КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О приходе Ермака в Сибирь
Летопись 1581 году, в царствование великого государя и великого князя всея Руси самодержца и повелителя Ивана Васильевича, послал Бог искупить грех идолопоклонства и одержать верх над царём Кучумом и басурманством его, а дал Бог мужество человеку не из знатного рода, предводителю не по царскому наказу, а вооружил Бог удачей и ратным умением атамана Ермака Тимофеева сына; прозвище у него было среди казаков Токмак, а с ним набралось 540 человек казаков вольных. Путь Ермака с соратниками в Сибирское царство. С Яика через верховья Иргиза, да вниз по Иргизу, а Иргиз-река бежит в Волгу с левой стороны; а Волгой шёл Ермак вверх, а из Волги — в Каму-реку, а Камой — вверх же; а из Камы-реки повернул направо в Чусовую-реку и Чусовой — вверх же, а из Чусовой-реки — в Серебряную-реку; а Серебряная-река бежит с правой стороны в Чусовую-реку из Сибирской земли, а Серебряною-рекою — вверх же, а из Серебряной-реки шёл до реки до Баранчука волоком, и суда на себе тащили, а рекой Баранчуком — вниз в реку Тагил; а Тагилом-рекою плыли вниз же до Туры-реки, а ныне по той реке Тагилу (путь) в Верхотурский уезд; а от Тагила поплыл Ермак с соратниками вниз по Туре-реке и на вёслах (...) подошли к Епанчину, который ныне известен как Туринский острог и здесь у Ермака с татарами Кучума бой был, а языка татарского взять не смогли. Тогда же стало известно о них Кучуму-царю, но нападения Ермака на себя не ждал, а считал, что тот возвратится обратно на Чусовую. А от Епанчина пошли (казаки) на вёслах вниз Турою-рекой в Тобол-реку, а Тобол-река течёт с правой стороны из Степи, а Тура-река впадает в Тобол-реку. И Тоболом-рекой дошли до Тавды-реки; а Тавда-река впадает с левой стороны в Тобол-реку у Пелымского острога, за сто вёрст до города до Тобольска. И в устье той реки Тавды захватили в плен татарина по имени Таузак, из придворных царя Кучума. И рассказал (он) им про царя Кучума и его войско. Когда царь Кучум услыхал о приходе в Сибирь русских воинов, и о доблести, и о храбрости их, то весьма был этим озабочен и сразу послал повсюду за своими: подданными, — чтобы собирались к нему в город Сибирь все воины и встали на бой против русского войска. И вот в скором времени собрались к нему многочисленные татары и остяки, вогулы и другие ему подвластные народы. А царевича Маметкула послал царь Кучум навстречу русскому отряду с огромным войском и приказал изготовиться к бою. Сам же велел засеку устроить возле реки Иртыша под Чувашевым: насыпать земли и разными защитными приспособлениями укрепить, как необходимо для усиления обороны. Маметкул же с войском своим дошёл до некоего урочища на реке на Тоболе, которое называется Баба-чанами. Ермак же и его воины, увидев такое сборище неверных, нисколько не испугались. И был здесь бой тяжкий, и перебили многих неверных, а оставшиеся отступили в город, к царю Кучуму. Казаки же поплыли в стругах своих по реке Тоболу к реке Иртышу. Татары начали стрелять с высокого берега на струги их, но то место казаки прошли без потерь. Об убийстве Ермака и других казаков царём Кучумом 1584 году предначертанный час настал— пришла к воинам смерть. Прибыли от бухарских от торговых людей гонцы к Ермаку в город Сибирь и сообщили, что царь Кучум их в Сибирь не пропустил. Ермак же, услышав об этом, с большим воинским отрядом вышел в стругах им навстречу, по реке Иртышу. А когда они дошли до реки Вагая, не найдя бухарцев, то поднялись ещё по реке Вагаю вверх до урочища, которое называется Атбаш, но, не обнаружив их тут, возвратились. Настала ночь, казаки утомились от долгого пути, дошли до Перекопа и тут заночевали, раскинули шатры, а крепкого караула не поставили. Ослабели умами своими, как подошёл их смертный час! А Марь Кучум, обнаружив их, приказал в ту ночь быть настороже и многих татар по разными местам разослал. И тогда, в ту ночь, сильный дождь. А в полночь подошло множество неверных. Казаки же спали без всякой охраны, и напали на них неверные и перебили всех, только один казак убежал. Когда Ермак увидел, что его воинов уничтожают неверные то помощи ни от кого не ожидая, бросился один к своему стругу но струг отошёл от берега, и (он) не смог догнать, поскольку одет был в железа, в тяжёлый панцирь, и, не доплыв до струга, утонул. Случилось это с воинами по Божьей воле в 5-й день месяца августа. Когда услышали оставшиеся в городе казаки о том, что Ермак и остальные казаки убиты, то очень горько и долго печалились. А вскоре после этого пришли от государя из Москвы с воинским отрядом князь Семён Волконский и головы Иван Киреев да Иван Глухов, а с ними казанские, и пермские, и вятские стрельцы. А о приходе князя Семёна Волконского, и о том, как князя Семёна Волконского в городе Сибири не стало, как многие из Ермаковых казаков и из тех, кто из Руси пришёл, поумирали в городе от голода, как Иван Киреев отправился с царевичем Маметкулом в Москву, я выше говорил. А когда Иван Киреев с царевичем Маметкулом пришёл в Москву в 1584 году, в то время по воле Бога царя Ивана Васильевича не стало. А завещал после своей смерти возвести на престол сына своего благочестивого государя царя и великого князя всея Руси Фёдора Ивановича. Когда привезли царевича Маметкула, то по государеву указу встречали его по достоинству, и одарил его государь царь и великий князь всея Руси Фёдор Иванович всякими милостями, а после — и служилых людей. А в Сибири в городе остался только Иван Глухов да с ним лишь девяносто человек Ермаковых казаков, побоялись здесь жить, и запасы все кончились. Вышли из города Сибири и поплыли вниз по реке Иртышу и по Великой Оби вниз же, а через Камень перешли Собью-рекою в Пустоозеро, а с ними казак Черкас Александров. А каким путём нынче ходят через Камень, того пути тогда не было. А из Пустоозера пришли в Русь, а город Сибирь покинули.
Кондратий Рылеев (1795 – 1826) Кондратий Фёдорович Рылеев происходил из среды мелкопоместного дворянства. По окончании Петербургского кадетского корпуса в 1814 году, во время войны с Наполеоном, начал службу в действующей армии. Вышел в отставку спустя четыре года, служил в уголовном суде, а затем, с 1824 года, — в Российско-Американской компании. Активная литературная и политическая деятельность К. Рылеева начинается с 1820 года, когда была опубликована сатира «К временщику». Вместе с А.А. Бестужевым он издавал альманах "Полярная звезда», был одним из лидеров тайного Северного общества. Вдень восстания 14 декабря 1825 года К. Рылеев проявил бурную деятельность, в ночь на 15 декабря был арестован и спустя семь месяцев, 13 июля 1826 года, казнён вместе с пятью товарищами. Смерть Ермака Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали... Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой. Товарищи его трудов, Побед и громозвучной славы, Среди раскинутых шатров Беспечно спали близ дубравы. «О, спите, спите, — мнил герой, — Друзья, под бурею ревущей; С рассветом глас раздастся мой, На славу иль на смерть зовущий! Вам нужен отдых; сладкий сон И в бурю храбрых успокоит; В мечтах напомнит славу он И силы ратников удвоит. Кто жизни не щадил своей В разбоях, злато добывая, Тот думать будет ли о ней, За Русь святую погибая? Своей и вражьей кровью смыв Все преступленья буйной жизни И за победы заслужив Благословения отчизны, — Нам смерть не может быть страшна; Своё мы дело совершили: Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!» Но роковой его удел Уже сидел с героем рядом И с сожалением глядел На жертву любопытным взглядом. Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали. Иртыш кипел в крутых брегах, Вздымалися седые волны, И рассыпались с рёвом в прах, Бия о брег, казачьи чёлны. С вождём покой в объятьях сна Дружина храбрая вкушала; С Кучумом буря лишь одна На их погибель не дремала! Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой, Татар толпами окруженный. Мечи сверкнули в их руках — И окровавилась долина, И пала грозная в боях, Не обнажив мечей, дружина... Ермак воспрянул ото сна И, гибель зря, стремится в волны, Душа отвагою полна, Но далеко от брега чёлны! Иртыш волнуется сильней — Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей Валы седые рассекает. Плывёт... уж близко челнока — Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною, Тяжёлый панцирь — дар царя Стал гибели его виною. Ревела буря... вдруг луной Иртыш кипящий серебрился, И труп, извергнутый волной, В броне медяной озарился. Носились тучи, дождь шумел, И молнии ещё сверкали, И гром вдали ещё гремел, И ветры в дебрях бушевали.
Вопросы и задания Вы ознакомились с текстом летописи и баллады Кондратия Рылеева «Смерть Ермака». Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Какие исторические факты упоминаются в обоих текстах? 2. В каком произведении — летописи или балладе — они изображаются полнее и точнее? 3. Как описывается смерть Ермака в этих произведениях? 4. В каком из этих описаний сильнее выражены эмоции? 5. С помощью каких изобразительно-выразительных средств передаётся отношение к Ермаку и его гибели? 6. Почему баллада К. Рылеева «Смерть Ермака» стала народной песней и многие не знают имени её создателя?
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |