КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.А.Корсун 3 страница
Со времени присоединения к КНР и до наших дней в СУАР произошло 15 крупномасштабных восстаний, которые неизменно носили религиозную окраску, поскольку в отличие от этнических китайцев мятежные уйгуры в большинстве своем мусульмане. Мусульманское духовенство стало объектом самого пристального внимания китайских властей, требующих заверений от духовенства в верности КПК и КНР, проводящих периодически их спецпроверку и отстраняющих от работы тех, кто проявил нелояльность. Серьезные последствия имела и непродуманная языковая политика руководства КНР, приведшая к снижению уровня грамотности населения автономии и росту его недовольства проявлениями языковой дискриминации. Традиционная письменность на основе арабской графики была запрещена, и арабское письмо заменили латиницей, на смену которой несколько лет спустя пришла кириллица. Арабский алфавит был реабилитирован только в начале 1980-х гг., а к настоящему времени уже три поколения уйгуров пользуются различными видами письма. Новый толчок выступлениям в автономном районе дал развал Советского Союза, на обломках которого возник ряд независимых азиатских республик, в том числе Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан, в результате чего уйгуры остались единственным крупным тюркским народом так и не обретшим своей государственности. Однако переломным моментом можно считать 1996 г., когда на Всемирном уйгурском курултае, который проходил в Стамбуле, был официально избран вооруженный путь борьбы за независимость, как единственно возможный в условиях, когда стало очевидным, что 50 лет ненасильственного сопротивления не дали искомого результата, а речь идет уже о выживании и самосохранении уйгуров как народа. Хочется отметить, что Стамбул был выбран местом проведения курултая не случайно, ибо Турция стремится стать лидером суннитского мира, а «уйгурский вопрос» является составной частью идеологии пантюркизма. Создание в 1996 г. «Шанхайской пятерки», к которой - при горячей поддержке КНР присоединился не имеющий общей с Китаем границы, но располагающий значительной уйгурской диаспорой, Узбекистан, в результате чего она стала «Шанхайской организацией сотрудничества», в определенном смысле является ответом Пекина на подобный форум. Тем не менее, декларированного этой региональной организацией создания Единого антитеррористического центра к 2000 г., когда была отмечена новая активизация уйгурских борцов за независимость, не произошло, и антиправительственные выступления с требованием коренного изменения политики Пекина в отношении национальных меньшинств были подавлены силами китайских спецслужб и народно вооруженной полиции. В 2001 г. в ряде городов СУАР уйгурские боевики провели серию террористических актов против руководящих работников и сотрудников местных исполнительных и правоохранительных органов, военнослужащих ханьской национальности, в результате чего погибли несколько десятков человек, многие террористы были публично казнены, а более 500 чел. объявлено в общенациональный розыск. Есть еще один любопытный аспект уйгурской проблемы, экологический, возникший в связи с проведением, начиная с 1 октября 1964 г., ядерных испытаний на пересохшем озере Лобнор (Восточный Туркестан), общее количество которых превысило 45, а результатом стало заражение ядерными отходами территории в радиусе многих сотен километров. Уже в середине 70-х гг. среди местного, в основном уйгурского, населения наблюдалось катастрофическое увеличение случаев раковых заболеваний, лейкемии и неизлечимых нервных расстройств, участились случаи рождения детей-уродов. Сказывается в Синьцзяне и давление излишнего населения, т.к. семьи традиционно большие и даже требование иметь не больше двух детей на семью здесь принимается в штыки, а в результате — рост безработицы, из-за которой часть уйгурской молодежи, не найдя себе места на родине, тайно покидает Китай, чтобы устроиться, например, в соседнем Пакистане, где существует много лагерей, в которых из уйгурских юношей готовят не только богословов, но и боевиков и террористов всех мастей. Набравшись опыта диверсионной работы, боевики по горным тропам возвращаются в СУАР, где они копят силы и средства в ожидании «часа X», зарабатывая на жизнь и собирая средства в «фонд борьбы за независимость», главным образом, за счет пожертвований из-за рубежа, наркоторговлей и рыночным бандитизмом. Серьезную опасность представляет подобная сепаратистская деятельность уйгуров и для России, так как некоторые уйгурские «борцы за независимость» были замечены в Чечне, а регион Средней Азии сторонники воссоздания «Уйгурстана», «Восточного Туркестана», «Исламской Восточно-Туркестанской Республики» и «Великого Турана» называют до сих пор не иначе, *как «территории Западного Туркестана, аннексированные Российской империей», и наша страна в случае появления у ее южных границ еще одного фундаменталистского государства рискует захлебнуться в потоке наркотиков, беженцев и импорта преступности через Ферганскую долину. Примечательно, что достижению активности уйгурских сепаратистов некой критической точки препятствует то, что само движение за независимость на субрегиональном уровне не консолидировано, регионально дисперсно, расколото на множество подпитываемых из различных источников групп со своими амбициозными лидерами. В качестве своеобразного механизма сдержек и противовесов в условиях полинационального и многоконфессионального Синьцзя-на выступает напряженность как по линии уйгуры — казахи, монголы, киргизы, дунгане, так и на биэтническом уровне, что проявляется, прежде всего, в виде стремления менее малочисленных, но обладающих «собственными национальными территориями» этнических групп обособиться от уйгуров и войти в непосредственное подчинение центру на правах национальных автономных районов. В любом случае очевидно, что уйгурская проблема, как и в целом национальный вопрос, это бомба замедленного действия, заложенная в основу современной китайской государственности и его геополитических амбиций. Взрывную реакцию может вызвать как потенциальное ослабление внутренних и внешних позиций КНР, так и слишком активное глобальное наступление Большого Китая, которое может спровоцировать другие державы разыграть уйгурскую карту и использовать национальные проблемы как мощный рычаг давления на Пекин. В заключение хочется подчеркнуть, что в обстановке бюрократически централизованного антидемократического режима партократии ни национальная государственность, ни федерализация страны по этническому или какому бы то ни было иному признаку ничего не может дать рядовому гражданину, ибо каждый из национальных (региональных) отрядов граждан неминуемо подпадает под власть не менее антидемократических местных властей. Поэтому решение национальной проблемы вообще и сепаратизма, в частности, лежит не только в легитимном закреплении полномочий и положения местной и централизованной бюрократии, а также социально-экономических и культурных условиях существования отдельных этносов. Прочность КНР как «единого многонационального» унитарного государства может быть обеспечена лишь в рамках иной парадигмы, охватывающей проблемы формирования полноправного гражданина и гражданского общества, в котором интересы и гражданские права отдельной экономически независимой личности, общечеловеческие ценности превалируют над узконационалистическими и псевдогосударственными (чиновно-бюрократическими) интересами.
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ Э.В.Молодякова
а протяжении тысячелетий существования человечества именно религия являлась организующим началом общества. Она представляет собой сложный социальный институт, вобравший все богатство народной жизни, в том числе верования, мораль, право, эстетику. Религия в значительной степени определяет, как отмечал М.Вебер, «векторы социального поведения» людей. По сей день практически во всех обществах она продолжает оставаться существенным компонентом их жизнедеятельности, достаточно независимым от экономики и политики. Но бывает и так, что религия становится послушным инструментом в руках правящих элит, не останавливающихся перед использованием ее для создания атмосферы нетерпимости внутри страны и для провоцирования межстрановых конфликтов. В современном, сотрясаемом серьезными конфликтами мире корни многих межэтнических распрей уходят в противостояние религий. Удивительно широкая панорама религиозной жизни в современной Японии, где в полном согласии действуют все конфессии, пожалуй, один из немногих примеров, достойных для ознакомления и изучения. Согласно официальной статистике, в стране насчитывается 118 млн. последователей национальной религии синто, 96 млн. — буддизма и 1,5 млн. христиан (численность приверженцев так называемых новых религий не поддается точному определению), в то время как население ее составляет менее 130 млн. человек. Такое, на первый взгляд, парадоксальное явление объясняется тем, что японцы в большинстве своем почитают себя одновременно и синтоистами, и буддистами. В стране на протяжении веков мирно сосуществуют обе религии, поделив между собой жизненный цикл человека: рождение и жизнь идут по канонам синто, а похороны — буддизма. Такое положение связано с особенностями исторического формирования религиозного сознания японцев. В широком смысле оно имманентно присуще как индивиду, так и народу в целом. Религия как догмат может исчезнуть, но религиозное чувство необычайно устойчиво, возвышается над формами и течениями и при этом лишь подпитывается богатством интеллектуального бытия общества. Отношение японцев к религии как к моральной ценности неоднозначно. В конце 80-х гг., согласно опросам общественного мнения, удельный вес верующих разных конфессий достигал 35% численности населения. Большое число неверующих, однако, нельзя воспринимать как отсутствие религиозности. Такое впечатление создается, если подходить с европоцентристскими нормами веры в единого Бога, вечности души. Признание равноправия двух религий — синто и буддизма, а также морально-этического учения конфуцианства и даосизма, по мнению европейцев, свидетельствует о равнодушии японцев к религии, более того, об их неверии вообще. Подобное непонимание характера религиозного сознания японцев во многом связано с тем, что христианство признает неукоснительную правоту только одной идеи, одной церкви и считает все остальное враждебным и чужим. Причем речь в данном случае идет не только о мусульманстве или иудаизме, но и о конфессиях внутри самого христианства. Особой нетерпимостью всегда выделялось православие. Его неизменно отличала «решительная борьба со всеми враждебными идеями и принципами... Враждебность к чужому соседствовала с сильным традиционализмом: все новое, даже в минимальных дозах, воспринималось в штыки, как идущее от лукавого. Иными словами, в народном сознании воспитывалось явное отчуждение от новаторства и творчества». В Японии же никогда не существовало единой, религиозной организации, подчиняющей и контролирующей всю жизнь человека. И религиозная жизнь японцев никогда не была сконцентрирована лишь на чем-то одном. Каждая семья была связана с синтоистским святилищем по месту жительства и причислялась к тому или иному буддийскому храму, согласно семейной традиции. Поэтому можно, пожалуй, определить синто как общинную религию, а буддизм — как семейную. Многие религиозные обряды совершались дома, в семье, без участия священнослужителей. Семья и дом были центром религиозной жизни. Отсюда у японцев существует традиция устанавливать в домах алтари - буддийский (буцуёан), символизирующий память об усопших и синтоистский (камидана), олицетворяющий благодарность божествам. С древности японцы участвовали в религиозной жизни не как индивиды, а как единая семья, другими словами, сначала выступала группа, а затем личность. Глава клана, общины был и политическим лидером и священнослужителем, направляя все действия верующих. Сосуществование религий постулировал еще в VI в. принц Сетоку: «Нет никакого противоречия в трех религиях. Синто... обращено к прошлому, а не к настоящему или будущему. О настоящем заботится учение Конфуция, которое имеет, однако, тот недостаток, что не глядит дальше вперед. Только буддизм раскрывает нам будущее человека. И так как будущим занят человек, он не мог в нашей стране пройти мимо буддизма». Эта формула дает ключ для понимания того, как формировалось религиозное сознание японцев и складывался их национальный характер. В основе религиозного сознания японцев лежит синто, хотя первоначально он не являлся религией в строгом значении этого слова, а представлял собой мозаику из разнообразных верований, культов, ритуалов и этических норм. Его можно рассматривать как форму мировосприятия и мироощущения. Согласно синто, мир населен мириадами божеств — ками. Издревле японец жил в их окружении и воспринимал их в процессе общения с природой, участия в празднествах, отправления обрядов, соблюдения обычаев, а не на основе упражнений в катехизисе или занятий в воскресных школах. Магические обряды синто, связанные с культом природы, преследовали посюсторонние цели: регулирование погоды, обеспечение плодородия и других материальных благ, исцеление от болезней, изгнание злых духов и т.п. Таким образом, формировалось вполне прагматичное отношение японцев к религии, у которой они просили помощи в этом материальном мире. Но одновременно в синто была сильна иррациональная, но имеющая огромную социальную силу сторона — культ предков, в котором отражалась иерархическая структура реального общества. Этот культ лег в основу концепции преемственности, идущей от богов-демиургов к земным богам, а от них — к легендарным императорам и далее к предкам ныне здравствующего монарха. Этой идеей пронизан историко-литературный памятник «Записи о деяниях древности» («Кодзики»), являющийся, что называется, Священным писаниемгсинто. В нем отразились японские мифы, древние предания, а также важнейшие события в истории японцев — смена матриархата патриархатом, формирование семьи и общества, возникновение государства. Этот памятник был составлен по указанию императора Тэмму, который понял необходимость укрепления императорской власти не только военным или экономическим, но и идеологическим путем. Как писал академик Н.И.Конрад, «устанавливая приоритет императорского дома, бывшего, по существу, лишь одним из наиболее могущественных среди всех прочих домов родовых старейшин, Кодзики способствуют централизации государственной власти в Японии, помогают идеологически тому процессу, который уже шел полным ходом в областях экономической и политической. Наделяя монархов божественным происхождением от самой Аматэрасу, Кодзики делают возможным установление прочного общегосударственного культа, как средства той же централизации, общего "огосударствления" Японии. Кодзики укрепляют позиции центральной власти и исторически, и политически, и религиозно». Таким образом, с древних времен в синто присутствовала идея государственности. Японцы сжились с легендой о божественном происхождении своих островов, непрерывности императорской династии, что и сформировало одну из сторон их религиозного сознания. Император как первосвященник синто, обладающий магической силой общения с божествами, сохранял свое место в иерархии общества, даже будучи отстраненным от политической власти. Во многом это способствовало сохранению роли национальной религии как общей для всех японцев идеологии даже в период укоренения и широкого распространения буддизма. В синто нет строго разработанных канонов и догм, у него нет конкретных основателей и пророков, что является неотъемлемым свойством любой мировой религии. Это делало его открытым для восприятия не только буддизма, но и конфуцианства и даосизма, а позднее и христианства. Именно буддизм и вся континентальная культура в целом оказали влияние на формирование синто как религии. Правящие круги увидели в буддизме идеологическую опору централизованного государства. «Буддийская церковная иерархия — монахи и прелаты разных степеней, — отмечает Н.И.Конрад, — представляла для Японии готовую модель феодального общества. Буддийские храмы и монастыри смогли стать опорными пунктами для установления централизованной системы управления. Недаром в дальнейшем в Японии церковное и административное районирование страны полностью совпадало». Буддизм не был воспринят как абсолютно чуждый элемент и населением, поскольку, вовлекая людей в свою орбиту, не требовал отказа от прежних верований. Кроме того, в японском варианте буддизма были смягчены некоторые универсалистские элементы, и он стал близок существующему социальному порядку и традиционной системе ценностей. Более того, он дополнил местные культы рядом этических понятий, которые в них отсутствовали. Буддизм принял свой окончательный вид, когда проповедь его доктрин полностью перешла в руки местных священнослужителей. Таким образом, буддизм укоренился в стране без классических, религиозных войн и привел к формированию синто-буддийского синкретизма. Обе религии нуждались друг в друге: буддизму нужна была широкая народная поддержка, а синто — «благосклонность» религии, поддерживаемой правящими кругами. Идея государственности в японском варианте буддизма соединилась с сакральностью императорской власти, постулируемой синто, что не могло не наложить отпечаток на характер религиозного сознания японцев. Большой знаток Японии Лавка-дио Херн, проживший там долгие годы и принявший не только буддизм, но и японское имя, усмотрел в сосуществовании двух главных религий основу моральной стойкости ее населения. Он писал: «Япония обязана величайшей благодарностью обеим своим религиям, создателям и хранителям ее моральной силы — синтоизму, который учит, что человек должен больше думать об императоре и государстве, чем о себе и своих близких, и буддизму, который воспитал в нем способность к самоотречению, к самозабвению, к терпеливому перенесению страданий и к примирению в качестве неизменяемого закона с потерей всего любимого и зависимостью от всего ненавистного». Заметное влияние на религиозное сознание японцев оказало и конфуцианство, которое принесло с собой более сложные образцы поведения, нормы и ритуалы. Прежде всего, конечно, речь шла об управлении государством, об отношениях государя и подданных. Усвоение и мирное сосуществование синто, буддизма и конфуцианства явились результатом присущей японцам адаптивности их мировосприятия. По образному выражению историка Т.Фудзисава, «синто — корни и ствол, конфуцианство — листья и ветки, а буддизм — цветы и плоды». Синтоизм и буддизм существуют как организованные религии. Первый донес и сохранил мифологизированное происхождение страны и ее населения, литургическую практику, каноны устройства святилищ и проведения разного рода религиозно-праздничных действий. Второй принес с собой традицию постройки пышных храмов, наполненных произведениями искусства, а также мемориальные службы по ушедшим. С конфуцианством пришло морально-этическое учение, оказавшее огромное влияние на японскую культурную традицию. Как подчеркивал итальянский японовед Ф.Мараини, «тень Конфуция» до сих пор витает над японским обществом. Даосизм повлиял на народные верования, привнеся в них, в частности, понятие счастливых и несчастливых дней. Позже в эту панораму вписалось христианство, которое сказалось в определенной степени на со-держании образования и социальных отношениях. Возникшие в основном в XX в. так называемые новые религии инкорпорировали многие прежние религиозные воззрения и верования и добавили к ним вновь созданные доктрины. Приверженность какой-то одной религии в Японии — явление чрезвычайно редкое. Здесь наблюдается религиозный плюрализм. Поэтому японцам традиционно не были свойственны религиозные распри на доктринальном уровне, что столь часто наблюдалось на Западе. Японцы не рассматривают какую-либо религию как абсолют. Они часто придают большее значение форме (обряду, ритуалу), чем содержанию. Для них, в принципе, христианство важно в целом, и они особо не различают католицизм, протестантизм, православие. Сейчас, по мнению настоятеля буддийского храма в Киото Т.Фукита, христианство в моде именно благодаря своей обрядовой стороне, близкой к обрядности национальных религий Востока (например, японские боги удачи с их мешками с подарками очень близки Санта-Клаусу, или японская новогодняя обрядность напоминает рождественскую). В Японии при гостиницах, где проводятся свадебные церемонии, специально строятся капеллы лишь для этого ритуала по христианскому обычаю. Один и тот же японец, по словам Т.Фукита, не мудрствуя лукаво, посещает синтоистское святилище, буддийский храм и христианскую церковь. Во многих случаях вера японцев базируется просто на обычаях и традициях. Они не могут назвать имена многих синтоистских и буддийских богов, но знают, что эти боги «существуют», ибо мифология известна всем. Если подходить с такой точки зрения, то практически все японцы религиозны. Даже те, кто считают себя неверующими, привычно исполняют религиозные обряды во время свадеб, похорон, национальных праздников. Многие народные верования продолжают существовать независимо от организованных религий и составляют существенную часть жизни людей. Они передаются в устной традиции, проявляются в ежегодных праздниках, зависят от местной специфики и направления хозяйственной деятельности. В Японии такие праздники часто проводят семьи или общины без официальных религиозных служителей. До сих пор их значение в религиозной практике столь велико, что для их обозначения существует специальный термин «ежегодные праздничные действия» (нэндзю гедзи). Они выделяются в календарях, им посвящается множество разнообразной литературы, постоянно издается специальная энциклопедия, во всех храмах вывешиваются уведомления о времени их проведения, дается информация в газетах и на телевидении. По удачному выражению немецкого историка Ю.Берн-дта, японцам свойственна «нерелигиозная религиозность». В Японии никогда не проводилось искусственное искоренение религиозного сознания, которое прерывает «связь времен», превращает духовную жизнь общества в пустыню, разрушает традиционную культуру. Но здесь складывались свои особые отношения между религией и государством, властью, идеологией и политикой. Такие отношения, безусловно, следует рассматривать в контексте культуры каждого народа и выносимые оценки нельзя абсолютизировать. Например, в монархической России была лишь одна главная правящая церковь — православная, и к ней было приписано большинство населения. Она не была самостоятельной уже со времен татаро-монгольского ига, когда князья начали подчинять ее своей власти. Поэтому известный постулат «Богу — богово, а Кесарю — кесарево» не мог быть применен к православной России. В Японии же при изначально тесной связи религии и государства явной зависимости одной религии от власти до середины XIX в. не было. Возможно, это отражало двойственный характер самой власти: императорской, опирающейся на синто, и сегунской — на буддизм. В условиях наметившегося разложения системы Токугавско-го сегуната (вторая половина XVIII в.) переживаемые обществом трудности нарождавшаяся антисегунская оппозиция стала связывать, прежде всего, с засильем чужеродной (китайской) культуры, в том числе с буддизмом. Выход из создавшегося положения она искала на путях восстановления подлинной императорской власти, возрождения национальных ценностей, признания уникальности отечественной культуры и нации вообще, усиления роли синто как духовной основы для формирования новой официальной идеологии. Для характеристики ситуации в Японии в первой половине XIX в. вполне можно использовать слова специалиста по отечественной культуре Б.Егорова, сказанные им о России второй половины того же века. Он писал: «В условиях почти непрерывных социальных и материальных зигзагов жизни, конфликтности, разломов, смутной неясности будущего важно было иметь прочный нравственно-духовный фундамент, стержень, опираясь на который можно легче ориентироваться в калейдоскопе современности, не разрушаться, не мельчиться в сиюминутной суете». Япония искала пути выхода из структурного кризиса, способы сохранения национальной независимости при столкновении со странами Запада и для этого ей была нужна новая официальная идеология. Она опиралась на принцип единства религиозного ритуала и управления государством (сайсэй итти), восстановленный сразу после реставрации Мэйдзи (1868). В этой идеологии преобладал религиозный аспект, выразившийся в утверждении государственного синто, ставшего духовным орудием возрождения власти императора, а затем источником милитаристской, агрессивной политики. Идея государственного синто впервые была высказана в документе, который был подготовлен в 1871 г. министерством религиозного образования и в котором выдвигался тезис — «святилищам — государственное вероисповедание». Имелось в виду придание характера государственных актов службам в специально выделенных святилищах, прежде всего, связанных с императорским домом. «Соединение этого тезиса со структурой государства, — по мнению религиоведа К.Сакамото, — есть ядро процесса формирования государственного синто». В государственном синто, в отличие от так называемого народного синто, который исповедуется японцами в повседневной жизни, главной была именно идеологическая сторона. Возрождение синто, многие годы пребывавшего на «заднем плане» ввиду безраздельного господства буддизма, преследовало не только собственно религиозные цели. Оно подчинялось задаче сплочения нации и укрепления государственности на основе религиозного сознания. Признание служб в определенных святилищах государственными актами выхолащивало религиозную сущность синто. Государственный синто стал не более чем культом поклонения божественным предкам, что способствовало подъему национализма. Признавая свободу вероисповедания, государство в то же время поставило синто над всеми религиями. Синтоизм получил права на заглавную роль в национальных ритуалах. В правительственном аппарате появился департамент по делам синтоистских святилищ, аналог которого существовал в древние времена. Была установлена иерархия этих святилищ. Храмам высшей категории было даже запрещено заниматься отправлением повседневных служб. Моральное воспитание в школах (обязательный предмет, предписанный императорским рескриптом о воспитании 1890 г.) сводилось к усвоению религиозных догматов. Произошло полное подчинение религии государству. Из синто заимствовали нужное в то время правящей элите возвеличение императорской династии. Конституция 1889 г. гласила: «Японской империей должна управлять и над ней должна царствовать непрерывная во веки веков линия императоров... Император есть лицо священное и неприкосновенное». Один из создателей новой Японии Х.Ито полагал, что и буддизм, и синто утеряли свою власть как религии и не могут служить духовной опорой нации. Эта роль отводилась только императору. Он писал: «Император ведет свое происхождение от неба; его происхождение священно и божественно; он поставлен выше всех своих подданных. Он должен быть чтим и неприкосновенен». Подобные взгляды разделяло подавляющее большинство политиков того времени. Тогдашнюю значимость императора, который по-прежнему оставался первосвященником синто, в духовной жизни общества можно сравнить со значимостью христианства в странах Запада. Некоторые специалисты не без основания расценивают культ богини солнца Аматэрасу, «прародительницы императорской династии», как своего рода христианизацию синто, т.е. превращение его в монотеистическую религию. Однако модернизация страны, усвоение достижений западной цивилизации, которую формировало христианское мировоззрение, шло без принятия самого христианства. Оно не было нужно модернизировавшемуся японскому обществу, которое имело свою духовную основу — государственный синто. Превращение синто в инструмент государственной политики шло вразрез с адаптивным религиозным сознанием японцев. Выделение одной религии нарушило баланс между синто и буддизмом, поставило японцев, которые подсознательно воспринимали обе религии, так сказать, на паритетной основе, перед мучительным выбором. Впрочем, разрушить древнюю традицию сосуществования религий так и не удалось. Политика правящих кругов Японии по использованию религии в политических целях, превращение ее в инструмент государственной власти, манипулирование ею в период от реставрации Мэйдзи до окончания второй мировой войны (прежде всего речь идет о государственном синто) дает негативный опыт, который может быть небезынтересен для многих стран в настоящее время. Кардинально изменилась религиозная ситуация в стране сразу же после поражения Японии во второй мировой войне, когда она оказалась оккупированной войсками США. Штаб этих войск, которому принадлежала вся полнота власти в стране, уже в декабре 1945 г. издал директиву «Об отмене государственного покровительства, увековечивания, руководства и распространения государственного синто». В ней говорилось о полном отделении синто от государства, о его равноправии с другими религиями и о свободе верующих принимать участие в тех или иных синтоистских обрядах (таким образом сохранялся народный синто, связанный с повседневной жизнью людей). Той же директивой представителям государственной власти любого уровня запрещалось в их «официальном качестве», т.е. при исполнении служебных обязанностей посещение синтоистских святилищ и отправление там служб. В соответствии с упомянутой директивой правительство издало в 1946 г. «Указ об отмене закона о религиозных организациях и об учреждении религиозных юридических лиц», которым была ликвидирована иерархия святилищ. Вслед за этим были аннулированы все законодательные акты, касающиеся синто.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |