Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства передвижения




Оружие

Металлургия

Лингвистам не удалось реконструировать общий термин для металлургии. Это не удивительно, по­скольку представители ранней курганной (курган­ной I) культуры не были знакомы с этой технологи­ей. Медные предметы попадали к ним из Древней Европы через бартерный обмен с кукутенской куль­турой. Металлургия была получена ими значительно позже, во второй половине IVтыс., из Закавказья; затем она попала в Северное Причерноморье и отту­да, вместе со второй волной курганной культуры, в Восточную и Центральную Европу.

Из первоначальных индоевропейских названий разных видов оружия удалось реконструировать сле­дующие124:

*(H)nsi — режущее и рубящее оружие, «меч», пер-вонач&тьно — кремневый нож или кинжал (герман­ское xsaxsaz, «меч», часто заменяет «нож»), древне­индийское asi-, латинское ensis;

*кеги — «наконечник копья», «лезвие», или неко­торая разновидность метательного оружия (ведиче­ское.гаги - может означать «дротик», «стрела» или «ко­пье»; германский эквивалент - *xeruz);

*Eengh-es-u — «копье», колющее оружие; и *ghai-so-s — «метательное копье» (источникдревнеирланд-ского gae, протогерманского *zaizas, древнеиндий­ского hesas, «метательный снаряд»);

*taqso-m - «лук»; греческое tokson, персидское taxs, латинское taxus;

*isu- - стрела (наконечник стрелы);

*gwiH - «тетива лука» (древнеиндийское/ра, аве-стийское/уо, литовское дао, «нить», «сухожилие»);

*Аек-оп — «камень для пращи»;

*Аек-топ- - каменный топор.

Эти слова говорят о раннем использовании ору­жия, что подтверждается археологическими данны­ми (см. рис. 10-2, 10-4, 10-7, 10-35, 10-41, 10-42, 10-43, 10-45, 10-46).

Мобильность являлась одной из основных харак­теристик протоиндоевропейцев: благодаря верховой


Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводо в из южнорусски х степей и преображени е Ев ропы



 


стему наследования и постбрачного обитания. К при­меру, общие термины для старшего поколения пред­полагают доминирующее положение мужских роди­чей: отец - *pffte:r, мать - *matfte:r; отец или браа ма-

езде курганная культура была очень подвижна. Рекон­струированное протоиндоевропейское обозначение повозки имеет корневую форму *wegh (немецкое Wagen, литовское vezimas, польское wdz). Поддаются реконст-

руированию и отдельные ее части: колесо — *rotha (ли- тери — *awyos; брат отца - *pHtrwos. Оббащаае тн аебя

товское ra ms, немецкое Rad, древнеиндийское rathah, «колесница», латинское rota); ось — *ak 'sis, lynch *pin (tulis в литовском, греческом и германском языках); и ярмо -yugom (чтоточно подтверждено). Производные от корня wegh- связаны с подниманием, переносом, поднятием при помощи рычага и ездой на санях. Это может означать что первоначально «повозка» исполь­зовалась для подъема тяжестей, в частности, при по­мощи рычага, или что она имела форму саней. Но даже если в первоначальном виде она и не была, четырехко­лесной, четырехколесные повозки были известны про-тоиндоевропейцам начиная с курганной I культупы На данный момент древнейшими свидетельствами суще-ствования колеса являются миниатюрные пиняные модели колес из древнеевропейских поселений (фазы кvkvtcни А и карано ro VI) датируютпиеся серединой Утыс дон э и более поздним периодом Обнажить какие-либо час™ шетояших повозок того времени

ГТОКЯ T-TLfKOTVTV 1-ТР "УТТЯИЯТТОСТ» И воnnOC" о ТОм КТО ~Ж.£" 1Лзо -

Структура общества

Как показывают сравнительные исследования индоевропейских языков, исторические документы и данные археологии, протоиндоевропейская куль­тура была связана с патрилинейной структурой об­щества и патриарх&тьной системой власти, во главе которой стоял вождь-воин. Возраст был определяю­щим фактором его признания, тем более что он, по-видимому, играл активную роль лишь в тяжелые вре­мена, когда требовалась повышенная сплоченность сообщества. Браки носили экзогамный характер и заключались между малыми подвижными патрило-кальными семьями, которые были частью более об­ширного клана или племени. Не похоже, чтобы в этот период у протоиндоевропейцев уже обособился от­дельный класс жрецов. Женщины имели более низ­кий статус который могло повысить лишь родство с занимающими высокое положение мужчинами. О -том какова была законная власть мужа над женой гтжорят эпические тексты и правовые установления Под влиянием индоевропейской культуры неолити­ческие женщины утратили свой престиж и в этом новом обществе занятом торговлей и набегами пре-вратились в еще,один вид частной собственности

Прекрасным доказательством патрилинейного, патрилокального и патридержавного характера про­тоиндоевропейского общества являются обозначения родства125. Филологи и лингвисты пришли к общему мнению, что индоевропейские обозначения родства и брачных связей подразумевают патрилинейную си-


внимание отсутствие общего наименования для теток
с отцовской и с материнской стороны. В число тер­
минов, относящихся к поколению ровесников, вхо­
дят следующие: брат - *bhraHte:r, обозначающий ши­
рокий круг ровесников мужского пола (традиционно
образовывавших патрилинейные группы, которые
имели важные ритуальные и политические функции);
сестра — * sw€so:r, что означает «наша», т. е. «женщина
из нашего рода»; сын — * SW-Htiws (* swff — «рождать»,
что говорит о тесной связи между матерью и сыном);
дочь — *dhwgHte:r (по всей видимости слово имеет
отношение к дойке и означает «доить» или «доярка»).
Клэоме того существуют слова для обозначения муж­
ней родн и и * swekwros), его братьев

(*dnHvwp-r) и сестер (^eHlnwsV лля жены сына (* ши>5<э?1 и мужа дочери/сестры (* еепНг) В качестве отдельной категории выделяются вдовы' (*w vdh что означает «п^аТГнеполноценная»), но не вдовцы.

Аналогичных терминов для обозначения родни невесты не существует. По всей видимости, при за­мужестве индоевропейские женщины уходили в дом мужа, где жили рядом с его отцом и братьями. Это также может служить свидетельством экзогамного характера брака.

Протоиндоевропейский термин * pot обозначает мужчину, стоящего во главе семьи, pathpotestas, или вождя. О патриархальном устройстве общества гово­рят и парные термины *genH -os/*genH-r. первый опи­сывает патрилинейную группу, с которой человек породнился при браке, второй - наиболее уважаемо­го члена этой группы. На основании мифологии и правовых установлений можно заключить, что глава индоевропейской общины (*pot или *dompoti) был деспотичным и вероятно полигамным воином-пат-риархом,который имел полную власть над жизнью и смертью членов своей семьи или клана.

Очевидно, что статус женщины был низким. Тер­мин, означающий «выкуп за невесту», происходит от *wedh, «вести», что, возможно, имеет отношение к движимому имуществу. Есть мнение, что женщины были «помехой» для этих подвижных, воинственных племен.

Благодаря лингвистической палеонтологии у нас есть сведения о том, в какую непосредственно струк­туру была встроена семья. Принадлежащий малой семье дом - * domos (или *dreb западных протоиндо­европейцев) входил в небольшую патрилокальную расширенную семью - * weik. Кроме того, обитатели * weik могли идентифицировать себя как поттмков одной группы или рода, *gen, и выбирать себе брач­ных партнеров из более широкой этнической или племенной общности, *teuta.



Гимбутас М. Цивилизац ия Великой Богини


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.