Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношениевариативности факторов ШФ и факторов 16РФ 8 страница




Контрольные списки

Полученное явное соответствие факторных структур вдохновило нас на дальнейшие усилия. Напомним, что в работе Л. Голдберга и в нашем проекте факторные структуры строились не только на разной лексике по языку, но и на основе разнотипных данных: Л. Голдберг использовал так называемые «экстернальные суждения» (испытуемые приписывали черты конкретным людям), а в нашем проекте использовались «интер-нальные суждения» (испытуемые сравнивали слова между собой, не выхо­дя за сферу языка). Возникло естественное предположение, что использо-вание нами «эстернальных суждений» даст более высокое соответствие факторной модели Голдберга.

Для этого из базисного словника с помощью процедуры многослой­ной кластеризации (см. подробности в главе 4) было выделено 240 тер­минов — частотных представителей плотных кластеров (состоящих из практически синонимичных слов). Этот список получил рабочее назва­ние КСП-240 — «Контрольный список из 240 прилагательных» (см. табл. 11).,

В 1993 году на 205 испытуемых (студенты факультета психологии, школьники кружка «менеджмента») с помощью КСП-240 мы собрали массив «экстернальных суждений». Каждый испытуемый описывал с по­мощью пунктов КСП-240 двух персонажей: «Я сам» и «Человек, кото­рый нравится». Суждения выносились по трехбалльной шкале: «качест­во есть», «не уверен», «качества нет». Собранный массив 240 * 410 подвергался традиционной процедуре факторного анализа по методу глав­ных компонент с последующим варимакс-вращением. Выделенные 5 на­иболее весомых варимакс-факторов приводятся в табл. 11.

Таблица 11

Варимакс-факторы, выявленные на материале методики

«контрольный список прилагательных»

(410 заполненных бланков КСП-240)

Фактор 1. Вес 7,0%  
(-66). 185 Быстрый, подвижный, живой  
(-65). 140 Ловкий, прыткий, расторопный  
(-65). 181 Активный, энергичный  
(62). 133 Замкнутый, молчаливый  
(60). 202 Грустный, угнетенный  
(-59). 126 Веселый, жизнерадостный  
(58). 46 Скованный, застенчивый  
(-58). 119 Шустрый, юркий  
(58). 171 Тревожный, мнительный  
(-57). 41 Раскрепощенный, раскованный  
(-55). 38 Предприимчивый, пробивной  
(55). 214 Переутомленный, усталый  
(52). 113 Угрюмый, унылый  
(52). 209 Обидчивый, уязвимый  
(-48). 188 Выдумщик, затейник, заводила  
(47). 35 Пессимист, разочарованный  
(47). 47 Слабый, беспомощный ■  
(-47). 151 Озорной, игривый  
(47). 166 Скрытный, неприветливый  
(46). 94 Пассивный, инертный  
(-45). 27 Непоседливый, заводной  
(44). 93 Отверженный, одинокий  
Фактор 2. Вес 5,8%  
(-57). 92 Организованный, сосредоточенный  
(55). 62 Безалаберный, непрактичный  
(55). 146 Неорганизованный, несобранный  
(-53). 127 Волевой, настойчивый  
(-52). 121 Аккуратный, дисциплинированный  
(-51). 162 Расчетливый, осторожный  
(-51). 212 Основательный, солидный  
(-50). 163 Решительный, твердый, уверенный  
(-49). 63 Бережливый, экономный  
(49). 199 Ленивый, праздный  
(48). 4 Бестолковый, опрометчивый  
(48). 102 Растяпа  
(48). 182 Безответственный, беспечный  
(47). 42 Расточительный  
(46). 37 Потребитель, иждивенец  
(44). 221 Рассеянный, забывчивый  
(-43). 111 Требовательный, строгий  
(43). 139 Легкомысленный, беззаботный  
(-43). 184 Благоразумный, сдержанный  
Фактор 3. Вес 5,5%  
(-58). S3 Нахальный, бесцеремонный  
(57). 213 Открытый, искренний  
(53). 71 Добропорядочный, добродетельный  
(51). 168 Справедливый, совестливый  
(51). 175 Участливый, сочувствующий  
(50). 131 Добрый, отзывчивый  
(-50). 236 Хищный, захватчик  
(-49). 74 Злопамятный, мстительный  
(48). 106 Скромный, вежливый
(-48). 148 Нетерпимый, экстремист
(47). 237 Честный, порядочный
(46). 142 Мягкий, кроткий
(45). 55 Уступчивый, послушный
(-43). 13 Жестокий, злой, беспощадный
(-42). 215 Подозрительный
(-41). 60 Эгоистичный, себялюб
(-41). 98 Пренебрежительный, неуважительный
(41). 110 Тактичный, интеллигентный
(41). 124 Благонадежный, положительный
Фактор 4. Вес 4,6%
(-66). 54 Умный, глубокий
(-65). 230 Творческий, одухотворенный
(-62). 170 Талантливый, одаренный
(57). 210 Обыкновенный, обыватель
(-56). 76 Интеллектуал, ученый
(-54). 115 Утонченный, поэтичный, артистичный
(-52). 152 Оригинальный, незаурядный
(-51). 30 Образованный, начитанный
(-48). 134 Знающий, компетентный
(-43). 11 Дипломатичный, политичный
(-42). 82 Многогранный, разносторонний
(41). 132 Жадный, завистливый
(-40). 172 Увлеченный, вдохновенный
(-38). 48 Сообразительный, наблюдательный
(38). 159 Простой, земной
(37). 40 Прямолинейный, простак
(37). 95 Поверхностный
(-36). 136 Интересный, яркий, эффектный
(-36). 149 Обаятельный, красивый
(-35). 110 Тактичный, интеллигентный
Фактор 5. Вес 3,9%
(59). 100 Пустой, примитивный
(58). 211 Опустившийся, безнадежный
(55). 112 Убогий, невзрачный
(53). 208 Ничтожный, жалкий
(49). 234 Уродливый, ущербный
(43). 24 Невоспитанный, дикарь
(-43). 75 Импульсивный, возбудимый
(-43). 178 Чувствительный, впечатлительный
(-43). 180 Эмоциональный, порывистый
(42). 53 Угодливый, заискивающий
(39). 10 Глупый, туповатый  
(38). 193 Запуганный, забитый  
(38). 216 Посредственность, серый  
(-37). 141 Мечтательный, фантазер  
(37). 177 Черствый, холодный  
(-36). 144 Нежный, прелестный  
(35). 222 Реакционер, мракобес  
(-34). 27 Непоседливый, заводной  
(34). 31 Однобокий, дисгармоничный  
(-34). 200 Любвеобильный  
(33). 26 Необразованный, невежественный  
       

В табл. 12 дается матрица конгруэнтности факторов из табл. 11 (по столбцам) с факторами Голдберга (по строкам).

Таблица 12

Матрица коэффициентов конгруэнтности

между англоязычными факторами В5 Голдберга (F1)

и факторам КСП-240 (F2)

F1\F2 I        
1: -0.67*** -0,12 0.09 -0,10 -0,20
2: -0,16 -0.08 0,77*** -0,30* -0,23
3: -0,06 -0,68*** 0,26* -0,12 0,05
4: -0,10 -0,22 0.08 -0,14 0,32*
5: -0,17 -0.21 0,09 -0,63*** -0.23

В целом мы видим, что четыре фактора из Большой Пятерки воспро­извелись с достаточной степенью однозначности, хотя опять же в несколь­ко своеобразном порядке (на второе место «поднялся» фактор «Созна­тельного Самоконтроля», на четвертое — фактор «Интеллектуальной сво­боды»). Уровень полученных коэффициентов конгруэнтности оказался для этих факторов не так высок, так как в КСП-240 мы использовали слож­ные дескрипторы, не соответствующие буквально определенным пунктам из русско-английского перечня. Кроме того, как мы это увидим ниже, сказалась специфика выборки наших испытуемых.

Опять же бросается в глаза слабая воспроизводимость фактора В5.4 «Эмоциональная стабильность». Уровень его сходства-конгруэнтности с фактором номер 5 из КСП-240 оказался всего 0,32, что практически не отличается от «сцепленности» с «побочными» факторами КСП-240 (на­пример, фактор 4 КСП-240 коррелирует не только с фактором В5.5 «Ин-

теллектуальной свободы», но и с В5.2 «Доброжелательностью», а фактор 3 КСП-240 коррелирует не только с В5.2 «Доброжелательностью», но и с В5.3 «Сознательным самоконтролем»). Показательно, что фактор «Эмо­циональной стабильности» не удается воспроизвести и при вращении 6, 7, 10 и 15 главных компонент.

Анализ содержания фактора номер 5 из КСП-240 по табл. 11 показы­вает, что этот фактор можно интерпретировать как «Инфантильно-роман­тическое самопринятие»: черты романтизма, чувствительности и импуль­сивности оказываются окрашенными в сознании школьников и молодых студентов-психологов положительно, тогда как эмоциональная зрелость воспринимается как «убожество». Весьма симптоматично, что именно этот фактор заменил собой фактор «Эмоциональной стабильности» в составе Большой Пятерки. В том, что в данном случае явно сказалась специфика выборки (и, по-видимому, особенности социализации московской молоде­жи начала 90-х годов, склонной к инфантильной стратегии социального приспособления), нас убедили данные другого меж культурного исследова­ния, проведенного нами с использованием «экстернальных суждений».

Пятифакторная структура в сознании учитепей

В 1993 году совместно с Д. Дигманом1 (Орегонский университет, США) и А. С. Кондратьевой (Центр социологии образования, Москва) было про­ведено исследование восприятия учителями личности учащихся младших классов. 20 учителей московских школ оценивали каждый по 24 ученика, используя шестьдесят 7-балльных униполярных шкал. В эксперименте уча­ствовали только женщины — классные наставники первых классов. Спи­сок из 60 качеств был составлен на основе подбора русскоязычных экви­валентных личностных прилагательных для англоязычного списка, разра­ботанного для аналогичного исследования Д. Дигманом. Поиск эквивален­тов облегчался наличием развернутых поведенческих определений для каждого качества (полностью материал этого эксперимента приведен в приложении к учебному пособию «Основы психодиагностики, Шмелев и др., 1996). Таким образом, в данном исследовании факторизации подвер­гался массив 60 * 480 (где 480 — общее число оцененных учеников).

Очевидно, что имеется существенное отличие параметров данного эк­сперимента от предыдущего и по психологическому статусу субъектов и объектов оценивания (учителя и дети), и по характеру взаимоотношений

между ними (дети являются объектами заинтересованного профессиональ­ного познания в ходе активного педагогического воздействия).

Таблица 13

Таблица факторных нагрузок для 60 личностных черт,

приписанных 480 ученикам первого класса 20 учителями г. Москвы. (Совместный эксперимент с Д. Дигманом и А. С. Кондратьевой.)

1 Джэк Дигман — видный американский психолог из Орегонского исследова­тельского института — оказал большую профессиональную, моральную и матери­альную поддержку нашему проекту в самые грудные годы (начало 90-х годов), успел подготовить англоязычную публикацию по материалам нашего совместного исследо­вания (Digman, Shmelyov, 1996) до своей безвременной кончины в 1998 голу.

Фактор эр 1. Вес 13,9%
1. 54 (76). ПРИЛЕЖНЫЙ
2. 58 (73). ПОСЛУШНЫЙ
3. 24 (71). ОРГАНИЗОВАННЫЙ
4. 21 (66). БЕРЕЖЛИВЫЙ
5. 53 (-64). НЕРЯХА
б. 2 (62). СОЗНАТЕЛЬНЫЙ
7. 23 (-62). НЕПОСЕДА
8. 31 (61). СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ
9. 26 (-59). БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
10. 32 (-59). ВОЗБУДИМЫЙ
11. 30 (-58). СУМАТОШНЫЙ
12. 43 (58). СДЕРЖАННЫЙ
13. 47 (-58). ШАЛЬНОЙ
Фактор 2. Вес 13,3%
1. 7 (-80). СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ
2. 12 (-80). ОРИГИНАЛЬНЫЙ
3. 9 (-77). ЭРУДИРОВАННЫЙ
4. 11 (-72). НАХОДЧИВЫЙ
5. 5 1(72). НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
  (подражающий)
6. 13 (-67). ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ
7. 16 (63). КОСНЫЙ (плохо переключающийся)
В.1 28 (-63). ВДУМЧИВЫЙ (глубокий)
9. 14 (-57). ФАНТАЗЕР (изобретательный)
10. 25 (-54). УПОРНЫЙ (дотошный)
11. 44 (-54). НАСТОЙЧИВЫЙ
12. 8 (-49). ЗДРАВЫЙ (разумный)
13. 26 (48). БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
Фактор 3. Вес 12,5%
1. 27 (79). ОБЩИТЕЛЬНЫЙ
2. 17 (-77). ОТГОРОЖЕННЫЙ
  (необщительный)
3. 15 (71). ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ
4. 35 (-69). ХОЛОДНЫЙ (сухой в общении)  
5. 37 (-69). ГРУСТНЫЙ  
6. 38 (68). ВЕСЕЛЫЙ (шаловливый)  
7. 55 (68). КОЛЛЕКТИВИСТ  
8. 45 (-65). СКОВАННЫЙ  
9. 33 (62). РАЗГОВОРЧИВЫЙ  
10. 10 (60). ЭНЕРГИЧНЫЙ  
11. 56 (-59). СКРЫТНЫЙ  
12. 39 (-51). ТИХИЙ (скромный)  
13. 22 (49). ОТКРОВЕННЫЙ  
14. 20 (46). КОМАНДИР (властный)  
Фактор 4. Вес 9,3%  
1. 46 (74). НЕЖНЫЙ (чувствительный)  
2. 4 (-73). ЗЛОВРЕДНЫЙ (мстительный)  
3. 1 (71). ЧУТКИЙ  
4. 59 (69). ДОВЕРЧИВЫЙ  
5. 3 (-64). ГРУБЫЙ  
6. 29 (-64). ГНЕВЛИВЫЙ  
7. 57 (-61). ХИТРЫЙ  
8. 5 (-60). ЗАВИСТЛИВЫЙ  
9. 22 (52). ОТКРОВЕННЫЙ  
10. 41 (51). ОТХОДЧИВЫЙ  
11. 52 (-41). ВЫСКОЧКА (зазнайка)  
12. 39 (40). ТИХИЙ (скромный)  
13. 40 (-37). РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ  
14. 58 (36). ПОСЛУШНЫЙ  
Фактор 5. Вес 5,5%  
1. 34 (-63). СМЕЛЫЙ  
2. 36 (61). ПЛАКСИВЫЙ  
3. 6 (56). ОБИДЧИВЫЙ  
4. 48 (50). ТРУСЛИВЫЙ  
5. 49 (-50). СТОЙКИЙ  
6. 18 (46), ЖАЛОБЩИК  
7. 5 (41). ЗАВИСТЛИВЫЙ  
8. 41 (-36). ОТХОДЧИВЫЙ  
9. 19 (33). МНИТЕЛЬНЫЙ (зависимый от других)  
       

Таблица 14

Конгруэнтность факторов В5 Голдберга (по строкам) и пяти факторов, полученных на оценках учеников учителями (по столбцам).

Тем не менее, полученные в этом эксперименте 5 вари макс-факторов (табл. 13) оказались даже более точно соответствующими англоязычным факторам Большой Пятерки, чем факторы КСП-240. Данные о конгруэнт­ности этих «русскоязычных» факторов англоязычным факторам, взятым нами в качестве стандарта из исследования Голдберга, приведены в табл. 14.

F1/F2          
1: -0,16 -0,27 0,77** -0,07 -0.42
2: 0,27 -0,03 0,14 0.70** -0.12
3: 0,78** -0,33 -0,12 0,18 -0,10
4: 0.20 -0.17 0.15 0.40 -0,58*
5: 0,13 -0,75** 0.15 0,03 -0,15

Фактор «Эмоциональной стабильности» воспроизвелся опять же слабее остальных (конгруэнтность 0,58), но все же существенно лучше, чем на материале КСП-240. Можно предполагать, что учителя значительно объ­ективнее оценивают детей, чем наши испытуемые в КСП-240 самих себя (и «Идеал-Я» во второй инструкции), и фактор «Эмоциональной ста­бильности» не искажен психологической защитой.

Показательно, что в личностном семантическом пространстве учителей фактор «Сознательности» выходит уже на первое место, а на второе — фактор «Интеллектуальности». Это вполне очевидно связано со специ­фикой профессионального сознания и деятельности учителей и их отно­шения к ученикам, при котором наиболее важными оказываются качест­ва, обеспечивающие «дисциплинарную управляемость» (обращает на себя внимание тот факт, что по первому фактору более высокую нагрузку, чем качество «организованный», получают качества «прилежный» и «по­слушный), а также «обучаемость».

Национальные стереотипы

Третьим источником сведений о межкультурной универсальности Боль­шой Пятерки для нас явился материал исследования, проведенного нами по методике Д. Пибоди (Пибоди, Шмелев и др., 1993; Peabody, Shmelyov, 1996). 50 испытуемых (студенты, школьники, слушатели Военной акаде­мии Москвы) описывали с помощью 32 семибалльных биполярных шкал 9 национальных стереотипов (см. табл. 15) и особый стимульный объект «Я-сам». Таким образом, факторизация производилась для 32 шкал по 50 * 10 = 500 наблюдениям (примерно тот же порядок числа наблюдений, что и в двух предыдущих исследованиях). Интеркорреляции между 32 шкалами в этом исследовании, так же как и в предыдущих, подсчитывались после стандартизации данных по столбцам прямоугольного массива (вычитание среднего и деление на стандартное отклонение).

Таблица 15

Нации глазами русских. Усредненные значения семибалльных оценок

10 стимульных объектов по шкалам и факторам.

Данные 50 русскоязычных испытуемых. Масштаб шкалы — от 1 до 7 (середина — 4). Высокий балл 7 соответствует левому полюсу шкалы.

 

 

  а   а                  
  н г   м е       и т     Стимульные объекты    
  л   Р   Ф э а   Р      
я Н   и   Р с л г у      
II Ч н к Я а г ь Р с      
о а е а   н   я У с      
н н м и   с н и ч к      
е и е е а У е е и и Личностные шкапы  
У !| и ц VI   ц ц н й      
5,6 5,8 5,4 4,0 4,8 3.4 5,5 3,1 3,4 2,9 Критичный+ Легковерный-  
    5,1 4,1 3,6 1 1 5,0 3,1   2,6 Недоверчивый- Доверчивьй+  
3,8 3,6   3.9 3.2 1 1 4,2 4.3 5.7 2.8      
4,8 4,1 5.1 5,5 4,0 5,1 4,0 5,8 6,0 3,9 Боевитый+ Пассивный-  
3,8 3,5   6,1   6,0 3,5 6,1 5,8 4,5 Веселый*- Угрюмый-  
1,9 7 1 ? i 3,8 3,7 5,2 2,4       Легкомысленный - Серьезный+  
2.0 1,8 3,2 4,8 3,5 3,3 3,0 5,0 4,8 5,0 Бестактный- Тактичный+  
3,2 3.7 4,0 4,3 5.0 4,5 3,6 4,8 4,0 5,7 Откровенный+ Лицемерный-  
5,0 4,2 3,7 4,8   5,4 3,5 4,9   3,3 Гибкий+ Негибкий-  
2,0 2,9 2,2 3,4 4,5 5.2 2,8 5,4 4.2 4,3 Переменчивый- Упорный+  
2,4 2,1 3,0 4,6 4.0 5.5 2,4 6,4 6.5 3.6 Возбужденный- Спокойный+  
5,7   5,2 5,9   5,6 3,9 5,7 5,5   Активный+ Инертный-  
4,5 4 0   2,4 4,5 2,7 3,6 2,5 2,1 4.4 Скромный+ Претенциозный-  
5.2 4.9 5,5 4,4 3.2 3,4 5,1 3,1 2,8 2,3 "Скупой- Щедрый+  
4,6 5,4 5.7 6,2 4,0 5,3 4,8 5.5 6.1 3,7 • Самоуверенный - Застенчивый+  
5,7 5,8 6,0 6.0 4.3 5,3 4,8 5,2 5.6 3.3 *Уверенный+ Неуверенный-  
4,7 5,5   3,7   3,8 4ft     4,2 Принципиальный+ Приспособленный-  
1,7 2.0 1.5 2.1 4,0 3,7 2,7 4.2 3,6 5,6 Непрактичный- Практичный+  
4.9 4,8 5,4 4,1 3,3 3,5 4,9 4.1 4,5 2,4 Придирчивый- Прощающий+
5.9   5,8   4,9   5,3   3,9 3.4 Избирателъный+ Неразборчивый-Бесшабашныи-
6.4 5.7 5.8 4.2 4.9 3.2 5,4 2,6 3,0 2..1 Осторожныи+
3.2 3.1 2.6 2,6 3,8 2.8 3,6 2,7 2,2 2.8 *Робкий- Смелый-
2.7 2.9   1.2 3,9   3,3 4,1 2,9   Мягкотелый- Твердый+
3.3   2.4 3,5 4.6 4.7 3.4 4,2 3.0 4.8 Мягкий+ Жесткий-
5.1 5,0 5,0 5,5 5,3 5,3 1 7 5,1   5,0 Сотрудничающии+ Несотрудничающий-
3,5   2,9 2,2   3,0   3,2 3,1 4.7 *Зависимый- Hезависимый +
4,5 4.1 4.0 1,9 3,7 2,1 4.6 2,0 2,6 4.6 'Заторможенный- Pacкрепощенный+
6.3 5.7 6.3 4,6 3,9 2,8 5.0 2,1 1,9 1.0 Организованный+ Импульсивный-
2.7 3.1 3.1 4,8 3.9 5.4 2.8 5.9 4,9 3.8 *Восторженный+ Озабоченный-
1.4 2,5 1 7 ?9   3,4   3,8 3,9 4.2 Ленивый- Трудолюбивый+ Умный+
2.4 2.1 2,7 3,6 2,5   1 4 3,9 3,9 3,5 Глупый-
4.8 5.5 4,4 5,1 5.5 5,7 4.3 5,3 4,1 5,6 Приятный+ Неприятный-
                                               

Таблица 156 Оценки национальных стереотипов, интегрированные по факторам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.