КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индусско-мусульманские отношения в колониальный период
Определенное единение индийских индусов и мусульман в колониальный период первоначально сохранялось и даже получило новые импульсы. Мусульмане, лишившиеся прежнего привилегированного положения в результате английских колониальных захватов, перестав быть господствующим социальным слоем, естественно, были наиболее враждебно настроены в отношении колониального режима. Вполне солидарны с ними в этом были индусские народные массы, которые страдали от вводившихся колонизаторами аграрных и прочих реформ. Наиболее ярким свидетельством этого стихийного единения стало Сипайское восстание (1857-1859 гг.), когда не только простые люди разных конфессий выступили единодушно, но и восставшие князья — мусульмане и индусы — забыли свои прежние распри и установили между собой союзнические отношения. Но возникшая уже к тому времени местная более или менее европеизированная элита, индусская по религии, отнеслась к восстанию отрицательно. Она занимала в то время лоялистскую, Верноподданическую позицию. Бизнесмены уже давно получали выгоды от сотрудничества с английским капиталом, интеллектуалы уже начали встраиваться в колониальный управленческий аппарат. Восстание выявило, что вооруженное противостояние колониальному режиму бесперспективно, и надо встраиваться в новую экономическую, культурную и политическую реальность. И тут оказалось, что мусульмане как община неспособны занять достойную им нишу, поскольку отстали в обогащении, не имеют в своей среде европейски образованных людей и вообще живут идеалами прошлого. В 1870-х гг., например, мусульмане составляли 22,4% населения, но среди студентов их было 4%, а среди служащих-индийцев — 12%. Мусульманское "возрождение" началось во второй половине XIX в. Основатель мусульманского культурного движения сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898) видел пути возрождения своей общины в реформировании ислама, в принципе свободы толкования Писания, в отбрасывании отживших норм, следовании доводам разума и "духу времени". Он выступал сначала за сближениемусульман и индусов и лишь после возникновения Индийского национального конгресса (1885 г.), убедившись, что Конгресс глух к интересам мусульман, пришел к выводу о необходимости отдельного мусульманского культурно-политического движения и выступил с призывом к мусульманам поддерживать британскую власть. В мусульманском движении кроме последователей Сайида Ахмад-хана имелись и другие направления: радикальные, антианглийские, террористические. Среди них надо упомянуть так наз. "индийских ваххабитов" и группу, тяготевшую к учебному заведению "Дар-уль-улум" в Деобанде. Процесс выработки нового самосознания среди индусов начался гораздо раньше, еще в начале XIX в. В деятельности Рам-мохан Рая (1772-1833), Даянанды Сарасвати (1824-1883), Свами Вивекананды (1862-1902) и многих других проповедников сочетались просветительские и религиозно-реформаторские черты. Каждый из них предлагал свои формы сочетания европейских знаний и индийской духовности и различные интерпретации "истинного индуизма". Выделим лишь то, что оказалось общим для процесса, который назван "религиозной реформацией индуизма". Все они сходились на том, что вопреки сонму божеств, которым поклоняются индусы, на самом деле Бог един, и индуизм, по существу, — монотеистическая религия. Все они отрицали значение храмового культа и необходимость посредника между верующим и Богом в виде жреца (брахмана). Главным в религии они считали внутреннюю духовность, самоусовершенствование, соблюдение моральных норм. Некоторые обряды и обычаи, укоренившиеся в среде индусов, такие как обряд сати (самосожжение вдов), убийство новорожденных девочек, запрет вдовам выходить замуж вторично — не имеют религиозного обоснования и потому должны быть запрещены. Крайне важно то, что они выступали против кастовой системы, пытаясь сплотить всех индусов в рамках единообразно понятых догм. Эти основные идеи (которые для каждого из упомянутых и неупомянутых мыслителей можно было бы конкретизировать) показывают, во-первых, стремление религиозных реформаторов "облагородить" индуизм, очистив его от черт, одиозных с точки зрения человека XIX в., и "ввести" его в число мировых религий. А во-вторых, в этих положениях явно чувствуется, что "точкой отсчета" для построения "хорошего индуизма" служит христианство, в том числе протестантизм (обращение к Писанию, отрицание обрядовости, требование "дешевой церкви" и т.д.). Другими словами, явно видны западные истоки того интеллектуального процесса, который начался в индуизме. Благодаря их деятельности возник "неоиндуизм", или реформированный индуизм, вполне способный быть духовной основой человека современного склада ума — бизнесмена, инженера, рабочего. Причем этот индуизм не откололся от традиционного, средневекового по всем параметрам, подобно тому, как в Западной Европе протестантизм откололся от католицизма, а остался "в лоне" индусского религиозного конгломерата и явно влияет в той или иной мере на всех индусов (впрочем, влияние это обоюдное). Реформация индуизма сыграла двойственную роль. С одной стороны, она способствовала становлению национального самосознания, идеологически питала освободительное движение, обеспечив ему религиозное обоснование (в деятельности М.К.Ганди, например) или даже придав ему религиозную форму (в деятельности бенгальских и махараштранских террористов начала XX века). С другой стороны, она противопоставляла конфессии друг другу, приводила, нередко вопреки намерениям проповедников, к подмене задач борьбы с колониализмом задачами отстаивания интересов одних общин в ущерб интересам других. Казалось, появление в 1885 г. ежегодного общеиндийского форума, который получил название Индийский национальный конгресса (ИНК) сможет преодолеть этот негативный процесс. Конгресс задумывался как светская организация, представляющая общественное мнение Индии в целом, открытая для всех вне зависимости от религиозной и даже национальной принадлежности. Англичанин Аллан Октавиан Юм (1829-1912) был генеральным секретарем Конгресса на протяжении первых 22 лет (его существования, до 1908 г. Председателями Конгресса избирались англичане (Джордж Юл, сэр Уильям Веддерберн и др.), парсы (Дадабхаи Наороджи, 1825-1917, Ферошах Мехта, 1845-1915), мусульмане (Бадруддин Тьябджи, 1844-1906, Рахиматулла М.Сайяни, 1847-1902). Но ритуальные избрания на председательский пост лиц разной религиозной и национальной принадлежности не меняли того факта, что действительно руководили Конгрессом бенгальские и махараштранские брахманы. Это отталкивало от Конгресса не только мусульман, но и представителей низших каст, а также лидеров дравидийских народов Юга Индии. В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации. Тенденции, пунктиром намеченные в деятельности религиозных реформаторов и просветителей, — а именно особый пиетет к индусскому наследию в культуре, преувеличенные представления о его роли в мировой культуре и т.п., — стали стержнем взглядов группы интеллектуалов, которые начали консолидироваться вокруг таких организаций, как "Хинду махаман-дал" (1900-1906), "Хинду сабха"(1909-1914), "Шри Бхарат дхарма мандал" (с 1906 г.), "Сарвадешан хинду сабха", или "Хинду махасабха" (с 1915 г.), "Раштрия сваямсевак сангх (с 1925 г.). Внутри этого направления наметились две ветви: революционная и политически умеренная (даже, можно сказать, проанг-лийская). События развивались так, что второе направление вытесняло первое. В начале XX в. в среде экзальтированной религиозно мыслящей молодежи возникли первые террористические организации "Анушилон шомити" и "Абхинав Бхарат". Именно из этой среды вышли Ауробиндо Гхош (1872-1950), Винаяк Дамодар Савар-кар (1883-1966), ЛалаХар Даял (1884-1939), Таракхнатх Дас, Бху-пендранатх Датта (брат Вивекананды) и другие. Большинство их было арестовано в 1908-1910 гг., другие вынуждены были уехать из страны. Индусские революционеры начинали как поборники единства всех индийцев. В первых книгах Бхаи Пармананда (1876-1947) и В.Д.Саваркара, вышедших, соответственно, в 1907 И 1909 гг., "индус" понимается как любой житель Индии и подчеркивается необходимость совместных усилий для победы над мощным врагом — Британским раджем. В 1920-е гг. они оба, как и многие другие, перешли на антимусульманские позиции; англичане стали казаться им "меньшим злом". Ислам также служил идеологической основой революционных, террористических организаций. Они были разгромлены одновременно с индусскими, а их участники проделали эволюцию, похожую на эволюцию индусских радикалов. Одни присоединились к Национальному конгрессу, составив в нем группу "мусульман-националистов". Другие стали видеть своих основных врагов в индусах. Роль англичан в процессе постепенного обострения отношений между индусскими и мусульманскими массами не следует переоценивать. Но их негативное влияние на этот процесс нельзя отрицать. Дело даже не в сознательном коварстве колонизаторов, а в их объективном интересе расширить свою социальную базу в Индии. Ситуация складывалась так, что британские власти и мусульманские образованные круги оказывались союзниками в условиях поднимающего голову национализма, получавшего индуистскую окраску. Некоторые действия властей (покровительство возникавшим мусульманским учебным заведениям, специальные усилия по привлечению мусульман в аппарат и пр.) действительно вызывали недовольство образованных индусов. Показателями промусульманской политики англичан в конце XIX - начале XX в. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "индусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги (1906 г.) — партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, в частности, чтобы "защищать и развивать политические права мусульман". Возмущение, охватившее индийскую (индусскую) общественность по поводу раздела Бенгалии, нанесло индусско-мусульман-ским отношениям, наверное, наиболее глубокий ущерб. Дело в том, что в Восточной Бенгалии, где большинство населения, в том числе подавляющее большинство крестьян-арендаторов, состояло из мусульман, помещиками (заминдарами) были почти исключительно индусы. Выходцы из заминдарских семей составляли основные кадры Индийского национального конгресса. В этих условиях борьба против раздела приобретала, вольно или невольно, оттенок борьбы за интересы индусских землевладельцев против мусульманских масс. Мусульмане осознали, что для ИНК интересы заминдаров ближе, чем интересы мусульман. Если англичане хотели внести раскол в среду борцов за самоуправление (вопрос о независимости тогда еще не стоял, лозунг свараджа понимался как самоуправление в составе Британской империи), то они преуспели именно благодаря развернувшейся в Индии борьбе против этого раздела. Причем индусская интеллигенция, считавшая себя общеиндийской, этого даже не заметила. Индийские мыслители начала XX в. совсем не были настроены против мусульман. Они просто не придавали им зйачения. Основной причиной усиления и индусского, и мусульманского коммунализма являлся общий процесс развития идентичности, охвативший не только конфессиональные общности, но и этнические общности, а также касты. Начинается "Бенгальское возрождение", национально-культурное противостояние южноиндийских (дравидийских) народов североиндийским ("арийским"), "антибрахманское движение", движение "неприкасаемых". В этом контексте стремление религиозных общин к сплочению выглядит вполне логичным. Подобная ситуация требовала от руководителей национально-освободительного движения особых усилий для сохранения единства этого движения, повышенного внимания к интересам религиозных общин. Однако лидеры не осознавали опасности. Индийский национальный конгресс, провозглашая, что он — организация сугубо светская и открыт для представителей всех общин, не чуждался индусских религиозных символов, не очень решительно противопоставлял себя "Хинду Махасабхе". Многие деятели последней состояли также в Конгрессе и занимали в нем нередко руководящие посты. Особенно негативную роль в разрушении единства национального движения сыграли Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) и его сторонники, которые составили в Конгрессе фракцию так называемых "экстремистов". Руководствуясь как будто бы благой идеей придать движению за самоуправление массовый характер, Тилак стал устраивать массовые мероприятия в честь бога Ганеши, а также в честь Шиваджи, боровшегося в XVII в. за независимость народа маратхов против Могольской империи. И те и другие празднества вызывали рост религиозных шовинистических чувств у индусов и резко негативную реакцию мусульман. Кульминацией "патриотических" акций Тилака стала грандиозная индусско-мусульманская резня в Бомбее в 1893 г. Если англичане и проводили политику "разделяй и властвуй" в конце XIX — начале XX в., то все плоды этой политики были уничтожены после 1911 г., когда колонизаторы восстановили Бенгалию в национальных (языковых) границах. Это можно было рассматривать как победу Индийского Национального конгресса и национально-освободительного движения в целом, и Конгресс именно так это и расценил. Но мусульмане восприняли подобное решение как коварную измену их делу со стороны колонизаторов. Еще более негативное впечатление на мусульман производила политика Великобритании на Востоке в целом, недружественная в отношении мусульманских стран. Апогеем этого развития событий стала первая мировая война, когда Англия воевала с Османской империей, т.е. с султаном, который был халифом всех правоверных. Мусульмане снова стали на время самыми непримиримыми врагами Британского раджа. Две организации — Мусульманская лига и Национальный конгресс — с 1916 по 1924 г. действовали в полном единстве. Они ежегодно собирались в одном городе в одни сроки, принимали аналогичные резолюции, чуть ли не вставал вопрос об их слиянии. Этому процессу способствовал приход к руководству Лиги новых людей в 1914-1915 гг. Среди них был Мухаммад Али Джинна (1876-1948), видный конгрессист, "воплощение единства" индусов и мусульман, "посол индусско-мусульманского единства", как его называли. После первой мировой войны в Индии развернулось массовое движение против колониального режима под руководством М.К.Ганди, в которое составной частью вошло мусульманское Движение халифатистов — тех, кто протестовал против свержения турецкого султана и лишения его титула халифа. Казалось, что единство индусов и мусульман в борьбе индийских народов против колонизаторов обеспечено. Однако идеология и тактика М.К.Ганди была проникнута индуистскими идеями, а халифатистское движение, поскольку оно призывала к сплочению на религиозной основе, вылилось в столкновения с индусами и кровопролитную резню. События привели к активизации радикальных коммуналистских организаций — и индусских, и мусульманских... Джинна стал дистанцироваться от Конгресса сразу же после того, как последний принял гандизм как идеологию и тактику. Джинна увидел в гандизме, во-первых, смешение политики и религии (сам он не был религиозно мыслящим человеком), во-вторых, индуизацию движения, что могло привести к оттеснению мусульман на вторые роли. В третьих, Джинна был против привлечения к движению масс. Он был либерал, конституционалист и в то время считал, что обращаться к народу за поддержкой не следует. Примерно с середины 1920-х гг. активизируется деятельность коммуналистских индусских и мусульманских обществ и организаций. В 1925 г. появилась организация, которой предстояло сыграть роль ядра всего движения индусского коммунализма. Выходец из ортодоксальной семьи маратхских брахманов Кешав Балирам Хедгевар (1889-1940) создал «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС — «Союз добровольных служителей нации»). Он построен на принципах жесткой дисциплины, безусловного и беспрекословного подчинения вождю и непосредственным начальникам Задачей Союза является воспитание граждан, прежде всего молодежи, в духе величия индусской культуры и независти ко все» ее противникам. Первоначально РСС оставался немногочисленной маргинальной организацией, но после достижения независимости его ряды стали быстро расти, и Союз стал претендовать на роль духовного руководителя всех индусов. Тогда же, в середине 1920-х гг., «Хинду махасабха» выдвигает лозунг сангатхан ("сплочение"), означавший более тесное сотрудничество индусов всех каст, включая неприкасаемых, и объявляет кампанию шуддхи ("очищение") — обращение мусульман ИО индийских христиан в индуизм. По мысли лидеров «Хинду маха-сабхи», большинство индийских мусульман и христиан — это бывшие индусы, и следует "вернуть" их в лоно родной религии. Мусульманские организации со своей стороны начинают вести активную прозелитическую деятельность под лозунгом танзим-ва-таблих. Появляется идея о "двух нациях" в Индии — индусской и мусульманской. Трудно сказать, кому следует отдать сомнительные лавры первооткрывателя этой идеи — индусским или мусульманским мыслителям. В последующие годы наиболее ярким пропагандистом теории "двух наций" стал М.А.Джинна. Она служила ему обоснованием борьбы за расчленение Индии и создание государства мусульман — Пакистана. Индусские политики вскоре поняли, что теория "двух наций" работает против них и стали утверждать обратное: в Индии есть лишь одна нация — индусская, а неиндусы — это пришельцы, захватчики, нежелательные гости. Б.Пармананд, будучи руководителем «Хинду махасабхи» в 1933-1937 гг., выдвинул лозунг, ставший ключевым для его последователей: "Одна нация, одна религия, один язык и одна культура". С точки зрения социального реформаторства индусские деятели были радикальнее конгрессистов. Понимая, что "индусская Индия" возможна только в случае консолидации всех индусов, они отрицали кастовую систему и наиболее последовательно боролись против нее. Если Национальный конгресс по настоянию Ганди ввел в свой устав в 1921 г. лишь требование при вступлении в него давать клятву бороться с неприкасаемостью, то в уставе «Хинду махасабхи» было записано требование прямо-таки революционное в индийских условиях: вступавший в эту организацию торжественно отказывался от своей касты. Другое дело, что до последнего времени повести за собой массы низкокастовых индусов коммуналистским организациям плохо удавалось: их руководство неизменно прочно удерживалось брахманами и поэтому вызывало подозрения со стороны представителей низших каст. Прогрессивные стороны паниндусской пропаганды и деятельности перекрывались, поглощались их негативными аспектами. Когда в 1937 г. В.Д.Саваркару была разрешена политическая деятельность, он возглавил «Хинду махасабху» и выступил с серией книг и статей, в которых обосновывал идеологию хиндутвы ("ин-дусскости") — интегрального единства политики, культуры и религии всего субконтинента. Единственная истинная религия — индуизм, который содержит всю мудрость человечества. "Индусская мысль... исчерпала все возможности человеческого мышления". Нужно бороться за Акханд Бхарат («Неделимую Индию») и установление в ней Хинду раштра («Индусское правление»). Подобная позиция не только раскалывала национально-освободительное движение и, как следствие, возможно, отодвинула завоевание независимости, но — и это еще более трагично — привела впоследствии к разделу страны и миллионным жертвам. Это один из ярких примеров того, что выдвижение лозунг га "единая и неделимая" приводит к прямо противоположному результату. После принятия Акта об управлении Индией 1935 г. и выборов в провинциальные собрания в 1937 г. ИНК получил большинство почти во всех провинциях и образовал в них свои правительства. Два с небольшим года, в течение которых Конгресс обладал властью на уровне провинций, показали, что он не собирается считаться с чувствами и правами мусульман. В некоторых Законодательных собраниях перед началом заседаний стали исполнять песню "Банде матарам", которая воспринималась как; индуистский гимн. Были приняты законы, разрешавшие проведение индуистских праздников с песнями и танцами вблизи мечетей; убой коров был приравнен к уголовному преступлению; языком администрации стал хинди, употребление же урду (языка североиндийских мусульман) всячески ограничивалось; в школах курс хинди стал обязательным, а изучение урду и арабской и персидской литературы было отменено; участились случаи дискриминации мусульман при приеме на работу. Начались индус-ско-мусульманские столкновения. Все это побудило Мусульманскую лигу в 1938 г. назначить Комитет по расследованию притеснений мусульман в провинциях, контролируемых конгресси-стами. Таким образом, двухлетний период "провинциальной автономии" ярко высветил как возможности Конгресса управлять страной, так и его неспособность установить гармонические отношения между общинами, что в конце концов вызвало радикализацию сепаратистского движения индийских мусульман. Б.Р.Амбедкар был, видимо, прав, когда заявлял: "Два года и семь месяцев правления Индийского национального конгресса совершенно разочаровали мусульман и превратили их в злейших врагов Конгресса". Интересно, что это обострение отношений не имело религиозного характера. Оба признанных в то время лидера противостоящих индийских конфессий — Саваркар и Джинна — были совершенно равнодушны к соответствующим религиям, а Саваркар вообще был известен как вольнодумец и атеист. Мусульманская лига под руководством Джинны также оставалась организацией светской. Светским государством должен был стать Пакистан, если бы это зависело от Джинны. Он своей последовательно светской позицией вызывал примерно такую же ненависть у религиозных экстремистов, как Ганди — у индусских ком-муналистов. 26 июля 1943 г. на Джинну было совершено покушение — он был ранен фанатиком, членом мусульманской партии «Хаксар техрик». Оба лидера полагали, что сплачивают своих сторонников лишь для борьбы за политические права и сохранение культуры. А на практике они вопреки своим желаниям способствовали разжиганию религиозного фанатизма. История борьбы за Пакистан и история самого Пакистана — особенно яркая иллюстрация того, что попытка сочетать мобилизацию масс на основе конфессионального единства с либеральными, демократическими лозунгами и целями приводит к оттеснению демократии как цели на второй план и к победе клерикальной составляющей этого неестественного единства. Антизападничество, как бы оно ни было обосновано западными же идеями (вроде "истинной демократии"), приводит к откату от демократии, к той или иной форме диктатуры (духовенства или генералов). Пакистан стал-таки "исламским" государством и прошел через серию переворотов и военных диктатур.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |