КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современное состояние конфликта
С 1990 г. началось новое обострение "мусульманского вопроса", связанное с борьбой БДП за власть, вызванное сознанием того, что шансы на сплочение индусов начали уменьшаться. Мишенью для возбуждения массового протеста была избрана мечеть, построенная еще в 1528 г. на месте разрушенного индуистского храма, который был воздвигнут, по легенде, на месте рождения Рамы (рамджанмабхуми), бога и эпического героя. История эта давняя. Споры из-за того, чье это "святое место", начались, по крайней мере, с 1855 г., когда рядом с мечетью был основан алтарь в честь Рамы. В столкновениях в то время погибло 75 чел. В 1934 г. часть мечети была разрушена индусами. Она была восстановлена властями, но мусульмане покинули эти места, и в мечети с тех пор не было службы. В 1949 г. неизвестные проникли в мечеть и установили в ней статуи Рамы и его жены Ситы. По требованию Дж.Неру министр внутренних дел Валлабхай Патель приказал вынести статуи из мечети, а вход в здание был забит. В 1985 г. «Вишва хинду паришад» начала требовать передачи всего комплекса индусам, с тем чтобы построить на месте мечети храм Рамы. Правительство не реагировало. Более того, в 1989 г. мечеть снова стала функционировать, а храм решено было построить в 58,5 м от "святого места". Педалирование этого вопроса сделало партию БДП более популярной, и на выборах 1989 г. она получила 11,4% голосов и 89 мест в Парламенте (вместо 2, которые она имела раньше). В этих условиях и состоялась очень удачная провокация, задуманная Адвани. Он организовал массовые марши к "месту рождения Рамы", причем сам он ехал на колеснице, изготовленной по образцу той, на которой ездил Рама (т.е. на грузовике, декорированном под колесницу). Власти были в нерешительности и позволили демонстрантам пройти по всей Индии с лозунгами "Когда индусы поднимаются, муллы бегут из страны", "Мусульманам два пути — в Пакистан или на кладбище". Прибывшая к мечети толпа дважды атаковала мечеть 30 октября и 2 ноября 1990 г. Она была отбита полицейскими, причем погибло от 30 до 50 нападавших индусов. Правительство запретило РСС, ВХП и еще ряд организаций, в том числе мусульманских. Ашок Синг-хал, председатель ВХП, Л.К.Адвани и многие другие были арестованы. Но решительности правительству не хватило. Начались волнения по всей Индии. Правительство ушло в отставку. Зачинщиков выпустили из тюрьмы. Отсутствие у индийских демократов политической воли пресечь шовинистическую пропаганду и вытекающие из нее действия, наблюдавшиеся долгие годы, в 1990- 1991 гг. стало особенно заметно. Новый премьер-министр Чанд-ра Шекхар не нашел ничего лучшего, чем обвинить "пакистанских агентов" во всех происшедших событиях, когда за два месяца погибло более 400 человек и более 1500 человек было ранено. В результате 6 декабря 1992 г. мечеть все же была разрушена при попустительстве полиции. Стотысячная толпа разнесла мечеть по кирпичику в течение нескольких часов. "Ударный труд" не обошелся без жертв: из числа разрушителей 4 человека погибло и ок. 600 было ранено осколками камней. Безнаказанность вдохнула в воинственный индусский коммунализм новые силы. Адвани заявил, что лок-шакти ("сила народа") победила рашт-ра-шакти ("силу государства"). Безусловно, события 1990-92 гг. обнажили слабость индийской государственности и расчистили путь к власти силам, которые на протяжении 50-ти лет независимости считались одиозными, реакционными и не имеющими перспектив в демократической стране. В ответ на разрушение мечети начались столкновения и погромы мусульман во многих городах. Особенно массовыми были убийства в Бомбее. Всего в конце 1992 и начале 1993 гг. погибло 2000 человек. В марте 1993 г. серия взрывов, организованных мусульманскими террористическими группами, прогремела в Бомбее (Мумбаи), унеся большое количество жертв. В 1996-1997 гг. мусульмане устроили по всей Индии около сотни взрывов. Нерешительность и бессилие исполнительной власти стали совершенно очевидными. Началась чехарда выборов и смены правительств (1996, 1998, 1999). С каждыми выборами БДП увеличивала свое представительство в парламенте и, наконец, образовала в блоке с 22 другими партиями стабильное правительство. Придя к власти, БДП постаралась забыть о некоторых из своих предвыборных лозунгов и вести более ответственную политику, чем та, которая провозглашалась в предвыборных программах. Правительство заявляет, что стремится к "цивилизованному, гуманному и справедливому социальному порядку без дискриминации по признаку касты, религии, класса, цвета кожи или пола". Но "семья РСС" выражает по этому поводу недовольство. Один из лидеров ВХП Правина Тагадия заявил: "Мы не позволим БДП отойти от идеологии хиндуивы". Напряжение продолжало возрастать. 27 февраля 2002 г. пресса сообщила, что на станции Годхра (Гуджарат) мусульмане напали на поезд, везший паломников, возвращавшихся из поездки в Айодхью на "поклонение Раме". Сгорели три вагона вместе с 52 паломниками. Общественный «Трибунал обеспокоенных граждан» во главе с судьей Верховного суда Б. Кришна Айером (личность, весьма уважаемая в Индии) провел расследование и отверг версию нападения и поджога. Он установил, что пожар начался внутри одного из вагонов, что и привело к гибели людей, и назвал весь инцидент "циничной политической игрой". Но это прозвучало потом. А пока главный министр штата постарался разжечь страсти, приказав везти трупы на открытых грузовиках через весь штат в крупный город Ахмадабад. Начались погромы, в ходе которых погибло около 1000 чел., разрушено 1100 постоялых дворов, принадлежавших мусульманам, и 15000 мастерских, сожжено 5000 автомобилей. Полиция практически помогала погромщикам. Пострадавшие в этих столкновениях были собраны в специальных лагерях - конечно, отдельно для индусов и для мусульман. В прессе отмечалось, что индусские лагери посещали видные политики, и условия в них были довольно сносные. Мусульманские же лагери не посещал никто из видных деятелей, и условия там были ужасные. Гуманитарная помощь пострадавшим, выделенная властями, шла в индусские лагеря, а не в мусульманские, хотя 70% пострадавших были именно мусульмане. В сентябре 2002 г. мусульмане совершили нападение на храм в Гандинагаре, главном городе штата Гуджарат. Индусские организации призвали к общенациональной забастовке. В штат снова были введены войска. В Гуджарате и в Бомбее повсюду развешаны лозунги: "Не покупай у мусульманина!", "Не бери на работу мусульманина!" Неоиндуизм в настоящее время, как уже говорилось, стремится стать "мировой религией". В этом нет ничего реакционного, это как бы нормальный процесс религиозного развития. Однако он становится при этом идеологией, орудием политической борьбы, и может сыграть разрушительную роль в многоконфессиональной стране.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |