связана с синто, поскольку он, будучи ядром национальной культуры, лежит в основе всех видов искусств. Синто дает возможность каждому японцу осознать национальную идентичность. Он, по словам профессора Ц.Маюми, для японцев как воздух, о котором не думают, но без которого невозможно жить. Многие современные японцы на улице перед святилищем и маленькой кумирней, или дома перед алтарем достаточно автоматически (возможно, на уровне подсознания) хлопают в ладоши и замирают в поклоне, не задумываясь о религиозном смысле этого ритуала. Синто сохраняется в современном обществе не только в литургической практике, но и в повседневной жизни. До сих пор нередко начало строительства жилых домов и предприятий освящается по синтоистскому канону. Для успешного запуска ракет на пусковых установках наклеиваются специальные талисманы. Подобных примеров можно привести немало, и все они очень органичны. Что это? Пережитки прошлого, примитивные верования или просто обычаи? Очевидно, что это уже не чисто религиозное действо, а скорее празднично-общественное. Ради сохранения синто священнослужители сознательно отодвигают догматику на второй план и делают упор в своей деятельности на культурно-просветительскую работу. Они широко пропагандируют историю страны, каждого святилища, культуры в целом, выступают основными организаторами подавляющего большинства национальных праздников. Именно с проведением праздников в значительной степени связано послевоенное возрождение синто. Синто с его пантеизмом и отсутствием в нем воинственности сформировал адаптивное, религиозное сознание японцев. Он может дать «информацию к размышлению», как влиять на формирование религиозного сознания в направлении веротерпимости и бесконфликтности, что служит залогом мирного разрешения межконфессиональных конфликтов. Тем более, что эта религия сумела преодолеть негативный опыт государственного синто - этой квазирелигии. Послевоенная эпоха была отмечена появлением так называемых новых религий, в основном буддийского толка. Упрощение процедуры регистрации религиозных организаций на основе Закона 1951 г. стимулировало дробление довоенных сект буддизма, ослабило связи головных храмов с их филиалами. В большинстве случаев это было вызвано экономическими причинами, а не расхождениями в толковании догматов. Ослабление позиций двух основных религий в общественной жизни страны в послевоенные годы способствовало возникновению этих новых религий. Они сумели приспособить свою догматику к изменившимся социально-экономическим условиям. В основном это были религиозные организации нитирэновского толка (Нитирэн — религиозный деятель XIII в.). Свойственной этой школе буддизма неподдельный интерес к реальной жизни соответствует прагматичному отношению японцев к религии. Примерно половина всех религиозных организаций Японии относится к новым религиям. Несмотря на то, что число их адептов составляет всего четвертую часть верующих, по активности они намного превосходят приверженцев других конфессий. Их напористость, даже агрессивность привлекают в их ряды значительное число последователей. Новые религии опираются, прежде всего, на массы верующих, а не на священнослужителей. Степень веры каждого определяется числом новых адептов, им завербованных. Религиовед Н.Кадзи отмечает: «Новые религии полны энтузиазма... Они действуют очень энергично, что относится как к их лидерам, так и к последователям. Но когда организация достигает определенного предела, энтузиазм спадает, и люди начинают разочаровываться в ее деятельности. На этом фоне возникают новые организации, и приверженцы прежних переходят к ним. Тем самым энергичные новые религии постоянно воспроизводят сами себя и завоевывают новых приверженцев. Общей чертой всех новых религий является эклектичность, что связано вообще с японской религиозной традицией. Их распространению помогает и адаптивное религиозное сознание населения, и упрощенная процедура приобщения к ним, и простота, а подчас и отсутствие обрядности, внимание к повседневным нуждам людей. Они не настаивают на изучении догматов. Сосредоточенность на магии, мистике, вере в чудеса влечет к ним определенную часть населения, которая не находит себе места в современном отчужденном мире. Но при этом они весьма современны: широко используют достижения науки и техники, средства массовой информации для пропаганды своих воззрений, не чураются рекламы, имеют хорошую издательскую базу, владеют предприятиями и фирмами. Некоторые организации новых религий не только проявляют интерес к политике, но и активно ею занимаются. Наибольшего успеха на этом поприще добилось общество «Сока гаккай», создавшее собственную политическую партию — Комэйто. Однако, поскольку создание клерикальных партий не свойственно японской политической культуре, эта партия вскоре заявила о своей независимости от «Сока гаккай», хотя основной ее электорат — адепты этого общества. Так или иначе, новые религии вписались в общественную жизнь Японии, нашли свою нишу и обогатили картину духовной жизни страны. Религиозная жизнь современной Японии демонстрирует пример истиной веротерпимости, которой катастрофически не хватает большей части человечества и которая при достаточно широком распространении могла бы сделать нашу планету куда более привлекательным местом обитания. Мирное сосуществование в стране уже не одно столетие различных конфессий вселяет надежду, что пока находящийся в латентном состоянии процесс экуменизации церквей имеет неплохие перспективы.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |