Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Даты жизни Джордано Бруно 1 страница




1548 — в поселке Сан-Джованни-ди-Ческо близ г. Нолы в семье Джованни Бруно и Фраулисы Саволина родился сын Филиппо, получивший при пострижении в монахи имя Джордано.

 

J559 — переезд в Неаполь, обучение в частной гуманистической школе.

 

1565, 15 июня — вступление в послушники монастыря Сан Доминико Маджори в Неаполе.

 

1566, 16 июня — был пострижен в монахи под именем Джордано.

В том же году был привлечен к суду монастыря по обвинениям в неуважении к образам святых и в кощунстве над богоматерью. По молодости лет прощен до заключительного обвинения.

 

1566-1575 — учился в монастырской школе.

 

1571, октябрь — был приглашен папой Пием V в Рим для демонстрации возможностей памяти.

 

1572 — рукоположен в сан священника, назначен в приходскую церковь монастыря Сан Бартоломе в Кампанье.

 

1576, начало — получил степень «публичного» доктора — высшую степень, утвержденную для школ доминиканского ордена.

 

1576, март — вызван в Рим инквизицией ордена доминиканцев по обвинению в еретических мнениях.

1576, 15 апреля — после бегства из Рима Джордано прибыл в Геную.

 

1576, май — переехал в г. Ноли, в Генуэзской республике.

 

1576, сентябрь-1579 — скитания Дж. Бруно по Италии.

 

1577 — издание в Венеции первой книги Джордано Бруно «О знамениях времени» (не сохранилась).

 

1579, апрель — приезд Джордано Бруно в Женеву.

 

1579, июль—август — заключение в женевской тюрьме по обвинению в «мятеже против бога и святой реформации».

 

1579, 13-27 августа — суд над Джордано Бруно в женевской консистории — органе кальвинистской инквизиции, отлучение от церкви.

 

1579, 27 августа — снятие отлучения и освобождение из-под стражи. Отъезд из Женевы.

 

1579, октябрь — приезд Джордано Бруно в Тулузу, где он занял должность ординарного профессора философии в Тулузском университете.

 

1581, лето — Джордано Бруно переезжает в Париж.

 

1581-1582 — в Париже изданы «Песнь Цирцеи», «О тенях идей», «Искусство Луллия» и комедия «Подсвечник».

 

1581-начало 1583 — назначен экстраординарным профессором в Сорбонну, где прочел курс из 30 лекций. Работает над «Печатью печатей».

 

1583, весна-1585, октябрь — пребывание в Англии, участие в диспутах в Оксфордском университете, запрет преподавания. Издание книги «Новое и полное искусство памяти» («Песнь Цирцеи», «Толкование тридцати печатей», «Печать печатей»).

 

1584 — издание книг «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя».

 

1585 — издание книг «Тайна Пегаса», «О героическом энтузиазме».

 

/5 8 5, ноябрь — возвращение Джордано вместе с послом М. Кастельно во Францию, пребывание в Париже.

 

1586, июнь — издание диалогов о математической теории Морденте, «О тридцати печатях», «Сто двадцать положений о природе и вселенной против перипатетиков» и др.

 

/ 586, 25-29 мая — диспут в Парижском университете об основных положениях Аристотеля. Отъезд из Парижа.

 

1586, июнь-1591, лето — пребывание в Германии: Майнц, Магдебург, Виттенберг и др.

 

/ 586, 20 августа-1588, осень — было разрешено чтение лекций в университете Виттенберга. Издание книг «Искусство убеждать», «О движении вперед и ловчем светильнике логиков» (1587), «Камераценский акротизм» (1588).

 

/ 585, 5 марта — «Прощальная речь» в Виттенберге. /555, лето — переезд Джордано Бруно в Прагу.

 

/ 585, осень-1589, январь — издание в Праге книг «Об исследовании видов и комбинаторной лампаде Раймунда Луллия», «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени».

 

1589, январь — переезд в Гельмштедт (герцогство Брауншвейг). Разрешение Джордано Бруно вести вольные семинары в университете.

 

/5 8 9, 3 мая — смерть герцога Юлия Брауншвейгского. «Утешительная речь» Джордано Бруно при погребении.

 

1590, апрель-июнь — отъезд из Гельмштедта, переезд во Франкфурт.

 

1590, декабрь — издание в издательстве Вехеля книг «О безмерном и неисчислимом», «О тройном наименьшем и мере», «О монаде, числе и фигуре», «О сочетании образов, знамений и идей», «О малейшем, величайшем и мере» и др.

 

1591, январь-сентябрь — Джордано Бруно в Цюрихе. Подготовка к печати «Свода метафизических терминов».

1591, октябрь-декабрь — Джордано Бруно в Падуе.

1592, январь — переезд по приглашению Джованни Мочениго в Венецию.

 

1592, апрель-май — Джордано Бруно живет в доме Мочениго.

 

1592, 22 мая — Джордано Бруно предательски арестован Джованни Мочениго.

 

1592, 23 мая — по доносу Мочениго заключен в тюрьму венецианской инквизиции.

 

1592, 26 мая4 июня — первый—шестой допросы трибуналом святой инквизиции в Венеции.

 

1592, 30 июля — седьмой допрос.

1592, 7 января — постановление правительства Венеции о выдаче Джордано Бруно Риму по требованию папы Климента VIII.

 

1593, 19 февраля — Джордано Бруно отправлен под охраной из Венеции в Рим.

 

/593, 27 февраля — заключен в тюрьму римской инквизиции.

 

1599, 21 декабря — постановлением конгрегации Джордано Бруно был передан в руки палачей доминиканского ордена, «дабы он признал свои заблуждения, исправился и склонился к отречению».

 

1600, 20 января — был вынесен смертный приговор в постановлении конгрегации инквизиторов о передаче Джордано Бруно в руки светских властей.

 

1600, 25 января — инквизиция вынесла приговор об осуждении сочинений Джордано Бруно.

 

1600, 8 февраля — состоялся обряд отлучения от церкви и проклятия осужденных Джордано Бруно и Чинриано Кручиферо, переданных в руки светского правосудия.

 

1600, 17 февраля, утро — Джордано Бруно вместе с его книгами сожжен в Риме на Кампо ди Фьоре (Площади Цветов).

Из коллекции сайта «РазныеРазности»

http://hotmix.narod.ru


[1] «Il Candelajo» («Подсвечник») — комедия Джордано Бруно. — Примеч. ред.

[2] «Philosophi sunt quodam-modo pictores atque poetae,— говорит он при другом случае, — non est philosophus, nisi fingit et pingit»; т.е. философы — живописцы и поэты, и не философ тот, кто не творит и не изображает.

[3] Они следовали в таком порядке: «De umbris udearum»; «Cantus Circaeus» («Песнь Цирцеи»); «De compendiosa architectura et complemento artis Lulli» («О сжатом построении и дополнении искусства Луллия»); «Il Candelajo» — все вышли в 1582 году.

[4] См. его трактат «De la causa, principio et uno» («О причине, начале и едином»).

[5] ПРИМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГАМ «ПИР НА ПЕПЛЕ» составлены кандидатом философских наук Я.Г. Емельяновым.

 

«Пир на пепле» — Джордано Бруно имел в виду традиционный ужин, устраиваемый католическими монахами в первый день великого поста, перед церковным пасхальным праздником в воспоминание о «тайной вечере» Христа с учениками. Церковному «ужину на пепле» противостоит у Бруно философский и антирелигиозный «пир» — празднество передовых научных идей.

Участники диспута — не реальные исторические лица, а художественные типы.

Теофил («любящий бога») — как бы отождествляется с Бруно;

Смит — председатель, ведущий собрание;

доктор Нундиний и доктор Торквато — враги учений Коперника и Бруно, представители аристотелевско-птолемеевской геоцентрической астрономии и теологического мировоззрения;

Пруденций — гуманист периода Возрождения, филолог; сперва противник Бруно, он в конце диспута становится его горячим сторонником. Диалог «Пир на пепле» посвящен прежде всего пропаганде и защите астрономических идей Коперника. Не ограничиваясь этим, Бруно излагает здесь свои новые, передовые идеи и догадки о бесконечности вселенной, бесчисленности миров, о движении Земли и других планет вокруг Солнца. Бруно высказывает и мысль о том, что «неподвижные» звезды подобны Солнцу и имеют своих спутников и т.п. В дальнейшем Бруно развил и углубил свои астрономические взгляды главным образом в книгах «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584) и «О безмерном и неисчислимом» (1591).

 

[6] Микель ди Кастельново (по-французски — Мишель де Кастельно) — французский дипломат, военный и государственный деятель XVI в. Перевел на французский язык латинское сочинение Петра Рамуса о нравах древних галлов, оставил после себя мемуары. В 1575 г. был назначен послом в Англию. В его семье, вероятно в качестве секретаря, Бруно прожил, быть может, счастливейшее время в своей жизни: с лета 1583 г. до октября 1585 г. Ему Бруно и посвятил свои итальянские диалоги «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» и одно латинское сочинение.

[7] Итальянские и латинские стихи Бруно (за исключением трех его сонетов), а также цитируемые Бруно стихи Тансилло переведены М.А. Дынником; три сонета (из вступительной части диалогов «О бесконечности, вселенной и мирах») даны в переводе В.А. Ещина.

[8] Ликаон и Фиест — мифические древнегреческие цари.

[9] Повильяно — город Веронской области, в Италии.

[10] Бонифаций — персонаж из комедии Бруно «Подсвечник» (см. сокращенный перевод на русский язык Я.Г. Емельянова под названием «Неаполитанская улица», М.: Искусство, 1940).

[11] Католический орден, проповедовавший аскетизм (основан в 1367 г.).

[12] Фулк Гривелл — английский аристократ, друг поэта Филиппа Сиднея (см. примеч. 52), участник его кружка и сам поэт, впоследствии государственный деятель. После выхода «Пира на пепле» Гривелл прекратил знакомство с Бруно.

[13] У Платона в «Пире» Алкивиад сравнивает Сократа со статуей грубого и некрасивого Силена, внутри которой были скрыты статуи богов. Этот образ у Бруно встречается неоднократно.

[14] Вероятно, намек на попытку арестовать Бруно в Англии и на защиту, оказанную ему при этом Кастельно.

[15] Слово пруденций означает мудрый, разумный, благоразумный.

[16] Смысл слова фрулла — мелкий человек, болтун.

[17] Имеется в виду доктор Торквато. Торквато — от слова цепь; он носит золотую цепь на шее.

[18] Оркус — подземное царство бога Плутона — местопребывание умерших.

[19] Баран (Овен) и Бык (Телец) — названия созвездий зодиака.

[20] Томмазо ди Винченцио Caccemmo — военный; Петручо Убалдини — военный, учитель итальянского языка, писатель. Оба — итальянцы из Флоренции, жили в Англии.

[21] Арпинат, т.е. Цицерон (род. в Арпине).

[22] Бруно намекает на два своих латинских мнемонических сочинения: «Объяснение 30 печатей», Лондон, 1583, и «О тенях идей», Париж, 1582.

[23] Слепой прорицатель Тирезий из Фив и его дочь Манто (древнегреческая мифология).

[24] Сенека. Эдип, 332-335, 341-342.

[25] Тансилло. Виноградарь.

[26] Сенека. Медея, 367-370.

[27] Сенека. Медея, 440-444.

[28] Сенека. Медея, 374-379, 398-402.

[29] Ариосто. Неистовый Роланд, XXXV, 1.

[30] Тансилло. Виноградарь.

[31] Так называемые дистихи Катона, распространенные в средние века.

[32] Выражение «плавание в Анциру» — намек на безумие.

[33] Евдокс из Книда — ученик Платона.

[34] Калипп (IV в. до н. э.) — ученик Полемарха, который, в свою очередь, был учеником Евдокса.

[35] Гиппарх из Никеи (II в. до н. э.).

[36] Менелай из Александрии (I в. н. э.).

[37] Махомет Гараценский — арабский ученый Ал-Баттани (858-929).

[38] Пиетро Костанцо — итальянский историк XVI в.

[39] Эффектики и пирронисты — последователи древнегреческого скептика (агностика) Пиррона (IV ‑ III вв. до н. э.).

[40] Вергилий. Буколики, эклога III, 111; Энеида, II, 8-9.

[41] Бруно был приглашен на диспут 7 феврали 1584 г.; выступил он 14 февраля; закончился диспут 21 или 22 февраля.

[42] Возможно, что здесь были следующие итальянские приятели Бруно: Джованни Флорио — учитель итальянского языка в Англии, литератор, позже приятель Бен Джонсона и Шекспира; Альберико Джентиле — юрист, оксфордский профессор; Алессандро Читолини — поэт и философ.

[43] Гвинн — врач, философ, поэт.

[44] Вергилий. Энеида, VI, 413-414.

[45] Трехстишие из сонета Петрарки.

[46] Ариосто. Неистовый Роланд, VIII, 76 и XXVII, 117.

[47] Поспешай медленно (festina lente) — латинская поговорка

[48] Мафелина — литературный персонаж, воровка и распутница.

[49] Горькая шутка, намекающая на годы юности, проведенные Бруно в монастырской школе.

[50] Аверн — озеро близ Кум в Италии; иносказательно — подземное царство.

[51] Из сонета Тансилло.

[52] Неаполитанский поэт Марк Антоний Эпикур (1472—1555).

[53] Вергилий. Георгики, I, 121-124.

[54] Вильям Сесиль, лорд Берлей (1520—1598).

[55] Роберт Дедли, граф Лейстерский (1532—1588) — приближенный королевы Елизаветы.

[56] Френсис Уолсингем (1536—1590).

[57] Филипп Сидней (1554—1586) — английский поэт. Бруно посвятил ему свои сочинения «Изгнание торжествующего зверя» и «О героическом энтузиазме».

[58] Овидий. Метаморфозы, VII, 121-122.

[59] Овидий. Метаморфозы, IV, 665-666.

[60] Раб рабов божьих — титул римских пап.

[61] Поле цветов — площадь в Риме. Здесь 17 февраля 1600 г. был сожжен Джордано Бруно.

[62] «Ноев ковчег» — не дошедшее до нас сочинение Бруно, о котором он не раз упоминает; написано в студенческие годы.

[63] Цитата, приведенная у Бруно, взята у лютеранского теолога Андрея Осиандера, автора анонимного вступления «К читателю», предпосланного труду Коперника «Об обращении небесных сфер». Бруно разоблачает Осиандера как фальсификатора идей Коперника.

[64] Вопреки ложному утверждению Осиандера Коперник писал в начале посвящения папе Павлу III о том, что Земля действительно движется // Николай Коперник /АН СССР. 1947. С. 189.

[65] Валона — городок и порт на берегу Албании, находящийся напротив итальянского полуострова Апулии.

[66] Бруно цитирует, очевидно, полагаясь на память, «Письмо к Пифоклу» Эпикура (см. Диоген Лаэрций, X, 91).

[67] Лукреций Кар. О природе вещей /АН СССР. 1946, кн. V, стихи 564-589.

[68] Ср. Николай Кузанский. «Об ученом незнании», кн. II, глава 12.

[69] См. кн. I.

[70] Игра слов, основанная на том, что «пруденций» значит по-итальянски «благоразумный».

[71] Бруно, возможно, предугадывал существование микроорганизмов.

[72] Аристотель. Метеорология, I, 3,15-17.

[73] Платон. Федон, 109 С-Е.

[74] Псевдоаристотелевские «Проблемы», XXVI, 39; Бруно ошибочно приписывает это сочинение Александру Афродизийскому.

[75] Вопрос о существовании других миров разбирается в сочинении Аристотеля «О небе» (кн. I, гл. 8-9). Небольшое сочинение «О мире», печатавшееся в старых латинских переводах вместе с сочинением «О небе», не принадлежит Аристотелю. В нем во множестве рассеяны мысли стоиков; оно, вероятно, вышло в I в. н. э. Бруно вместе со всеми своими современниками и средневековыми писателями считал, что это сочинение принадлежит Аристотелю.

[76] Аль-Газали (1058—1111) — мусульманский теолог.

[77] Берилл — драгоценный камень, который употребляли как увеличительное стекло.

[78] Овидий. Метаморфозы, I, 177-180.

[79] Имеется в виду доктор Торквато. Торквато — от слова цепь; он носит золотую цепь на шее.

[80] Золотое руно — испанский орден.

[81] Альберт Ласкай — польский граф. В 1583 г. посетил Англию, где в Оксфорде ему был устроен торжественный прием с диспутами, банкетами и зрелищами. Джордано Бруно выступил на диспуте против официального университетского докладчика, защищавшего идеи Аристотеля.

[82] Доктор Торквато имеет в виду чертеж, находящийся в трактате Коперника «Об обращении небесных сфер», кн. I, гл. 10.

[83] Греческая и латинская пословица.

[84] Вергилий. Энеида, IV, 522-525.

[85] Греческое слово планета означает блуждающая, подвижная (звезда).

[86] Ср. Коперник. Об обращении небесных сфер, кн. I, гл. 8.

[87] Основная теплота, или первый огонь, — это солнце, которое, согласно предположению Бруно, а до него Николая Кузанского, имеет внутри значительную плотность и не схоже в своих частях.

[88] В своем латинском сочинении, поэме более позднего периода «О без мерном и неисчислимом» (1591), Бруно признает вращение звезд и Солнца вокруг оси.

[89] От этого пережитка аристотелизма Бруно позже отказался в своем сочинении «О безмерном и неисчислимом».

[90] Аристотель. Метеорология, I, 14, 1-10.

[91] Эти примеры взяты у Аристотеля. Метеорология, I, 14, 12-15.

[92] Аристотель. Метеорология, I, 14, 16.

[93] Аристотель. Метеорология, 1, 14, 4.

[94] «Чистилище ада» — не дошедший до нас диалог Бруно.

[95] Народ квиритов — римляне.

[96] ПРИМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГАМ «О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ» составлены кандидатом философских наук А.И. Рубиным.

[97] Микель ди Кастельново (по-французски — Мишель де Кастельно) — французский дипломат, военный и государственный деятель XVI в. Перевел на французский язык латинское сочинение Петра Рамуса о нравах древних галлов, оставил после себя мемуары. В 1575 г. был назначен послом в Англию. В его семье, вероятно в качестве секретаря, Бруно прожил, быть может, счастливейшее время в своей жизни: с лета 1583 г. до октября 1585 г. Ему Бруно и посвятил свои итальянские диалоги «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» и одно латинское сочинение.

[98] Первый диалог не имеет непосредственной связи с содержанием четырех основных диалогов, в которых обсуждается вопрос о причине, начале и едином. Он был написан после остальных четырех диалогов и представляет собой апологию «Пира на пепле». Именем Филотея и Теофила, как и в остальных диалогах, автор обозначает самого себя. Элитропий («обращенный к солнцу») — последователь Бруно.

[99] Плутон (из греческой мифологии) — бог подземного царства.

[100] Алекто (по-гречески петух) — предвестник восхода солнца.

[101] Бруно здесь имеет в виду следующий миф: Юпитер, объявив войну гигантам, созвал совещание богов. Вакх, бог вина, и его провожатые, Силены, приехали на ослах. Ослы, увидев гигантов, испугались и издали такой рев, что гиганты обратились в бегство. Таким образом была обеспечена победа богов.

[102] Пан, Вертумн, Фавн, Приап — из греческой и римской мифологии.

Пан — бог лесов и полей, вид его внушает внезапный безумный ужас («панический»).

Вертумн — бог изменения, времен года.

Фавн — лесной бог.

Приап, сын Вакха, — бог плодородия.

[103] Смит, Пруденций, Фрулла — см. диалоги «Пир на пепле». Пруденцию в настоящем сочинении соответствует Полиинний, Фрулле — Гервазий.

[104] Ксантиппа — сварливая жена Сократа.

[105] Вулкан (из римской мифологии) — бог огня, готовит оружие для Зевса.

[106] Из первой эклоги Вергилия (стих 67).

[107] Бруно имеет в виду Оксфордский университет, который в средние века был одним из значительных центров схоластической философии. В Оксфорде преподавал Дунс Скот, учился Роджер Бэкон. Во времена Бруно университет пришел в упадок.

[108] Тобий Меттью и Мартин Кельпепер — оксфордские профессора, современники Бруно.

[109] Салмоней, царь Элиды, упоминается в «Энеиде» Вергилия; был осужден Юпитером на адские мучения за то, что соперничал с ним, подражая грому и молнии. Вергилий в шестой песне «Энеиды» (585-591) посвящает ему следующие строки:

Видела, как Салмоней жестокую казнь отбывает.

Тот, что Зевеса огням подражал и грому Олимпа.

Он, на четверке коней сидя и лампадой махая,

Через Граев народ и чрез город срединной Элиды

Шел в торжестве и себе поклонений требовал божьих:

Он, безумец! грозу и неподражаемый пламень

Медью и топом коней ротоногих представить пытался.

 

[110] Александр Диксон был последователем Бруно. В 1583 г. написал мнемоническое сочинение, в котором опирался на сочинение Бруно «О тенях идей» (1582).

[111] Мом — бог насмешки, порицания.

[112] Радамант и Минос (из греческой мифологии) — судьи в подземном царстве. Бруно намекает на следующие стихи из шестой песни «Энеиды» (432-433):

 

Урну Минос-судья сотрясает; и он же безмолвно

Сонмы сзывает и их преступленья и жизнь испытует.

 

[113] «Сборник» — сборник изречений «Вертоград» неаполитанского филолога Скоппа, распространенный в школах в XVI в.

Калепино — автор первого латинского словаря для школ, напечатанного в 1502 г.; имя его стало нарицательным.

«Рог изобилия» («Корнукопий») — пользовавшееся большой популярностью латинское комментаторское сочинение Перотти, напечатанное в 1489 г.

Ницолий — автор широко распространенного в XVI в. сочинения «Цицероновское сокровище».

[114] Тавтология — тождесловие. Акрибология — точность в выборе слов. Эскрилогия — сквернословие. Периссология — плеоназм, избыток слов.

[115] Варварский король из Сарца — один из персонажей «Неистового Роланда» Ариосто, откуда взят стих о женщинах.

[116] Переход с «вы» на «ты» составляет особенность неаполитанской речи.

[117] Все латинские изречения и цитаты приводятся в русском переводе.

[118] Платон. Тимей, 41 А-В.

[119] Чтобы понять смысл, который Бруно вкладывает в термины начало, или принцип, и причина, нужно принять во внимание, что он заимствовал и эти термины у Аристотеля; аристотелевское учение о четырех видах причин — материальной, формальной, действующей и конечной — Бруно преобразовал в следующем направлении: началом он называет внутреннюю причину всех вещей, собственно же причина, по его мысли, действует извне; из четырех причин Аристотеля у Бруно получают преобладание действующая и материальная причины. Единая субстанция, или природа, состоит, по его мысли, из материи и силы; учение его принимает материалистический и атеистический характер.

[120] Эмпедокл — древнегреческий философ-материалист и естествоиспытатель (V в. до н. э.). В основу всего он кладет четыре материальных элемента: огонь, воздух, воду и землю, присоединяя к ним две движущие силы: объединяющую и. разъединяющую, которые он называет «любовью» и «ненавистью».

[121] Бруно считает, что существует «мировая душа», которая имеет характер истинно действующей причины, притом действующей не извне, а изнутри, т.е., по сути дела, Бруно устраняет бога из своего понимания природы. «Мировая душа» лишена сознания и не обладает личностью. Таким образом, его учение приобретает характер не только материалистический, но и атеистический.

[122] Аристотель в ряде сочинений проводит идею об одушевленности всех вещей. Он называет одушевленными созвездия и стихии; в воздухе и ветре имеется нечто подобное жизни. Причиной образования органических существ он считает распространенную повсюду теплоту, имеющую характер души. Земля проходит своеобразный жизненный цикл — от юности к старости. Природа находится в процессе развития, переходя от безжизненного к живому.

[123] Бруно разделял многие суеверия своей эпохи. Он говорит с уважением о хиромантии, некромантии и астрологии; он верит в удивительные свойства драгоценных камней.

[124] Вергилий. Энеида, кн. VI, 723-726.

[125] Активные материальные начала — теплое и холодное, пассивные — влажное и сухое.

[126] Овидий. Метаморфозы, кн. XV, 153-159, 165.

[127] В «мировой душе» Бруно материя и форма неразрывно между собой связаны. Он выступает против учения Аристотеля о том, что высшая форма исключает из себя все материальное.

[128] Бруно различает следующие виды форм: 1) форма, обладающая протяженностью; части ее обладают всеми свойствами целого; так обстоит дело в неорганической природе; 2) форма, не обладающая протяженностью, но зависящая от материи; части ее не подобны целому, но каждая часть содействует деятельности целого согласно своей особой природе; такова форма, составляющая начало органической жизни; 3) форма, не зависимая от материи; части ее не только не похожи на целое, но и не содействуют деятельности целого ни в каком смысле; таков разум. В этом делении Бруно примыкает к Аристотелю, который различал элементы, или стихии, «гомеомерии» (тела с одинаковыми частями), органические тела и разум, причем стихии иногда причисляются Аристотелем к «гомеомериям».

[129] Бруно отмечает у древнегреческих философов черты, родственные своему учению, и называет в качестве своих предшественников Анаксагора, Эмпедокла, Платона и Аристотеля. В действительности же его учение решительно отличается от представлений, которые имели о мире названные философы, в особенности идеалист Платон.

[130] Филипп Теофраст Парацелъс (1493—1541) — реформатор медицины, который в своих сочинениях подчеркивал свою «необразованность»; это было в эпоху, когда «образованность» заключалась в том, чтобы комментировать Гиппократа, Галена или Авиценну.

[131] Гален (131—201) — древнегреческий медицинский писатель и философ.

[132] Авиценна (Ибн-Сина) (980—1037) — знаменитый философ и автор медицинских сочинений, живший в Средней Азии и писавший по-арабски.

[133] Подразумевается Петр Рамус (1515—1572), выступавший против Аристотеля в своих сочинениях по логике, которые высоко ценились гуманистами. Последователи его в Англии боролись против Бруно и его сторонников.

[134] Подразумевается Франческо Патрици (1529—1597). В сочинении «Перипатетические дискуссии» (1571-1581) он защищал идеализм против материализма и старался доказать, что все хорошее Аристотель заимствовал у Платона, а то, что Аристотель сам внес, — дурно. В своем главном труде «Новая философия вселенной» (1591) Патрици проводит мысль об одушевленности вселенной и принимает учение Коперника. Это сочинение осталось неизвестным Бруно, который начиная с 1592 г. находился в застенках «святейшей» инквизиции.

[135] Главное сочинение Бернардино Телезио (1508—1588) — «О природе вещей согласно собственным принципам» (1565-1586). Первые две книги этого произведения вышли в Риме в 1565 г. и были известны Бруно, когда он писал свое произведение «О причине, начале и едином». Телезио развивал точку зрения сенсуализма и наивного материализма: всякое познание должно исходить из чувственного опыта, так как чистый разум своими собственными силами не может дойти до познания природы. Душа — тонкая, подвижная материя, но способность к ощущению не ограничивается ею, а свойственна всей материи вообще.

[136] Авицеброн — на самом деле не араб, а испанский еврей, схоласт Соломон Ибн-Гебироль (вторая половина XI в.). Его главное сочинение называлось «Источник жизни».

[137] Бруно говорит об эволюции своего материалистического миропонимания. Сначала он был последователем Демокрита и других материалистов, считавших, что только материя является, в противоположность форме, субстанцией вещей. В дальнейшем Бруно стал различать: 1) материю как противостоящую форме и 2) материю в высшем смысле слова, которая возвышается над этой противоположностью материи и формы.

[138] Бруно имеет здесь в виду Парацельса, который учил, что тело делится на соль, серу и Меркурий, т.е. ртуть.

[139] Бруно имеет здесь в виду сочинение «О душе мира и природе», ложно приписываемое пифагорейцу Тимею из Локр.

[140] АКЦИДЕНЦИЯ [ < лат accidentia случайность] - 1) фил случайное, преходящее состояние, несущественное свойство предмета, 2) иначе акцидентный набор - мелкие типографские работы полиграфическое воспроизведение бланков, афиш, ярлыков, суперобложек, заставок и т. п.

[141] Аристотель в IV книге «Физики» (гл. 7—9) отвергает понятие пустоты. Он утверждает, что пустое пространство, если бы оно даже существовало, не только не объяснило бы движения, но, наоборот, сделала бы его невозможным. Бруно не согласен с аристотелевским определением пустоты и считает доводы Аристотеля неубедительными. Критику понятия пустоты у Аристотеля Бруно дает в сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» (см. речь Филотея, с. 157-158 на стоящего издания).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.