Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление




Осьмикрайная,

06 осьми ободах,

Бурями обуянная

Земля — всего живущего мать,

Предназначенно-обетованная,

В отдалённых возникла веках.

И оттуда сказание начинать.

Далеко, за дальним хребтом

Давних, незапамятных лет,

Где всё дальше уходит грань

Грозных, гибельных бранных лет,

За туманной дальней чертой

Несказанных бедственных лет,

В дни, когда тридцать пять племён

Населяющих Средний Мир,

Тридцать пять улусов земных,

Были неведомы и тому,

Кто ходит на двух ногах,

У кого лицо впереди;

Задолго ещё до того,

Как родился Арсан Дуолай*,

Злодействами возмутивший миры,

Что отроду был в преисподней своей

В облезлую доху облачён,

Великан с клыками, как остроги;

Задолго ещё до того,

Как отродий своих народила ему

Старуха Ала Буурай**,

С деревянной колодкою на ногах

Появившаяся на свет...

 

Арсан Дуолай — владыка Нижнего Мира.

Ала Буурай — старуха с деревянной колодкой на ногах, жена владыки Нижнего Мира.

 

Тридцать шесть порождённых ими родов,

Тридцать шесть имён их племён

Ещё были неведомы сыновьям

Подсолнечного улуса айыы*

С поводьями за спиной,

Поддерживаемые силой небес,

Провидящих будущий день...

И задолго до тех времён,

Когда великий Улуу Тойон**

И гремящая Куохтуйа-Хотун

Ещё не жили на хребте

Яростью объятых небес,

Когда ещё не породили они

Тридцать девять свирепых племён,

Когда ещё не закаляли их

Словами, разящими, словно копьё,

Люди из рода айыы

С поводьями за спиной,

В те времена

Была создана

Изначальная мать-Земля.

Прикреплена ли она к полосе

Стремительно-гладких, белых небес —

Это неведомо нам.

Иль от плавно вертящихся в высоте

Трёх небесных ключей

Она ступенями низведена —

Это не видно нам.

Иль над гибельной, бурной, яростной бездной

Сгущённым, воздушным смерчем взметена —

Летает на крыльях она?

Или кружится на вертлюге своём

С песней жалобной, словно стон?

Этого не разгадать.

Но ни края нет, ни конца,

Ни пристанища для пловца

Средь пучины неистово-грозовой

Моря, дышащего бедой,

Кипящего солёной водой,

Моря гибели, моря Одун,

Бушующего в седловине своей.

Плещет в грохоте грозовом,

Дышит яростью, дышит злом

Море грозное Сюнг

С неколебимым дном,

Тучами заваленное кругом,

Кипящее солёной водой,

Мглой закрывающее окоём,

Сонма лютых смертей притон,

Море горечи, море мук,

Убаюканное песнями вьюг,

Берега оковавшее льдом.

С хрустом,свистом

Взлетает красный песок

Над материковой грядой;

Жароцветами прорастает весной

Жёлто-глинистая земля

С прослойкою золотой,

Пронизанная осокой густой,

Бело-глинистая земля

С оттаявшею корой,

С поперечной балкой столовых гор,

Где вечен солнечный зной,

В широких уступах глинистых гор,

Объятых клубящейся голубизной,

С высоким гребнем утесистых гор,

Перегородивших простор;

С такой твердынею под пятой, —

Нажимай — не колыхнётся она!

С такой высоченной хребтиной крутой, —

Наступай — не прогнётся она!

С широченной основой такой, —

Ударяй — не шатнётся она!

Осьмикрайная, на восьми ободах,

На шести незыблемых обручах,

Убранная в роскошный наряд,

Обильная щедростью золотой,

Гладко-широкая, в ярком цвету,

С восходяще пляшущим солнцем своим,

С дресвами, роняющими листву,

С шумом убегающих вод,

Расточающимся изобильем полна,

Возрождающимся изобильем полна,

Бурями обуянная,

Зародилась она,

Появилась она —

В незапамятные времена —

Изначальная мать-Земля.

Перевёл с якутского языка на русский В. Державин

 

* Улус айыы — улус солнечный, то есть племя солнечное, происходящее от солнца.

* Улуу Тойон — владыка многолюдного племени, обитающего на нижних ярусах западного неба, враждебный жителям Среднего Мира — племени айыы.

 

Вопросы и задания

Вы прочитали вступление к сказанию о Нюргуне Боотуре Стремительном. Думается, нельзя с уверенностью сказать, что вам абсолютно всё понятно. Один школьник признался, что понимает значение всех отдельных слов, а смысл предложения ускользает, поэтому пересказать вступление затруднительно. Попробуйте преодолеть по­добное затруднение, выполняя задания и размышляя над вопросами.

1. Прочитайте первый и последний фрагменты вступления? начиная со слов "Осьмикрайная, на осьми ободах...» Вы понимаете, что речь идёт о зарождении Земли. Какими словами обозначается время возникновения Земли?

2. При чтении всего текста вы обратили внимание, что в со­держании основной части вступления развиваются две темы. Первая — утверждение беспредельности времени зарождения Земли (от слов «Далеко, за дальним хребтом давних незапамятных лет...» до слов «В те времена была создана изначальная мать-Земля». Вторая тема — утверждение тайны зарождения и беспредельности про­странства Земли (от слов «Прикреплена ли она к полосе стремительно-гладких, белых небес...» до слов «С широ­ченной основой такой, — ударяй — не шатнётся она!»).

2.1. Обратимся к первой теме. Подчеркните карандашом и назовите все прилагательные, относящиеся к сущест­вительным, обозначающим время. Как характеризуются годы жизни Земли, то есть время?

2.2. Как вы думаете, для чего во вступлении упоминаются «тридцать пять племён, населяющих Средний Мир», «тридцать шесть родов», порождённых Арсаном Дуолаем и Ала Буураем, «тридцать девять свирепых племён» великого Улуу Тойона? Можем ли мы соотнести эту ин­формацию с развитием времени? Докажите свою точку зрения.

2.3. Найдите слова, относящиеся к людям племени улуса айыы. Как характеризуются люди этого племени?

2.4. Вы заметили, что в развитии темы беспредельности вре­мени встречаются обороты «были неведомы», «задолго до», отрицательная частица не-. Как вы думаете, помо­гают ли эти обороты и повторяющаяся частица создать образ постоянно длящегося, не имеющего начала и кон­ца времени? Помогают ли эти обороты и частица понять, что вступление к сказанию передаётся от имени лица, обладающего общими для якутов представлениями о жизни Земли и хорошо знающего историю народа?

2.5. Дайте развёрнутую характеристику первой темы Вступ­ления.

2.6. Обратимся к теме зарождения и беспредельности про­странства Земли. Как вы думаете, почему несколько раз повторяется частица не- с глаголами «видеть», «разга­дать», в слове «неведомо»? Почему трижды повторя­ется разделительный союз «или (иль)»? Можем ли мы говорить об отсутствии научно обоснованного, точного знания о существовании Земли в космическом пространстве? Какие слова вы употребили бы при характеристи­ке миропонимания повествователя, то есть человека, от которого ведётся повествование? Можно ли считать, что повествователь отражает миропонимание древних яку­тов?

2.7. Как характеризуется море?

2.8. Как характеризуется Земля?

2.9. Дайте развёрнутую характеристику второй темы Вступ­ления.

3. Отвечая на вопросы и размышляя над Вступлением к сказанию о Нюргуне Боотуре Стремительном, вы сопри­коснулись с тайной особого видения мира, особенного сознания древнего человека, которое называют мифоло­гическим сознанием. Такое сознание отражено в мифах Древней Греции, ирландских сагах, русских былинах. На­зовите основные свойства мифологического сознания, основные качества миропонимания древнего человека. Для этого вспомните о взаимоотношениях человека и природы, представлениях древних о богах и человеке, о существовании разных миров. Охарактеризуйте созна­ние древних якутов.

 

 

Древнерусская литература Сибири

 

Сибирская литература древней Руси представлена прежде всего историческими повестями, так назы­ваемыми сибирскими летописями. Они были созданы в XVI— XVII веках и посвящены важному для России событию — походу казачьей дружины Ермака в Сибирь. До наших дней дошло несколько летописных сводов, которые имеют разные названия: «Румянцевский летописец», «Хроног­рафическая повесть», «Строгановская летопись», «Кунгурский летописец» и другие. Вам предлагаются фрагменты из «Пого­динского летописца». Этот свод летописей сохранился до наших дней в единственном списке XVII века в составе рукописного сборника из собраний МЛ. Погодина, известного русского исто­рика, приятеля А.С. Пушкина.

Этот раздел дополнен балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ер­мака».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.