Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антикитайские выступления




Особый характер имеют в Индонезии выступления, направлен­ные против китайского населения страны. Они носят не столько этно-религиозный, сколько социально-экономический характер и являются формой выражения протеста бедных индонезийцев против зажиточных китайцев, занимающихся преимущественно торговлей и ростовщичеством. К этому добавляются этнокуль­турные, этнопсихологические и религиозные различия.

Антикитайские выступления наблюдались в Индонезии на протяжении многих десятилетий, еще в период колониализма, когда голландцы использовали китайцев как посредников, не­посредственно соприкасающихся с эксплуатируемым населени­ем. В период независимого развития китайские погромы проис­ходили спорадически и учащались в периоды социально-эконо­мических кризисов.

В период правления президента Сухарто антикитайские на­строения усилились, поскольку китайцы в силу своих экономи­ческих позиций, связей и навыков оказались наиболее подготов­ленными к экономической модернизации, к использованию ино­странных инвестиций. По всеобщему убеждению, именно ки­тайский капитал извлекал наибольшую выгоду из проводимой режимом Сухарто политики развития, действуя в тесном союзе с властями. К 1998 г. в Индонезии проживало 7 млн. этнических китайцев (примерно 3,5% населения). Они контролировали 80% из 300 крупнейших компартий, 70% деятельности в частном сек­торе экономики. Из 15 крупнейших компаний общей стоимос­тью 92 млрд. долларов 14 контролировались хуацяо. Из 15 самых богатых семей страны 12 были китайскими.

Деятельность китайского капитала была не менее патриотич­ной, нежели индонезийского. Но именно на китайцев в первую очередь выплескивалось возмущение социальным неравенством, произволом властей, униженным положением трудящихся. Ан­тикитайские погромы отличались особой жестокостью и ванда­лизмом, немотивированностью, поводы для антикитайских выс­туплений могли быть самыми несущественными. Они сопровож­дали массовые беспорядки, по какому бы поводу они ни проис­ходили.

На рубеже XIX-XX вв. антикитайские погромы также наблю­дались, время от времени, но отходили на задний план, заслоня­емые широкомасштабными и кровопролитными этно-религиоз-ными столкновениями среди других групп населения. Нападе­ниям и разгрому подвергались религиозные учреждения, лавки и магазины, автомобили и жилые дома в крупных и мелких горо­дах в разных районах страны, где преимущественно сосредоточе­но китайское население. Поскольку многие китайцы исповеду­ют христианство, то антикитайские настроения усиливаются ан­тихристианскими. Так, серьезный антикитайский и антихристи­анский погром произошел в феврале 1998 г. на Западной Яве, когда нападению вандалов подверглись десятки домов, церкви,' магазины, автомобили и другие принадлежащие китайской об­щине объекты.

Этно-конфессиональные конфликты как форма социально-экономического и политического протеста

Конфликты между представителями разных этносов и религиоз­ных общин в современной Индонезии по своей сущности служат способом выражения политического, экономического и социаль­ного протеста в условиях отсутствия демократических каналов и сложившегося гражданского общества. Главная причина такого яв­ления коренится в особенностях политического развития страны в колониальный период и на этапе независимого существования.

Голландские колонизаторы правили Индонезийскими ост­ровами «твердой рукой», не допуская участия представителей ме­стного населения в решении важных вопросов жизни колонии. Разрешенная после первой мировой войны деятельность индо­незийских политических партий и организаций жестко контро­лировалась и ограничивалась. Политический опыт колониаль­ного периода приводил индонезийцев к убеждению, что сила — высший аргумент в политике, а право сильного — выше фор­мального закона.

Провозгласив независимость 17 августа 1945 г., индонезийцам пришлось отстаивать ее с оружием в руках. В период «направляе­мой демократии» с 1957 по 1965 гг. массовое насилие стало со­ставной частью государственной политики: стимулируя полити­ческое участие масс в борьбе против остатков империализма в Индонезии, президент Сукарно поощрял и освящал своим авто­ритетом пренебрежение к конституционному правопорядку, по­скольку борьба против империализма и «врагов» «индонезийской революции» ставилась выше законов. Массовое насилие вошло составной частью в индонезийскую политическую культуру как приемлемая форма политического поведения. Режим «нового по­рядка» под руководством генерала Сухарто (1965-1998) иниции­ровал и санкционировал массовые убийства политических про­тивников. Оправданность насилия подпитывалась постоянной практикой правящего военно-бюрократического режима. Сила или угроза силой неизменно оставались решающим аргументом в от­ношениях властей с политическими оппонентами и населением. Таким образом, сочетание политического бесправия, моральных

унижений и физических страданий неизбежно вело к тому, что в сердцах людей накапливались чувства озлобления и мести, вып­лескивавшиеся при каждом удобном случае, приобретая религи­озно-этническую окраску. По сути же своей это было выражени­ем политического, социального и экономического недовольства.

Социально-экономическое положение основной массы ин­донезийцев резко ухудшилось в результате финансово-экономи­ческого кризиса 1997-98 гг., охватившего страны Юго-Восточ­ной Азии. Кризис привел к падению военно-бюрократического правления Сухарто, опиравшегося на вооруженные силы. На смену авторитарному режиму пришли процессы демократизации. Демократизация общественно-политической жизни нередко вос­принималась как вседозволенность и полная свобода самовыра­жения этносов и конфессиональных общин.

Здесь сказалось отсутствие в Индонезии сложившегося граж­данского общества, партикуляризм сознания, при котором каж­дая группа и конфессия защищали исключительно собственные интересы, не принимая во внимание интересы других групп и страны в целом.

Разгулу этнических и религиозных страстей не смогли дос­таточно эффективно препятствовать центральные власти, по­скольку характерными чертами начального этапа периода «ре­формации» (с 1998 г.) стали обострившаяся борьба за власть и как следствие — внутриполитическая нестабильность.

Индонезийская армия, обвиненная индонезийским и миро­вым сообществом в нарушении прав человека при правлении Су­харто, не желала наводить порядок в стране, а нередко принимала ту или иную сторону в конфликтах или прямо их провоцировала, чтобы продемонстрировать индонезийскому обществу и всему миру важность своего участия в общественно-политической жизни.

Этно-конфессиональные конфликты в Индонезии до сих пор не урегулированы, причины их возникновения не устранены. В процессе перехода от авторитаризма режима «нового порядка» к более демократической политической системе эпохи «реформа­ции» обострилась борьба за власть, внутриполитическая неста­бильность сохраняется. Все это создает питательную среду для новых межэтнических и межконфессиональных столкновений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.