КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства передвижения
Оружие Металлургия Лингвистам не удалось реконструировать общий термин для металлургии. Это не удивительно, поскольку представители ранней курганной (курганной I) культуры не были знакомы с этой технологией. Медные предметы попадали к ним из Древней Европы через бартерный обмен с кукутенской культурой. Металлургия была получена ими значительно позже, во второй половине IVтыс., из Закавказья; затем она попала в Северное Причерноморье и оттуда, вместе со второй волной курганной культуры, в Восточную и Центральную Европу. Из первоначальных индоевропейских названий разных видов оружия удалось реконструировать следующие124: *(H)nsi — режущее и рубящее оружие, «меч», пер-вонач&тьно — кремневый нож или кинжал (германское xsaxsaz, «меч», часто заменяет «нож»), древнеиндийское asi-, латинское ensis; *кеги — «наконечник копья», «лезвие», или некоторая разновидность метательного оружия (ведическое.гаги - может означать «дротик», «стрела» или «копье»; германский эквивалент - *xeruz); *Eengh-es-u — «копье», колющее оружие; и *ghai-so-s — «метательное копье» (источникдревнеирланд-ского gae, протогерманского *zaizas, древнеиндийского hesas, «метательный снаряд»); *taqso-m - «лук»; греческое tokson, персидское taxs, латинское taxus; *isu- - стрела (наконечник стрелы); *gwiH - «тетива лука» (древнеиндийское/ра, аве-стийское/уо, литовское дао, «нить», «сухожилие»); *Аек-оп — «камень для пращи»; *Аек-топ- - каменный топор. Эти слова говорят о раннем использовании оружия, что подтверждается археологическими данными (см. рис. 10-2, 10-4, 10-7, 10-35, 10-41, 10-42, 10-43, 10-45, 10-46). Мобильность являлась одной из основных характеристик протоиндоевропейцев: благодаря верховой Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводо в из южнорусски х степей и преображени е Ев ропы
товское ra ms, немецкое Rad, древнеиндийское rathah, «колесница», латинское rota); ось — *ak 'sis, lynch *pin (tulis в литовском, греческом и германском языках); и ярмо -yugom (чтоточно подтверждено). Производные от корня wegh- связаны с подниманием, переносом, поднятием при помощи рычага и ездой на санях. Это может означать что первоначально «повозка» использовалась для подъема тяжестей, в частности, при помощи рычага, или что она имела форму саней. Но даже если в первоначальном виде она и не была, четырехколесной, четырехколесные повозки были известны про-тоиндоевропейцам начиная с курганной I культупы На данный момент древнейшими свидетельствами суще-ствования колеса являются миниатюрные пиняные модели колес из древнеевропейских поселений (фазы кvkvtcни А и карано ro VI) датируютпиеся серединой Утыс дон э и более поздним периодом Обнажить какие-либо час™ шетояших повозок того времени ГТОКЯ T-TLfKOTVTV 1-ТР "УТТЯИЯТТОСТ» И воnnOC" о ТОм КТО ~Ж.£" 1Лзо - Структура общества Как показывают сравнительные исследования индоевропейских языков, исторические документы и данные археологии, протоиндоевропейская культура была связана с патрилинейной структурой общества и патриарх&тьной системой власти, во главе которой стоял вождь-воин. Возраст был определяющим фактором его признания, тем более что он, по-видимому, играл активную роль лишь в тяжелые времена, когда требовалась повышенная сплоченность сообщества. Браки носили экзогамный характер и заключались между малыми подвижными патрило-кальными семьями, которые были частью более обширного клана или племени. Не похоже, чтобы в этот период у протоиндоевропейцев уже обособился отдельный класс жрецов. Женщины имели более низкий статус который могло повысить лишь родство с занимающими высокое положение мужчинами. О -том какова была законная власть мужа над женой гтжорят эпические тексты и правовые установления Под влиянием индоевропейской культуры неолитические женщины утратили свой престиж и в этом новом обществе занятом торговлей и набегами пре-вратились в еще,один вид частной собственности Прекрасным доказательством патрилинейного, патрилокального и патридержавного характера протоиндоевропейского общества являются обозначения родства125. Филологи и лингвисты пришли к общему мнению, что индоевропейские обозначения родства и брачных связей подразумевают патрилинейную си- внимание отсутствие общего наименования для теток (*dnHvwp-r) и сестер (^eHlnwsV лля жены сына (* ши>5<э?1 и мужа дочери/сестры (* еепНг) В качестве отдельной категории выделяются вдовы' (*w vdh что означает «п^аТГнеполноценная»), но не вдовцы. Аналогичных терминов для обозначения родни невесты не существует. По всей видимости, при замужестве индоевропейские женщины уходили в дом мужа, где жили рядом с его отцом и братьями. Это также может служить свидетельством экзогамного характера брака. Протоиндоевропейский термин * pot обозначает мужчину, стоящего во главе семьи, pathpotestas, или вождя. О патриархальном устройстве общества говорят и парные термины *genH -os/*genH-r. первый описывает патрилинейную группу, с которой человек породнился при браке, второй - наиболее уважаемого члена этой группы. На основании мифологии и правовых установлений можно заключить, что глава индоевропейской общины (*pot или *dompoti) был деспотичным и вероятно полигамным воином-пат-риархом,который имел полную власть над жизнью и смертью членов своей семьи или клана. Очевидно, что статус женщины был низким. Термин, означающий «выкуп за невесту», происходит от *wedh, «вести», что, возможно, имеет отношение к движимому имуществу. Есть мнение, что женщины были «помехой» для этих подвижных, воинственных племен. Благодаря лингвистической палеонтологии у нас есть сведения о том, в какую непосредственно структуру была встроена семья. Принадлежащий малой семье дом - * domos (или *dreb западных протоиндоевропейцев) входил в небольшую патрилокальную расширенную семью - * weik. Кроме того, обитатели * weik могли идентифицировать себя как поттмков одной группы или рода, *gen, и выбирать себе брачных партнеров из более широкой этнической или племенной общности, *teuta. Гимбутас М. Цивилизац ия Великой Богини
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |