КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.А.Корсун 1 страница
ЭТНИЧЕСКОГО СЕПАРАТИЗМА КИТАЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПОИСКИ И НАХОДКИ
а уровне исторической памяти, в коллективном и индивидуальном сознании и подсознании национально-культурная самоидентификация всегда была, есть и, наверное, сохранится, несмотря на все попытки вытравить ее из ментальности человека. Объективная, ведущая свое начало еще со времен средневековья, тенденция к распаду великих сатрапий и империй и созданию однонациональных унитарных государств, продолжается в различных ее проявлениях даже в Европе, где, казалось бы, уже окончательно сложился уникальный концерт «наций-государств», не говоря уже об Азии и Африке, где этот процесс находится еще в фазе созревания, а порой и генезиса. Три «вызова» современности: этнический сепаратизм, религиозный экстремизм и терроризм, объявленные руководством КНР главной потенциальной опасностью после террористических актов в США 11 сентября 2001 г., непосредственно связаны с национальным вопросом, продолжающим оставаться предметом теоретических размышлений и психологических рефлексий человечества. Еще совсем недавно всех нас учили тому, что история была* историей борьбы классов. С крахом марксизма утвердилось другое поветрие: понимать историю как борьбу этносов. Вчерашние преподаватели научного коммунизма, все как один переквалифицировавшиеся в политологов, внушают сегодня студентам, что мир состоит из устойчивых обладающих самосознанием сущностей -"наций" и "народов" (они же - "этносы"), и что эти сущности и есть подлинные субъекты мировой политики. Эта позиция проводится в десятках учебников и в сотнях методических пособий с такой последовательностью, что скоро, вероятно, подрастет но-вое поколение обществоведов, которое станет бодро нести в массы теоретические клише эпохи академика Ю.В.Бромлея. Во всяком случае, тенденция к воспроизводству этих клише наметилась отчетливо, давая о себе знать в прессе и на телевидении. Между тем, в условиях кризиса отечественного гуманитарного знания появляются новые авторы, например В.А.Тишков, отрицающие заданный стереотип и размышляющие на тему национального самосознания в рамках весьма многообещающей этно-психолги-ческой парадигмы. Такая гигантская социокультурная лаборатория как Китай, не укладывающийся многими своими «-измами» с китайской спецификой в «мирополитическое единство», является благодатнейшей почвой для подобных размышлений на конкретно-историческом материале. Осмысление и адекватная оценка современного состояния национального вопроса в Китае, а также поиска адекватных средств преодоления негативных последствий попыток его искусственного и радикального решения в прошлом немыслимы без весьма пространного и углубленного ретроспективного анализа. Определяется эта необходимость постоянного «оборачивания назад» и поднятия тектонических пластов в эволюции исторической памяти китайцев в первую очередь самой логикой научного исследования, предполагающей возможность исторических обобщений, а также выявления тенденций и перспектив, работающих в направлении будущего, лишь на базе основательного исторического экскурса. Не может не обращать на себя внимания и особенный «историзм» китайского социума, обладающего как богатейшей историей, так и весьма специфической традицией историографии. Этноцентрические представления в их китайском варианте, базирующиеся на огромном пласте конфуцианских идей, представлений о социальном идеале и системе ценностей, веками культивируемых в общественном сознании Китая, нашли достаточное отражение в отечественном китаеведении. Тем не менее, еще не преодолен упрощенческий и односторонний подход в рамках марксистской парадигмы, характеризовавшейся преувеличенным социологизмом в ущерб психологизму, когда пафос критики «маоистского национализма» по-рой перекрывал спокойный и взвешенный стиль, столь необходимый для подлинно академического анализа влияния на историческое развитие культурно-цивилизционных факторов и этнопсихологических комплексов. Рассматривая этносоциальные проблемы Китая, следует тщательно выверять понятийный аппарат анализа и особенно осторожно подходить к использованию категорий, таких как «этнос», «нация», «суверенитет», «самоопределение», «автономия» и т.д., сложившихся на европейской почве и «не работающих» при освещении китайских сюжетов. Так, например, «национализм», ставший одним из ключевых феноменов социологии XX в., во всех известных нам европейских формах верит в уникальность и безусловную ценность своих собственных национальных культур, но далеко не все националистические идеологии базируются на уверенности в культурном превосходстве и универсальной применимости их собственных традиционных ценностей. Таков китайский «национализм», некоторые контуры которого не укладываются даже в то, что характеризует в целом понятие этноцентризм: иррациональные представления о собственной этнической общности как о единственном центре человеческой цивилизации и склонность рассматривать ценности любого другого народа исключительно сквозь призму ценностей своего собственного. Считая себя «Срединным государством» («Чжунго»), окруженным мелкими и варварскими «каганатами» (бан) на всем пространстве известного китайцам мира, правящая элита Китая не ощущала себя носителем национальных интересов. Специфи^ этноцентризма в его китайском варианте заключается в том, что отвергается сама возможность существования оригинальных ценностей вне некого самодостаточного и непревзойденного, в первую очередь по морально-этическим параметрам, китайского суперэтноса. Очевидно, что для ощущения себя «равным среди равных» китайцам, следовало изжить целый пласт китаецентри-стских представлений и мессианских идей, а в плане налаживания интенсивного и плодотворного взаимообогащения культур Китаю еще предстоит стать «национальным». Примечательно, что ближе всего к осознанию подобного феномена подошли не историки-синологи, а культурологи, не зашоренные идеологическими табу и способные взглянуть на Китай с достаточно высокого уровня научной абстракции. Волны территориальной экспансии сменяющих друг друга китайских династий сопровождались культурной и биологической ассимиляцией окружающих соседей, попавших в магнитное поле конфуцианского влияния. Уже к периоду воцарения Танс-кой династии (618-907) Китай становится самодостаточным, исчерпав потенциал способности восприятия ценностей приходящих извне, (практически, последней шкалой ценностей, по отношению к которой «Срединное государство» выступило реципиентом, был буддизм), и в дальнейшем становится исключи- тельно донором, превратив конфуцианский ареал в плавильный котел этносов и народов, подвергавшихся китаизации. Национальное стало мыслиться не иначе как варварское, а показателем цивилизованности выступал в первую очередь критерий способности к овладению формальными проявлениями церемониала и этики, ибо, как гласит один из китайских «чэньюй» (устойчивые словосочетания, являющие собой кладезь китайской мудрости), «не ведающий морали подобен варвару, запахивающему халат на плече». Не можем не согласиться в связи с этим с авторами изданной ИСАА при МГУ монографии «История Китая», полагающими, что «Исконное противопоставление Китая всем другим странам с глубокой древности было основано прежде всего на осознании ценности его культуры, в основе своей склонной к компромиссам во имя достижения гармонии в жизни, что в принципе противопоказано конфликтам. Именно в этом был «запас прочности», устойчивости китайской государственности. Иными словами, Китай был велик не своим могуществом, а культурой (что прежде, как правило, совпадало), позволявшей гармонизировать отношения в любой ситуации». Длительное время Китай действовал в полном соответствии с веками отработанной схемой поведения: нового «варвара» через помпезный ритуал «принимали» в «систему вассалитета»; добивались непреложного, пусть даже формального, выполнения им воли повелителя Поднебесной, принесением «дани» и исполнением обряда «коутоу»; в случае упрямства непокорного «варвара», его наказывали; а когда не было возможности наказать — презирали. Механизму аннексии бывшего «данника» способствовало то, что в отличие от Европы и большинства стран других регионов мира, где процесс формирования национальной территории, на которую в результате мучительной эволюции политико-пограничных реальностей распространяется юрисдикция государства, обрел объективные контуры уже в новый период всемирной истории, Китай вплоть до середины XIX в. сознательно уходил от какого-либо самоограничения в плане, в первую очередь, культурной, а затем уже территориальной экспансии. Определенная переоценка ценностей традиционной доктрины «вассалитета» произошла только тогда, когда в середине XIX в. впервые в истории «не сработал», да и уже не мог естественно «сработать» принцип постепенной ассимиляции Китаем «варваров», пришедших на этот раз из Европы. В результате «опиумных» войн была пробита первая брешь в «системе вассалитета», а колониальное вторжение европейских держав и Японии в сферу культурного и политического влияния Китая поставило под сомнение незыблемость и всеобъемлющий характер этой китайской теории и практики поддержания международных связей. Примечательно, что собственно о восстаниях национальных окраин Китая можно также говорить только после того, как Цин-ская империя была насильственно включена в новую систему международных отношений и сама стала объектом экспансии Запада. Антиманьчжурские выступления коренного населения, жестоко подавленные с помощью европейского вооружения посланными Пекином карательными войсками, вспыхнули в конце XIX в. на окраинах империи. В южных провинциях Юньнань и Гуйчжоу (восстали мусульмане, создавшие свое государство во главе с султаном Сулейманом (Ду Вэньсю), а позже народность мяо, лишенная своей государственности после завоевания монголами в XIII в. царства Наньчжао), в северо-западных провинциях Шэньси, Ганьсу, Цинхай (поднялись дунгане — потомки тюркских племен Центральной Азии), в Восточном Туркестане (многие годы длилось восстание поддержанного Англией Якуб-бека, возглавившего выступления дунган, уйгуров, киргизов, таджиков, создавших несколько теократических государственных образований: Кульджинский (Тарачинский) султанат, Урумчий-ский (Дунганский) султанат и Джетышаар (Йетышаар, Семигра-дье) на территориях захваченных маньчжурами в середине XVIII в. Джунгарии и Кашгарии, которые в итоге были включены в 1882 г. в состав провинции Синьцзян). Развязав себе руки после подавления восстаний тайпинов и няньцзюней, цинское правительство послало карательные войска и в крови потопило восстания национальных окраин: после похода на Юго-Запад в Пекин было привезено 24 корзины ушей и заспиртованная голова султана Сулеймана; по оценочным данньщ, было истреблено около 1 млн. представителей народности мяо; в Восточном Туркестане руководитель карательной операции Цзо Цзунтан приказал убивать всех мужчин-мусульман от 15 до 50 лет. Уже после Синьхайской революции отмечается национальный подъем в Монголии, Синьцзяне и Тибете, движение за независимость которых поддерживается Россией и Великобританией. «Республиканская» революция 1911 г., результатом которой было «снятие» некого общекитайского маньчжурского «колпака» и понижение уровня деспотии до региональных милитаристских «пирамид», порой еще более деспотической власти, казалось бы, выбила почву из-под китаецентристской модели построения межнациональных отношений. Тем не менее, история Китая XX в. свидетельствует не о «ломке» и «вымывании» архаичных структур и представлений, а скорее об их весьма своеобразной трансформации, ибо китайская традиционная культура оказалась недостаточно гибкой, слабо расчлененной, слишком высокомерной и этноцентричной для того, чтобы быстро воспринять и «переварить» обрушившийся на нее поток разнообразных «образцов поведения». Идеолог гоминьдана Сунь Ятсен в лучших традициях конфуцианской утопии «Великого единения» («Датун») свел все национальное многообразие республики, образовавшейся после свержения цинской монархии, к «пяти нациям: хань, маньчжуры, монголы, хуэйцзу, тибетцы» и выдвинул, взяв за образец США, задачу «достижения национального единства страны, создание одной большой национальности — «чжунхуа миньцзу» (китайской нации) путем «чжунцзу тунхуа» (этнической взаимной ассимиляции, слияния)». Отбросив институциональные поиски «Отца Китайской республики», касающиеся обеспечения подлинного равноправия наций и их права на самоопределение, наследники его учения в лице гоминьдановского Национального правительства откровенно взяли курс на насильственную ассимиляцию неханьских народностей. В чем гоминьдановцы во главе с Чан Кайши полностью унаследовали национальную концепцию Сунь Ятсена, так это в верности тезису о том, что «пятитысячелетняя история Китая» является этаким образцом поэтапного добровольного мирного государственного объединения самых различных народов под эгидой ханьцев. Теория и практика решения проблем межэтнического взаимодействия в период нахождения у власти в Китае гоминьдановского режима в рамках великоханьскои парадигмы имели своим следствием дестабилизацию положения в районах проживания национальных меньшинств и обострение национального вопроса в Китае в целом. В «наследство» от «Китайской Республики» Китайская Народная Республика, образование которой было провозглашено 1 октября 1949 г. на площади Тяньаньмэнь, получила разоренную войной страну с населением 475 млн. человек, из которых доля неханьского населения составляла примерно 10% или 47 млн. Доминирующая политическая, экономическая и культурная роль ханьцев, доля которых из-за непродуманного «демографического взрыва» уже к началу 50-х гг. увеличилась до 92% (примечательно, что процент неханьских представителей в Великом Собрании Народных Представителей (ВСНП) устойчиво превышает долю неханьцев в этнической структуре населения КНР), тем не менее, потенциально подвергалась угрозе в силу фактора неравномерности территориального распределения национальностей и увеличивающегося разрыва в уровнях их социально-экономического развития. Неханьские национальности распространены неравномерно и главным образом на мало освоенных высокогорьях, в зонах степей и лесов в регионах Западного и Центрального Китая, занимающих почти 65% площади КНР и являющихся сосредоточением богатейших запасов разнообразных стратегически важных природных ресурсов. Так, к примеру, по данным китайских специалистов, только на территории Синьцзяна (в Таримской, Джунгарской и Турфан-Ха-мийской впадинах) залегает до 285 всех разведанных запасов нефти в Китае, 33% природного газа. Задача обеспечения территориально-национального единства Задача эта усложнялась появлением феномена Тайваня, этого своеобразного аналога «врангелевского Крыма», сам факт существования которого затрагивал весьма болезненные вопросы легитимности коммунистической государственности в Китае. Проблема режима Чан Кайши и «Китайской Республики» на острове, оказавшаяся в поле противостояния «двух лагерей» в рамках глобальной «холодной войны», имеет и некое измерение в аспекте «этносепаратизма», ибо высадка более 2 млн. гоминьда-новцев на Тайване, обладающим богатейшей исторической традицией отдельного от материкового Китая существования, в значительной степени походило на оккупацию, свидетельством чему служит жестоко подавленное 28 февраля 1948 г. восстание тай-ваньцев против материковых пришельцев. В силу того, что тайваньская проблема, явившаяся продуктом «холодной войны», практически оказалась исключенной из сферы действия международного права и на поверку поддерживается в состоянии статус-кво исключительно внутренним законом США — Taiwan Relations Act, принятым Конгрессом в 1979 г., перспективы ее окончательного решения представляются весьма проблематичными. С приходом к власти Компартии Китая контуры национальной политики в Китае резко меняются, приобретая классовые очертания, с одной стороны, и воспринимая влияние советских теоретических трактовок, с другой. Однако, сущностная часть теоретических разработок остается прежней — убедить общественное мнение, что Китай исторически складывался как «единое многонациональное государство», а «китайская нация» - как «суперэтнос», не мыслимый без обеспечения территориальной целостности страны и недопущения возможных попыток некоторых народов выйти из состава КНР. Отсюда признание за проживающими на территории КНР нациями и народностями единого статуса «пользующейся широкой автономией нации», без какого-либо намека на государственность, при одновременном включении в понятие «китайская нация» всех «национальных меньшинств» («шаошу миньцзу»), «сопричастных к истории страны» и «сосуществующих на основании равноправия, взаимопомощи и сплоченности». Характерно, что если до «освобождения» лидеры КПК под влиянием советских образцов ратовали за признание принципов национального самоопределения, вплоть до сецессии, и конфедеративного государственного устройства, то, придя к власти, партия в качестве правовой основы решения национального вопроса исключила возможности выхода неханьских национальностей из состава Китая и ограничила организацию национально-государственного строительства исключительно рамками район-но-национальной автономии. Динамика эволюции этой конструкции следующая: в 1956 г. в КНР насчитывалось два крупных автономных района (Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурс-кий), 30 автономных округов и 50 автономных уездов; в 1958 г. были созданы Гуанси-Чжуанский и Нинся-Хуэйский автономные районы, а в 1965 г. — Тибетский автономный район; по данным 1998 г. в КНР насчитывается 5 автономных районов провинциальной ступени, 30 автономных округов и 124 автономных уезда (в том числе 3 автономных хошуна во Внутренней Монголии), что позволяет 45 неханьским национальностям располагать собственными автономными единицами; кроме того, в стране образовано более 1700 национальных волостей, которые не имеют статуса автономий, но представляют собой, охватывая мелкие компактные этнические группы, некое дополнение к уже выстроенной схеме. В силу разного рода объективных обстоятельств — отсутствие достаточных по величине компактных групп, островной характер расселения, значительный этническая пестрота ряда территорий и т.д., десять национальностей: нанайцы, узбеки, татары, русские, монпа, лопа, ачан, цзино, дэан и гао-шань (имеются в виду не тайваньские аборигены, а гаошань провинции Фуцзянь), не имеют автономий. Несмотря на то, что в своем развитии концепция национальной политики КПК и прошла несколько специфических этапов, их анализ показывает, что эта специфика главным образом сводилась к тактике и методам осуществления национальной политики Пекина, не желающего допустить «широкую автономию» неханьцев и тем более согласиться с требованием (например, уйгуров) относительно придания автономии статуса государственности. Главная цель, которая ставилась КПК в ее политике по отношению к национальным районам, оставалась неизменной — удержать их в качестве неотъемлемой части территории КНР и, насколько возможно, мирными средствами провести социально-экономические и политические преобразования, обеспечивающие слом традиционных экономических и общественных отношений в них с последующим перераспределением господствующих политических элит и их подчинением единому руководству КПК. «Узость» районной национальной автономии, усугубляемая мелочной опекой центра, засильем кадровых работников (ганьбу) ханьского происхождения, компаниями борьбы с «контрреволюционным узким национализмом», авантюристическими призывами к «китаизации языков неханьских народов», к «окончательному решению национального вопроса» и «слиянию наций», не позволила неханьцам стать «хозяевами в собственном доме». Особенно рельефно все изъяны национальной политики КПК были представлены в самый деструктивный и сейчас уже стыдливо замалчиваемый официальной китайской пропагандой период истории КНР, именуемый «культурной революцией». «Набор» извращений «социалистической национальной политики», вызывающих недовольство национальных меньшинств и усиливающих напряженность в межэтнических отношениях достаточно банален: необоснованная поспешность при осуществлении преобразований в местах проживания неханьцев, игнорирование мнения неханьцев по тем или иным затрагивающим их интересы вопросам (при этом практика выделения квот представителям нацменьшинств в ВСНП и НПКСК играла роль исключительно показушного «фигового листка»), распространение диктата хань-ских ганьбу и военных в национальных районах, постоянные компании репрессий против носителей идей «местного национализма». Вместе с тем, можно перечислить и ряд причин, вызывающий всплески национального недовольства, которые несут на себе печать «китайской специфики» и особенно ярко проявились в трагических событиях в период с 1957 г. до 3-го пленума 11-го созыва в декабре 1978 г. Это, в первую очередь, пропаганда тезиса о том, что «сущность национального вопроса — классовый вопрос», когда под предлогом борьбы с «контрреволюцией» подвергались поруганию и разрушению многие культурные ценности национальных меньшинств, в частности, религиозные верования и национальные языки, отнесенные к категории «четырех старых» (старые идеи, старая культура, старые обычаи и привычки). Радикальное изменение «отношений между национальностями» в рамках развернувшейся осенью 1957 г. компанией «большого скачка» и насаждения «народных коммун» сопровождалось призывами к «слиянию национальностей» методами «классовой борьбы»; принуждением «кочевников» переселяться в земледельческие районы и переводить к оседлости; массовыми преследованиями неханьцев за их «контрреволюционные» религиозные верования, в ходе которых «хунвэйбины» подвергли поруганию и разрушению многих культурных ценностей; призывам к мусульманам есть свинину, так как это «прогрессивно»; военными репрессиями против «вооруженных мятежей», особенно в Северном Синьцзяне, где в 40-е гг. была провозглашена Восточно-Туркестанская республика, и в Тибете, где в 1959 г. вспыхнуло восстание. Результатом этих самых деструктивных и аномальных десятилетий в новейшей истории КНР явилось резкое обострение национальных отношений в стране, широкое распространение нигилистических взглядов на национальную проблематику и практический срыв достижения целей интегрирования населенных неханьскими этносами территорий в общее русло преобразований, осуществляемых в общегосударственном масштабе и «выравнивания» уровней социально-экономического и культурного развития населяющих Китай этнических групп. Нарастанию напряженности в национальном вопросе способствовали не только репрессии против сторонников сепаратизма, но и политика ки-таизации национальных меньшинств в рамках компании переселения китайской молодежи в слаборазвитые окраинные регионы для ускорения социально-экономических преобразований (так называемое движение «сяфан»), результатом чего стало резкое изменение демографической ситуации, и титульные нации оказались в меньшинстве и без рабочих мест в своих автономных образованиях. Победе в руководстве КПК прагматической линии Дэн Сяопина, провозгласившего курс на «экономическую реформу и открытость», лишь еще больше оттенила значимость национального вопроса, актуальность которого в Китае не только не уменьшилась, а, напротив, существенно возросла. Лишь XII съезд КПК (1982 г.) впервые в истории партии поднял национальный вопрос в Китае на высоту чрезвычайных государственных дел, придав ему статус стратегической проблемы. В период «оттепели» 80-х гг. в научных кругах КНР возникает теоретическая дискуссия, вдохновляемая тезисом из доклада на съезде тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПК Ху Яоба-на о том, что «сплоченность национальностей, равноправие национальностей, общее процветание национальностей в условиях такой многонациональной страны, как Китай, представляет собой вопрос огромной важности, касающийся судьбы самого государства». В центре дискуссии оказались проблемы национального равноправия, преодоления великоханьского национализма и уважения интересов, обычаев и нравов национальных меньшинств, как фактора оздоровления климата межнациональных отношений в стране. Объектом критики стала даже укоренившаяся в КНР практика, ведущая свое начало еще от традиционно легистской концепции «хуэйбин» — системы предотвращения злоупотреблений на основе землячества или родственных отношений, требующей жесткой ротации чиновников и недопущения на посту руководителя выходца из данной местности, либо носителя туземного фамильного иероглифа. Примечательно, что нынешний руководитель партии и государства Ху Цзиньтао фактически нажил политический капитал и сделал карьеру, находясь с 1989 по 1991 г. на посту первого секретаря партийной организации Тибета, в полном соответствии с «советской моделью», когда первое лицо в иерархии присылается из центра, а второе - представляет местную элиту. Однако анализ подобного процесса «коренизации аппарата власти» показывает, что в силу традиционного механизма отчуждения бюрократического аппарата, а также особенностей политической культуры КНР, проходя по ступеням бюрократической лестницы, чиновник как бы денационализируется и выражает интересы не титульного этноса, а административно-командной системы с ее неотъемлемой частью — бюрократической элитой-кланом. Абстракт «национально принадлежащей автономной территории» не сплачивает проживающие в ее пределах этносы, а размежевывает их, и тезис о том, что только представитель данного этноса в аппарате власти наиболее эффективно способен решать проблемы данного этноса, является не более, чем очередным мифом. Мифом оказывается и тезис о, якобы, преодолении фактического неравенства между национальностями (прежде всего между ханьцами и неханьцами), ибо в условиях рыночной экономики разрыв в уровнях социально-экономического и общественно-политического развития между ханьскими (в первую очередь бурно развивающимися приморскими) провинциями и западными районами национальной автономии, напротив, стремительно увеличился. Наконец, «последним словом в науке» стало преодоление атеистического крена в идеологической пропаганде и признание, что религия и социализм «не противоречат друг другу» и даже «взаимно соответствуют» («сян шиин»). Это вовсе не означает снижение контроля над религиозной деятельностью со стороны партийных и государственных органов. Для уточнения официальной политики в области религии периодически проводятся всекитайские совещания по религиозной работе с участием высшего руководства, представителей регионов и армейских кругов под эгидой Отдела Единого фронта ЦК КПК и Управления по делам религий КНР. Пекин четко дает понять, что хотел бы видеть в верующих всех официально разрешенных конфессий (буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантизм) влиятельную патриотическую силу, не покушающуюся, однако, на монополию КПК на идеологию и исполнение прерогатив государства, особенно в сфере образования и правосудия. Особо выделяется принцип «независимого, самостоятельного ведения дел» религиозными кругами Китая, недопустимость здесь какого-либо вмешательства внешних сил. Это объясняется как использованием в прошлом религиозных проблем для империалистического закабаления Китая, так и «выбором в пользу самостоятельности, уже сделанным верующими массами страны» (намек предназначается прежде всего Ватикану, но может быть адресован и любым другим внешним клерикальным и фундаменталистским кругам в случае их чрезмерной ретивости по усилению своего присутствия в КНР). О степени же ослабления связей КПК с широкими народными массами и образовавшемся «идеологическом вакууме» свидетельствует еще не прекратившаяся история с сектой «Фалунь-гун», созданной в 1992 г. неким Ли Хунчжи, перебравшимся впоследствии в США. Используя тягу населения Китая к оздоровительной гимнастике «цигун» и маскируясь под официально разрешенные религии — буддизм и даосизм, эта тоталитарная секта выросла к 1999 г. в разветвленную организацию с 2 млн. активных членов и более 90 млн. адептов, (для сравнения, количество членов КПК насчитывает 67 млн.), среди которых оказалось немало ветеранов КПК и НОАК. 25 апреля 1999 г. фалуныуновцы провели массовую сидячую забастовку у правительственной резиденции Чжуннаньхай в Пекине, после чего секта — в числе других «еретических культов» - была в октябре 1999 г. запрещена Постоянным комитетом ВСНП, однако деятельность ее при-верженцев, протесты которых доходили до неоднократных самосожжения, далеко не прекратилась. Сам по себе факт крытого вызова части членов общества руководству страны, же подхваченный на национальных окраинах, не мог не нас раживать и ставил задачу обновления идейно-теоретической багажа и стиля деятельности КПК, нуждающейся в неформа ном подтверждении в новых исторических условиях легитимно! сти как правящей партии, способной на деле выражать интере широких слоев народа. Несомненно, положительным явлением в рамках вышепере численных задач можно считать формирование многоступенча той системы законодательства, регулирующего националы» отношения, начиная с Закона КНР о районной национальной автономии (1984 г.), и кончая отдельно действующими законами и положениями об автономии, разрабатываемые каждой авто номной единицей (конечно, при контроле Центра), а главное! стремление проводить национальную политику, опираясь преж де всего на законодательство, а не на указания, распоряженн или циркуляры вышестоящих инстанций. Впрочем, законодательство, как на всекитайском уровне, так и на уровне положений < автономии низовых звеньев, страдает перенасыщенностью фосным перечислением общих принципов при отсутствии ме ханизмов их реализации, в частности, в весьма важном в условиях перехода от плановой экономики к рынку аспекте разграничения прав и полномочий центра и органов самоуправления.! В преамбуле ныне действующей Конституции 1982 г. отмечается: «Все национальности в КНР равноправны. Государство охраняет законные права и интересы национальных меньшинств, поддерживает и развивает отношения равенства, сплоченности и| взаимной дружбы между гражданами любой национальности».! Обеспечивать реализацию данных конституционных положений в! КНР призвана структура специальных органов, ведающих «делами национальностей», в традициях «демократического централизма» и руководствуясь директивными установками и указаниями ЦК КПК и высших властных структур государства: возглавляемые представителями нацменьшинств Государственный комитет по делам национальностей, Комиссия национальностей парламента — ВСНП и Комиссия национальностей и религий организации «единого фронта» — Народного политического консультативного совета Китая, органы самоуправления на уровне национальной автономии и национальных волостей.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |