КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.А.Корсун 2 страница
В результате событий на площади Тяньаньмынь мая-июня 1989 г., определенных официальной пропагандой КНР как «антисоциалистический контрреволюционный мятеж» и, добавим, адекватная переоценка которых еще предстоит китайскому руководству, были поставлены под сомнение основные достижения китайской реформы, в частности, в плане национального вопроса, при решении которого вновь стали допускаться силовые методы. На передний план дискуссий в верхнем эшелоне китайского руководства вновь выдвинулось положение о необходимости «поддержания стабильности» усилиями Министерства общественной безопасности, противодействия планам Запада по «мирной эволюции» КНР и твердого отстаивания «четырех основных принципов»: «социалистического пути развития, демократической диктатуры народа, руководящей роли КПК, марксизма-ленинизма — идей Мао Цзэдуна (позже сюда добавились «теоретические положения Дэн Сяопина») как руководящей идеологии». Впрочем, как и все в этом диалектическом мире, возвращающаяся «унификация» анализа и теоретических построений ученых КНР, обеспечивающих ее правильную классовую «реидеологизацию» в духе недавно выдвинутой концепции «трех представительств» («сангэ дайбяо»), оборачивается весьма положительной стороной для зарубежных исследователей китайской проблематики, ибо вновь открывается возможность использовать китайские публикации по самой различной тематике в качестве надежного индикатора эволюции курса Пекина. В китайской историографии период 1990-1992 гг. не случайно получил оценку «застойного времени», в течение которого «царила стабильность», но не наблюдалось решительных действий в области экономической и политической реформы, отмечались существенное повышение роли НОАК, активизация «леваков» и затухание активности и энтузиазма в стране, проявление элементов ксенофобии и растерянности, особенно среди специали стон и кадровых работников. Внешними проявлениями подобной растерянности стали, в частности, массированные гонения на сторонников «буржуазной либерализации» и активное мусси рование в пропаганде тезиса о трагических последствиях воз можной «цепной реакции» либо «бархатного», либо «драматического» свержения в юнце 80-х - начале 90-х гг. коммуниста ческих режимов в странах Восточной Европы и распада СССР Здесь как нельзя кстати пришелся призыв Дэн Сяопина- «Не паниковать, хладнокровно и сдержанно следить за развитием событий!». Единственной темой, которая не допускала «хладнокровия и сдержанности», продолжала оставаться в 90-е гг про блема Тайваня, где вышеупомянутые события вызвали буквально эйфорию, а также дестабилизация ситуации в Синьцзяне и Тибете. Как это неоднократно бывало в истории Китая именно «комплекс неполноценности-превосходства», отчаяние и идео логическая неразбериха стимулировали активизацию разработок по формированию новых концепций решения национального вопроса Китая. Можно только домысливать, какая стояла за этим острая «подковерная»борьбаЕ верхнем эшелоне китайского руководства по вопросам пересмотра концептуальных установок пореформенного Китая, но очевидно, ч*о прагматическому крылу стоило немалых усилий, чтобы заставить «поступиться прин ципами» и добиться возобладания гибкого и сбалансированного курса, подчиненного не идеологическим догмам, а целям модернизации и продвижения экономических интересов Китая Важным итогом национальной политики КПК за последние два десятилетия стал теоретический вывод о «длительном характере» решения национального вопроса, который на каждом новом этапе развития страны трйует тех или иных форм его урегулирования. При этом весьма уязвимой продолжает оставаться позиция Пекина в классификации этнического состава населе ния, т.к. за методикой его колиественного подсчета скрывается сознательное стремление к упрощению национального состава КНР за счет «укрупнения» национальностей (например, чжуанцев), сохранение традиционных китайских этнонимов типа яо, ицзу, которые, по сути, являются собирательными названиями ряда этносов, причем, порой носящими пренебрежительно-оскорбительную окраску. Номенклатура народов, принимаемая за истинную и окончательную в данный момент в данных обстоятельствах, определена не "объективным положением дел", а социологическими процедурами. Это, во-первых, классификации, предлагаемые учеными (лингвистами, историками и пр.), во-вторых, механизмы переписи, устанавливаемые государством, наконец, в-третьих, административные решения, определяющие статус той или иной этнической группы. Вот почему, в условиях, когда самоидентификация национальностей в КНР не допускается, количество "этносов", населяющих страну, колеблется на протяжении жизни одного поколения и оно вдруг снизилось с 400 по данным переписи населения 1953 г. до 56, включая хань-цев, в настоящее время (!). Правда, помимо «законно установленных национальностей (фадин миньцзу) еще остаются «прочие национальности — 1 млн. человек в начале 50-х гг. и порядка 749 тыс. в 1990 г., но вопрос об их идентификации еще не решен. О национальном разнообразии Китая свидетельствует, например, то, что в стране представлены 5 языковых семей — сино-тибетская, тайская, австроазиатская, алтайская, индоевропейская. В национальных районах Китая демографическая ситуация осложняется тем, что введение мер по ограничению рождаемости среди национальных меньшинств, во-первых, не оказывает должного эффекта, а во-вторых, обостряет напряженность в регионах, являясь косвенным поводом усиления «сепаратистских настроений» и обострения межэтнических отношений. Достаточно отчетливо данная тенденция проявляется в СУАР КНР, где введение мер по ограничению рождаемости среди национальных меньшинств в 1984 г. не только не дало ожидаемого результата, но и вызвало серьезное противодействие со стороны неханьских этнических групп, до предела усложнив политическую ситуацию в регионе. (13) Из населения КНР в 1 млрд. 300 млн. человек на ханьцев приходится в настоящее время 91%, а среди национальных мень-шинств, общая численность которых превышает 125 млн., самыми многочисленными являются: чжуаны — 14,4 млн., хуэй — 9,2 млн., уйгуры — 8 млн., лицзу — 6,5 млн., мяо — 6 млн, маньчжуры — 4,5 млн., тибетцы — 3,9 млн., монголы — 3,7 млн., туцзя — 2,9 млн., корейцы — 1,9 млн. человек. Из национальных групп можно отметить также казахов, киргизов, таджиков, узбеков, русских, проживающих в пограничных районах Синьцзян-Уй-гурского автономного района. Около 30 млн. представителей нацменьшинств проживают дисперсно или смешанными группами во всех уголках Китая и многие из этих небольших общин тесно слились с ханьцами. Еще рано говорить о том, что КНР вышла на путь конструктивного решения национального вопроса, но можно констатировать, что целостная теория национальной проблематики с учетом китайской специфики уже сложилась, разногласиям и дискуссиям китайских аналитиков-политологов 80-х гг. положен конец и огромное количество китайских исследователей-этнографов, проделывающих огромную работу по сбору и систематизации эмпирического и аналитического материала, призваны, в конечном счете, лишь дополнять новыми иллюстрациями и «научно обосновать» уже устоявшуюся «государственную» точку зрения. В свете развернутой США глобальной антитеррористической борьбы Пекин сконцентрировался на проблеме национального самоопределения и этнического сепаратизма в Северо-западном Китае, как в связи с тем, что здесь имели место случаи использования тактики террора, как средства достижения конкретных политических целей, так и по причине резкого усиления значения региона Центральной Азии. Особенно это касается Тибета, повышенное внимание к которому объяснялось, в частности, отмечавшейся всплеском активности «правительства далай-ламы в изгнании» в связи с отмечавшимся в 2001 г. 50-летием «мирного освобождения» Тибета, а также Синьцзяна. В контексте оживления исламского фундаментализма в новом ключе стала интерпретироваться ситуация в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, когда Пекин объявил сторонников создания так называемого Восточно-го Туркестана составной частью международного терроризма и религиозного экстремизма, преследуя цель облегчить себе задачи борьбы с уйгурским национализмом. Этой же цели подчинены активизация дипломатии КНР в рамках создающегося в рамках Шанхайской организации сотрудничества Международного антитеррористического Центра, а также, параллельно, внесение в Уголовный кодекс КНР поправок, ужесточающих наказания за преступления, квалифицируемые как терроризм, сепаратизм и религиозный экстремизм. Китайское руководство, несомненно, дает себе отчет том, что в условиях складывания «социалистической рыночной экономики» в большинстве случаев в основе этнических конфликтов и сепаратизма лежат не этнические, и даже не этнополитические и религиозные, а сугубо экономические факторы. Борьба за передел собственности и контроль над финансовыми потоками, за право владения и распоряжения территорией и природными ресурсами, обладание политической властью — вот истинная основа преобладающей части так называемых «этнических конфликтов» в пореформенном Китае. Питательной средой нарушения общественной стабильности и вспышек этнического сепаратизма является и общая ситуация серьезных социальных проблем, таких как низкие доходы значительной части населения, высокий уровень безработицы, распространение организованной преступности, массовые экономические правонарушения и углубляющийся разрыв в уровнях социально-экономического развития отдельных регионов. Особую актуальность проблема этнических конфликтов в Китае приобретает в связи с участившейся практикой использования, в первую очередь представителями уйгурского сепаратизма, тактики террора, обеспечивающей по мнению ее инициаторов наибольшую эффективность, а главное, фактическую безнаказанность. В целом можно утверждать, что преждевременно рассматривать проживающие на территории КНР этносы как нацию в политическом смысле, рано говорить и о складывании единой гражданско-государственной общности, в которой узкоэтнические интересы подчинены национальным интересам единого государства. Иллюстрациями вышеизложенных теоретических сюжетов проблемного характера могут служить примеры Тибета и Синьц-зяна, в одинаковой степени «горячие» и актуальные для китайского руководства, но существенно разнящиеся в силу онтологических и культурно-цивилизационный составляющих. Возникновение «тибетского вопроса» в комплексе этно-конфессиональ-ных проблем Китая относится ко второй половине XIX в., когда отношения «номинального вассалитета» или «даннические» отношения Цинской империи и тибетской теократии, в рамках которых с 1720 г. Китай посылал в Тибет своих «советников» (амбней) и небольшие военные гарнизоны, уже не могли удовлетворять ни Пекин, ни Лхасу, и в повестку дня встал вопрос, либо избавление от китайского сюзеренитета, либо превращение Тибета в рядовую китайскую провинцию. В ответ на военную экспансию Англии в Тибете маньчжурское правительство при попустительстве далай-ламы, стремящегося сохранить за собой статус светского и духовного правителя, установило полный военно-административный контроль над Тибетом. Однако уже в 1912 г. после падения династии Цин в результате Синьхайской революции, по требованию далай-ламы и под давлением англичан китайский гарнизон и маньчжурские чиновники покинули Лхасу, а в январе 1913 г. XIII далай-лама издал декларацию, фактически провозглашавшую независимость Тибета. Но республиканское правительство Китая не оставляло замыслов превратить Тибет в китайскую провинцию и в апреле 1912 г. объявило провинциями Китая Тибет, Монголию и Синь-цзян. Тибетский вопрос стал предметом дискуссий на созванной при посредничестве англичан Симлской конференции (1913-1914), на которой был формально признан сюзеренитет (не суверенитет) Китая над Тибетом, его право посылать в Лхасу амба-ней, но запрещалось Китаю превращать Тибет в свою провинцию и вмешиваться в его внутренние дела. В силу ряда причин китайский представитель парафировал итоговую конвенцию, но впоследствии отказался ее подписать, что не давало Китаю возможности пользоваться обретенными привилегиями до подписания документа, но по договоренности двух других участников конференции представителей Англии и Тибета не делало ее положения необязательными в отношении соответствующих стран. Гоминьдановское правительство неоднократно пыталось учредить свое представительство в Лхасе, но безуспешно, ибо ни одному официальному лицу из Китая не разрешалось вступать на территорию Китая. Только в связи со смертью далай-ламы в 1934 г. в Тибет для выражения соболезнования была допущена китайская делегация, которая не преминула воспользоваться этим поводом для проведения переговоров, предложив тибетским властям войти в состав Китая в целях обеспечения безопасности от вторжения войск различных провинциальных китайских милитаристов. Переговоры закончились безрезультатно и Нанкину ничего не оставалось, как активно использовать в своих целях распри между далай-ламой и своей марионеткой панчен-ламой, вторым лицом в ламаистской иерархии, который бежал еще в 1924 г. в Китай, где он получил должность «специального уполномоченного по вопросам культуры западных районов». После окончания второй мировой войны и вынужденного ухода британских колониальных властей из Индии Тибету стало крайне сложно продолжать балансировать между двумя сильными соседями в качестве буфера и Лхаса стала предпринимать попытки выйти из самоизоляции и установить официальные отношения с другими странами мира. Однако в конце 1950 — начале 1951 г. в ходе непродолжительных, но кровопролитных боев НОАК разбила тибетскую армию и «освободила» Тибет. В телеграмме от 7 ноября 1950 г. тибетской делегации, направлявшейся на переговоры с центральным правительством КНР и находившаяся в Индии в ожидании виз, попросила у ООН защиты от акта агрессии КНР, чьи претензии на Тибет как на часть Китая беспочвенны, так как на протяжении истории тибетцы очень далеко отстояли от китайцев в расовом, культурном и географическом отношении. Однако Генеральная Ассамблея ООН при рассмотрении этого вопроса пришла к выводу, что статус Тибета недостаточно ясен, и на этом основании отложила его дальнейшее рассмотрение. Не получив поддержки, Тибет был вынужден приступить от лица 16-летнего далай-ламы к переговорам с Пе кином, в результате чего было выработано Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета из 17 пунктов, в соответствии с которым Тибету гарантировалась «национальная региональная автономия», неприкосновенность политической системы, а также статуса, функций и власти далай-ламы как духовного и светского правителя. Пункт 11 соглашения предусматривал, что любые реформы в Тибете будут осуществляться исключительно в добровольном порядке, а правительство КНР сохранит существующие тибетские религиозные обычаи и институты, и ламаистские монастыри получат покровительство центральных властей. Однако, заняв господствующее положение в Тибете, китайское руководство перестало считаться с принятыми на себя обязательствами, считая достаточным назначение XIV далай-ламы председателем образованного 9 марта 1955 г. Подготовительного комитета по созданию Тибетского автономного района, а также заместителем председателя Постоянного комитета ВСНП. Центральные власти сохранили политико-административную раздробленность Тибета, не вернув под управление Лхасы тибетские районы провинций Ганьсу, Цинхай, Сикан и Юньнань, более того, из-под юрисдикции тибетского правительства — кашаг был изъят ряд областей и передан под управление X панчен-ламы, что вызвало здесь в 1954-1956 гг. подъем движения сопротивления. На настроения повстанческих отрядов, состоявших в основном из двух субэтнических групп — кхампа и амдова, наложилось общее недовольство тибетцев, чьи национальные и религиозные чувства были попраны пропагандистской компанией Пекина в рамках начинающейся «политики трех красных знамен» и «большого скачка» против ламаистской религии, когда сам будда был объявлен реакционером, стали разрушать буддистские монастыри, подвергать репрессиям деятелей буддистской культуры, изымать у тибетцев земли для расселения на них переселенцев из Китая. Летом 1958 г. было провозглашено создание «Добровольческой армии, защищающей веру» («Тэнсунг джангланг маг»), численность которой к началу 1959 г. достигла 80-90 тыс. бойцов и которая, воспользовавшись выводом основных сил НОАК из Тибета в 1957 г., легко взяла под свой контроль большую часть территбрии Тибета, а весной 1959 г. ликвидировала последний форпост центрального правительства — трехтысячный гарнизон НОАК в Цзэтханге на берегу р. Цангпо. Тем временем массы люмпенизированных беженцев стекались в Лхасу, впоследствии чего ее население утроилось, достигнув к марту 1959 г. вместе с религиозными паломниками около 100 тыс. человек, а критическая масса его привела к взрывоопасной ситуации. 9 марта стихийно началось восстание, а 10 марта был образован комитет из 70 чел., провозгласивший недействительным соглашение 1951 г. Правительство КНР хотело использовать далай-ламу, который пытался дистанцироваться от восставшей массы, для умиротворения повстанцев, но его тайный отъезд в ночь на 17гмарта «со своим кабинетом министров и личной охраной» на южный берег р. Цангпо и затем далее в Индию «уничтожил все возможности мирного разрешения конфликта». 19 марта китайские войска численностью около 200 тыс. перешли в наступление и через три дня овладели Лхасой, предварительно подвергнув ее артиллеристе-кому обстрелу, а еще через месяц — подавили остатки сопротивления. Трагические события в Тибете и просьба далай-ламы о политическом убежище поставили правительство Дж. Неру в Индии в весьма затруднительное положение. Несмотря на нежелание Неру изменить традиционный курс на мирное решение всех разногласий с КНР в духе известного китайско-индийского соглашения 1954 г., под мощнейшим давлением индийской оппозиции, заговорившей вместе с пропагандой Запада об «агрессивности международного коммунизма», он был вынужден недвусмысленно высказать свои симпатии к восставшим тибетцам. Вслед за получившим убежище далай-ламой в Индию почти на всем протяжении китайско-индийской границы хлынули десятки тысяч беженцев из Тибета, оседающие в районах на севере Индии, в Непале, Бутане и Сиккиме, где и до этого проживали многие буддисты ламаистского толка. Все это дало основание китайскому правительству в приказе Госсовета КНР за подписью Чжоу Эньлая от 28 марта 1959 г. обвинить Индию в том, что при ее поддержке местное тибетское правительство и «реакционная клика» в «тайном сговоре с империализмом» подняли восстание, «сея смуту среди народа», «захватили далай-ламу», сорвали выполнение соглашения 1951 г. Тибетское правительство объявлялось низложенным, а его функции передавались Подготовительному комитету по созданию Тибетского автономного района, формальным главой которого вплоть до официального объявления его «предателем» в 1964 г. оставался далай-лама, а фактически руководил панчен-лама. Принятие 23 августа 1964 г. решения Госсовета об образовании Тибетского автономного района (ТАР) зафиксировало ситуацию, когда площадь автономного района (1,2 млн. кв. км) стала немногим больше половины территории расселения тибетцев (2 млн. кв. км), а население района (1,2 млн. чел.) — менее половины всех тибетцев, живущих в то время в КНР (3 млн. чел.). В последующие годы, учитывая авторитет далай-ламы среди тибетцев, представители КНР делали многократные попытки, особенно активизировавшиеся после смерти Мао Цзэдуна, завязать с ним диалог с целью вернуть его в Лхасу, однако возглавляемая далай-ламой «Центральная тибетская администрация» (ЦТА) (в изгнании) до последнего времени не проявляла склонность к каким-либо компромиссам с Пекином. Тибетская община в Южной Азии, находящаяся под непосредственным управлением ЦТА, рассредоточена по нескольким десяткам лагерей беженцев в Индии и Непале и насчитывает, по оценкам тибетского правительства в изгнании, до 120 тыс. человек. Помимо этого имеется обширная тибетская диаспора по всему миру, в частности, в Швейцарии и Канаде, также находящаяся под влиянием администрации далай-ламы, который возглавляет ЦТА. Высшим органом законодательной власти тибетской иммиграции является Ассамблея депутатов тибетского народа, которая уполномочена избирать членов исполнительного органа — правительства (ка-шаг), также подчиненного далай-ламе. Резиденцией далай-ламы и «тибетского правительства в изгнании» является монастырский комплекс Дхармсала. Авторитет XIV далай-ламы Данцзина Джамцо — лауреата Нобелевской премии мира — в международном сообществе и в Тибете как духовного и светского лидера огромен. Показателем этого может служить, например то, что до сих пор имеет место постоянный, хотя и немногочисленный, приток беженцев и паломников из ТАР в Индию и Непал, данных же об обратной миграции населения нет. Тем не менее, действуя в духе буддистской толерантности и понимая, что с каждым годом жизни за границей его влияние в Тибете снижается, чему способствует политика китайских властей, запрещающих вывешивать изображения XIV далай-ламы в монастырях, храмах, школах и даже в личных апартаментах тибетцев, далай-лама стремиться не раздражать Пекин пафосом стремления Тибета к независимости от Китая и не ставит точек над «i», оставляя дверь для возможного диалога открытой. Любопытно, что изображения далай-ламы — «океана мудрости», живого бога, воплощения бодхисатвы Авалокитешвары — заменили в тибетских монастырях, наряду с фотографиями скандально навязанного Пекином молодого панчен-ламы, изображения Великого кормчего Мао (напомним, что китайский император отождествлялся некогда с буддой Амитаба) и Председателя КНР Лю Шаоци, а их статуи почитаются как и изваяния тибетского пантеона. В первой половине 1980-х гг. после длительной жесткой конфронтации, произошло некоторое оживление контактов между представителями КНР и тибетским правительством в изгнании. Во второй половине 1980-х гг. наблюдается смягчение требований далай-ламы от «фактической независимости», как это прозвучало в обращении духовного лидера тибетцев к членам Конгресса США 21 сентября 1987 г. до согласия на автономию тибетских областей в рамках КНР, зафиксированное в обращении далай-ламы к членам Европейского парламента в Страсбурге 15 июня 1988 г. Однако это не привело к прямым переговорам, а после подавления центральными властями очередных выступлений в Тибете и событий на площади Тяньань-мэнь, в условиях международной изоляции Пекина, далай-лама, явно вдохновленный событиями в Восточной Европе и распадом СССР, публично отказался от сделанных ранее предложений. В настоящее время требования далай-ламы фактически сводятся к культурной автономии для «большого Тибета» (т.е. включая прилегающие районы на Востоке и Юге) в рамках КНР, однако он отказывается признавать Тибет «неотъемлемой частью» Китая, поскольку это якобы не соответствует историческим фактам, ибо, как он утверждает, в 1951 г. Тибет стал частью КНР, а не Китая. Впрочем, это не помешало ему, отбросив вышеуказанную казуистику, прямо заявить в интервью «Российской газете» в 2004 г., что он «никогда в будущем не будет добиваться независимости Тибета» (Не бог, не царь, а просто далай-лама // Российская газета, 2 апреля 2004 г.) Несмотря на столь радикальную смену взглядов далай-ламы, правительство КНР, памятуя о непоследовательности, а порой и нелогичности, заверений «божества», не идет какие-либо явные встречные шаги и последовательно создает препятствия для любых международных контактов и визитов далай-ламы. Иллюстрацией этого может служить, например, непростой китайско-российский диалог по поводу вопроса of выдаче виз далай-ламе для посещений (всего их было 8) Российской Федерации с сугубо конфессиональными целями по просьбе трех миллионов буддистов нашей страны. По-видимому, пекинское правительство, уверенное, что время работает на него, намеренно выжидает, полагая, что, имея под контролем молодого панчен-ламу, который традиционно уполномочен провозглашать очередного реинкарнанта далай-ламой, оно со временем сможет в рамках вполне легальной с точки зрения ламаизма процедуры получить полностью управляемого, «своего» далай-ламу. В этом случае «тибетское правительство в изгнании» лишится своего сакрально-политического статуса и превратится всего лишь в административный орган диаспоры в Индии и Непале. Тем временем, руководство КНР продолжает свои целенаправленные усилия, направленные на снятие комплекса аньти-ханьских настроений и органическое встраивание Тибета в общественно-политическую структуру коммунистического Китая. Этому подчинен и комплекс социально-экономических мероприятий в ТАР, где впервые стали осуществляться масштабные программы по созданию промышленности и подъему сельского хозяйства. На Тибетский автономный район уже вскоре после его создания стали распространяться единые государственные стандарты в области образования и здравоохранения, а автономия местного правительства, по крайней мере, к середине 80-х гг. была сведена на нет и его компетенции теперь мало чем отличаются от компетенций правительств других провинций КНР. Рассматривая современные средства транспорта как фактор региональной политики, подъема производительных сил, культуры и благосостояния, правительство КНР продолжает прокладку самой высокогорной в мире железной дороги в Тибет и осуществляет коренную реконструкцию шоссейной дороги в автономный район из Сычуани. В рамках макроредулирования и постепенного переноса экономической активности в центральные и западные районы КНР под лозунгом «Вперед - на Запад» руководство КПК требует придерживаться комплексного подхода, не допуская дублирующего строительства и экономической обособленности регионов. Немаловажное значение, наряду с исправлением ошибок «культурной революции», реставрации за счет бюджета монастырей и т.п., учитывая мизерную плотность населения, а также то, что Тибетский автономный район остался практически последней автономией, где численность коренного населения составляет большинство (90%) населения, имеет и демографическая политика, в рамках которой жителям ТАР предоставляются дополнительные льготы и возможность иметь более одного ребенка на семью. Все эти мероприятия позволили правительству КНР обеспечить снижение количества спорадических выступлений тибетцев под националистическими антиханьскими лозунгами и добиться определенного уровня стабилизации обстановки в Тибете, чего, к сожалению, нельзя сказать о ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Ни для кого не секрет, что так называемая «уйгурская проблема» имеет место, но в ее освещении слишком много эмоций и мифологии, которые служат плохую службу уйгурскому народу, справедливо добивающегося признания своего права на самоопределение. Решить эту задачу без многостороннего подхо да, включающего в себя исследования по всему комплексу вопросов исторического, социально-экономического, политологического, институционального и международного аспектов проблемы, практически невозможно. И дело даже не в деликатности и сложности самой проблемы, а прежде всего — в изменении тактики так называемых «сепаратистских организаций» в СУАР КНР, все более склонных от акцентов на права человека в рамках национально-освободительного движения переходить к террористическим методам с опорой на фундаменталистские («ваххабитские») экстремистские организации по всему миру. Существенное значение имеет и то обстоятельство, что интересы и позиции факторов международных отношений регионального и глобального уровня различны, фактор этнического сепаратизма в северо-западном Китае может не только использоваться ими в собственных целях, но и сознательно провоцироваться, следствием чего может иметь место эффект резонанса, что может не только дестабилизировать обстановку в государствах Центральной Азии, но и, "раскачав" Китай и Россию, привести к глобальной катастрофе. Синьцзян-Уйгурский автономный район имеет территорию 1,6 млн. кв. км, население 18,9 млн. человек, в том числе около 8 млн. уйгуров-мусульман суннитского толка. Горы делят Синь-цзян на две части: Северная —Джунгария, примыкающая к российскому Алтаю и Казахстану, и Южная — Кашгария, именуемая еще Восточным Туркестаном, граничащая с Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном. В 1759 г. китайскому императору маньчжурской династии Цзяньлуну удалось установить в Восточном Туркестане и Джунгарии свое господство, в результате чего значительная часть уйгурского населения была истреблена, а включенной в состав Китая территории было дано китайское название «Синьцзян» — дословно «Новая территория». Неоднократные антикитайские восстания уйгурского народа, у которого в прошлом уже был довольно продолжительный опыт собственной государственности, что зримо присутствует в его исторической памяти, были жесточайшим образом подавлены как цинскими карателями, так и сменившими их после Синьхайской революции гоминьдановскими властями. 12 ноября 1933 г. не без помощи британцев и таджикских басмачей была провозглашена, воспользовавшись тем, что у Нанкинского правительства не доходили руки до Синьцзяна в условиях японской агрессии, первая Тюркская исламская республика. Эта республика во главе с президентом Ходжой Нияхом Хаджи просуществовала недолго, т.к. вступила в конфликт одновременно с Китаем, СССР и дунганскими повстанцами и с помощью советской авиации и войск, направленных сюда по просьбе губернатора Синьцзяна Шэн Шицая, была ликвидирована. В результате крупного вооруженного восстания 1944-1946 гг., также не без участия СССР, три округа Синьцзяна (Илийс-кий, Тарбагатайский и Алтайский) были очищены от гоминь-дановцев и 15 ноября 1944 г. здесь было провозглашено создание Восточно-Туркестанской республики (ВТР) со столицей в г. Кульчже во главе с Алиханом-Тюре, уйгуром по национальности. Очевидцы утверждают, что ВТР имела армию, вооруженную советским оружием и подготовленную московскими инструкторами, и имела всю атрибутику власти: флаг, таможню, валюту и государственную инфраструктуру. Похоже, что таким образом Сталин, не надеясь на силы китайских коммунистов или не доверяя им, создал плацдарм против Чан Кай-ши, но, как только гоминьдановцы потерпели поражение и бежали на Тайвань, нужда в независимой республике отпала, и Москва резко сменила тактику. Сложности же, возникшие с правительством молодого уйгурского государства, чей глава отказался от добровольной передачи власти и страны-под китайское владычество, решили радикальным образом: через несколько недель после выезда уйгурского правительства 27 августа 1949 г. в Алма-Ату было объявлено, что оно погибло в авиационной катастрофе. Следующий уйгурский кабинет оказался не в пример более сговорчивым и безропотно выполнив все указания Кремля, передал без боя свою страну под власть Центрального народного правительства Мао Цзэдуна. Через шесть недель после исчезновения первого премьера в республику вошли части Народно-освободительной армии Китая и в ре зультате новой волны репрессий покончили с независимостью уйгуров.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |