Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сопоставление мусульманских и индусских представлений и ценностей




Исламские представления и ценности Индусские представления и ценности  
Ислам по характеру религия ми­ровая,т.е. он обращен ко всем людям, вне зависимости от их на­циональности, расы, происхожде­ния. Индуистские культы не предпо­лагают вовлечения в них инопле­менников.  
Ислам — наиболее монотеистичес­каярелигия, она исходит из су-шествования только одного Бога. Хотя одно из направлений инду­изма развивает идею о едином Аб­солюте, но для большинства ин­дусов множественность богов — непременная составная часть взгляда на мир.  
Ислам провозглашает равенство всех верующих перед Богом. В нем очень сильна идея эгалита­ризма.Все мусульмане, по край­ней мере по учению, составляют единую общину (умму). Индусы постоянно разобщены, не видят смысла в каком-то сплоче­нии, идея равенства людей перед Богом не получила в Индии при­знания, так же как и представле­ние о социальном равенстве.  
В средние века ислам был рели­гией воинственной.Ее адепты счи­тали своим религиозным долгот^ распространение ислама, обраще­ние в "истинную веру" всех, с кем они общаются. Эта стремление к прозелитизмуслужило психологи­ческой основой арабских и пос­ледующих мусульманских завое­ваний. С этой идеей они пришли и в Индию. Индусы тоже предпочитают жить на своей "священной" земле, но с точки зрения религиозной им совершенно не важно, кто в этой стране правит.
Ислам — религия основателя. Му­сульмане имеют своего Пророка, священную книгу Коран (собра­ние изречений Мухаммада) и Сунну (рассказы о жизни Мухам­мада), твердые и единообразные заповеди,точно установленные обряды. Индуизм не имеет основателя; его священные книги (Веды, Упани-шады, дхармашастры и др.) не служат Писанием, которое обязан изучать верующий; моральные нормы, формы почитания боже­ства, обряды варьируют для каж­дой касты и для каждого "пути" постижения бога.
Мусульманам запрещено изобра­жать людей, животных, богов. В индусских храмах именно изоб­ражение (статуя) бога служит ос­новным объектом поклонения.
Мусульмане соблюдают пищевые запреты(запрет потребления сви­нины и вина), которые до этого были неизвестны в Индии. Индусам запрещено есть говяди­ну, кроме того, существуют мно­гочисленные пищевые запреты в зависимости от касты.
Мусульмане практиковали затвор­ничество женщини обычай паран­джи, т.е. закрывания женского лица. Это было чуждо традиционным индуистским взглядам.
       

 

В средние века ислам был рели­гией воинственной.Ее адепты счи­тали своим религиозным долгот^ распространение ислама, обраще­ние в "истинную веру" всех, с кем они общаются. Эта стремление к прозелитизмуслужило психологи­ческой основой арабских и пос­ледующих мусульманских завое­ваний. С этой идеей они пришли и в Индию. Индусы тоже предпочитают жить на своей "священной" земле, но с точки зрения религиозной им совершенно не важно, кто в этой стране правит.
Ислам — религия основателя. Му­сульмане имеют своего Пророка, священную книгу Коран (собра­ние изречений Мухаммада) и Сунну (рассказы о жизни Мухам­мада), твердые и единообразные заповеди,точно установленные обряды. Индуизм не имеет основателя; его священные книги (Веды, Упани-шады, дхармашастры и др.) не служат Писанием, которое обязан изучать верующий; моральные нормы, формы почитания боже­ства, обряды варьируют для каж­дой касты и для каждого "пути" постижения бога.
Мусульманам запрещено изобра­жать людей, животных, богов. В индусских храмах именно изоб­ражение (статуя) бога служит ос­новным объектом поклонения.
Мусульмане соблюдают пищевые запреты(запрет потребления сви­нины и вина), которые до этого были неизвестны в Индии. Индусам запрещено есть говяди­ну, кроме того, существуют мно­гочисленные пищевые запреты в зависимости от касты.
Мусульмане практиковали затвор­ничество женщини обычай паран­джи, т.е. закрывания женского лица. Это было чуждо традиционным индуистским взглядам.

 

Определенное взаимовлияние двух религий в течение сред­них веков происходило. Прежде всего, следует отметить роль ислама в развитии религиозных воззрений индусов. Получила некоторый импульс содержавшаяся в индуизме идея единого Бога. Под влиянием суфизма произошло также значительное оживле­ние мистических направлений в индуизме (их иногда объединя­ют единым термином бхакти), которые в позднее средневековье стали заметным культурным явлением, а одно из них {сикхизм) позже развилось в самостоятельную религию. Высокие касты, прежде всего раджпуты, стали практиковать затворничество сво­их женщин. Вино также стало нежелательным напитком для выс­ших каст (правда, на сей раз за исключением раджпутов). Сви­нина для большинства индусов стала "нечистым" мясом.

Ислам, существуя в течение веков в индуистской стране, так­же претерпел ряд изменений. Индийские мусульмане восприняли индусские религиозные праздники {холи, дивали), хотя, конечно, не придавали им религиозного значения, некоторые элементы сва­дебного обряда. В среду мусульман проникли кастовые представ­ления. Во-первых, они подразделились на "благородных" {ашраф, или шариф-зат) и "низких" {аджлаф). Благородными считались сайиды (потомки Пророка), моголы (начиная с периода Могольс-кой империи), патаны (т.е. те, кто вел свое происхождение от афганцев-пуштунов), шейхи. В категорию аджлаф вошли многие ремесленники, перешедшие в ислам, но сохранившие кастовое сознание и прежние названия: джулаха (ткачи), тели (маслоде­лы), калал (виноделы), джоги (водоносы) и др. Конечно, мусуль­манские касты не отличаются строгой замкнутостью, как индус­ские. В их среде наблюдалась некоторая мобильность. Но статус-ность и иерархичность социальных групп стали неотъемлемой чер­той индийских мусульман. Можно сказать, что возник "индийс­кий ислам", отличавшийся от канонического образца.

В отличие от многих других стран, завоеванных мусульманами, индусскую Индию они не смогли "переварить", но все же число мусульман в стране росло. Три основные категории населения при­нимали новую религию. Во-первых, горожане, особенно ремеслен­ники, вынужденные приспособиться к тому, что их основным за­казчиком стала военная мусульманская знать. В городском населе­нии оказалась со временем почти треть мусульман. Во-вторых, часть высших слоев индусского общества, стремившаяся сохранить в новых условиях прежние привилегии. Появились группы мусуль­ман из брахманов, раджпутские мусульманские кланы, мусульма-не-джаты и т.п. В третьих, искали в исламе избавления от касто­вого гнета низшие, особенно "неприкасаемые" касты.

Большинство населения стало мусульманским в двух регио­нах - в Северо-Западной Индии и в Бенгалии. Исламизация Северо-Запада (Пенджаб, Синд) вполне логична. Именно в этот регион постоянно накатывались все новые волны мусульман из-за пределов страны. Исламизация Бенгалии представляет опре­деленную загадку. Оставим эту загадку для решения будущим исследователям. Сейчас нам важно лишь констатировать, что на Индийском субконтиненте образовались две территории с пре­обладающим мусульманским населением.

Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой. На первых порах практико­вались и насильственные обращения, и массовые казни тех, кто не хотел переходить в "истинную веру". Индусские храмы без­жалостно сносились и на их месте возводились мечети. Но уже в 20-х гг. XIII в. новые хозяева страны стали задумываться о том, что сплошной террор может быть опасен для них самих. Предста­вители индусской военной и интеллектуальной элиты стали при­влекаться на военную и гражданскую службу. В период Могольской империи (с 1526 г.) множество индусских князей со своими воинскими контингентами служило Моголам, получало высокие чины. Они реально являлись одной из важных опор государства.

В целом можно сказать, что процесс установления опреде­ленного равновесия между индусами и мусульманами в XIII-XVIII вв. шел довольно неуклонно, хотя и очень сложно. Склады­валась единая индо-мусульманская культура. Многие утвержда­ют, что в средние века происходил индусско-мусульманский син­тез, и в этом утверждении много правды. Но все же этот синтез не завершился, и последующие события развели две общины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.