Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование универсальных учебных действий на ступенях школьного обучения




Инвариантной основой образова­тельного и воспитательного процесса в современной системе образования являются универсальные учебные действия (УУД). Выделенные в ФГОС УУД развиваются в течение всего периода обучения в школе. Уже у 6-летних детей представлены практически все компоненты УУД, которые и составляют содержание психологической готовности к обучению в школе.

На каждой ступени школьного обучения выделяются отдельные группы УУД, развитие которых в наибольшей степени соответствует возрастным задачам развития. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, в рамках которой преимущественно развивается познавательная сфера. В связи с этим на ступени начального общего образования стоит задача научить ученика учиться, поэтому особое внимание уделяется развитию регулятивных и познавательных УУД [1].

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстником, в рамках которого формируется мотивационно-потребностная сфера личности, чувство взрослости, личностная идентичность. На ступени основного общего образования таким образом задача преобразуется в учение в процессе общения, что делает ведущими личностные и коммуникативные УУД. Регулятивные и познавательные УУД продолжают свое развитие на более сложном, абстрактном материале, завершается процесс формирования всех УУД, формируется индивидуальный стиль познавательной деятельности [2].

Особенности общения и отношения со сверстниками и взрослыми определяются возрастом, поэтому коммуникативные УУД будут иметь свою специфику на каждом этапе обучения. Анализ системы УУД позволил представить процесс формирования учебных действий в виде следующей таблицы:

 

  Уровень Начальное общее образование Основное общее образование
возраст 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16
класс                  
Личностные самоопределение развитие основ гражданской идентичности; формирование адекватной самооценки гражданская, личностная идентичность; Я-концепция личностное, социальное, профессиональное самоопределение
смысло-образование адекватная школьная мотивация; мотивация достижения устойчивый познаватель-ный интерес смыслообразование
нравственно-этическая ориентация избегание неодобрения, неприязни ближних, стремится быть "хорошим" избегать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняет свой долг, подчиняется правилам поступает согласно собственным принципам, уважает принципы других людей, старается избежать самоосуждения
Познавательные общеучебные выполнение учебного действия по образцу осуществление способа действия применение способа выполнение исследовательского и проектного действия по образу осуществление способа действия в исследовательской и проектной деятельности
логические выполнение действия на учебном материале понимание смысла действия на учебном материале межпредметный перенос  
знаково-символические использование знаково-символических средств для решения задач создание, применение, преобразование знаково-символических средств
Регулятивные целеполагание       целеполагание построение жизненных планов
планирование планирование саморегуляция
прогнозирование       прогнозирование
контроль   контроль
оценивание оценивание самооценивание
рефлексия     рефлексия действий рефлексия деятельности рефлексия личности  
Коммуникативные   умение строить речевое высказывание отображение в форме речевых высказываний своих мыслей осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей
  умение формулировать точку зрения умение аргументировать свою точку зрения способность действовать с учетом позиции другого
  умение работать в группе организация учебного сотрудничества разрешение конфликтов
                           

 

Рассмотрим содержание УУД более подробно, что позволит использовать их для постановки целей урока.

6-7 лет (кризис 7 лет) – готовность к обучению в школе (кризис начала систематического обучения)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.