КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Общая оценка финансового состояния
Важнейшими условиями эффективной деятельности коммерческого предприятия является систематический анализ финансового состояния и умелое управление финансовыми ресурсами. Для анализ финансового состояния коммерческого предприятия используется система абсолютных и относительных показателей, которые делятся на несколько групп: 1. Показатели эффективности управления финансовыми ресурсами; 2. Показатели эффективности управления активами предприятия; 3. Показатели ликвидности и платежеспособности; 4. Показатели прибыльности; 5. Показатели эффективного использования акционерного капитала. Задачи оценки финансового состояния коммерческого предприятия: - дать развернутую характеристику финансового положения предприятия на начало и конец отчетного периода; - определить платежеспособность предприятия и изучить конечные результаты деятельности. Анализ финансового состояния необходимо проводить вместе с анализом выполнения основных показателей хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Конечная цель анализа финансового состояния – выявить недостатки финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, и определить пути укрепления финансового состояния и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Исходными данными для анализа финансового состояния являются: 1. Баланс предприятия; 2. Отчет о прибылях и убытках; 3. Приложение к балансу; 4. Данные бухгалтерского и оперативного учета; 5. Материалы статистической отчетности. Анализ финансового состояния коммерческого предприятия начинается с изучения состава и структуры имущества. Имуществом предприятия являются долгосрочные, нематериальные и текущие активы. Долгосрочные активы – это основные средства, вложенные в здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочие средства долгосрочного характера. В других случаях они называются недвижимостью. Нематериальные активы - это стоимость приобретенных предприятием прав пользования природными ресурсами, землей, патенты, лицензии и др. Текущие активы – это производственные запасы, МБП, готовая продукция, незавершенное производство, денежные средства, краткосрочные (до 1 года) финансовые вложения в ценные бумаги, дебиторская задолженность и прочие активы. Они составляют оборотные средства предприятия. Важным этапом анализа финансового состояния коммерческого предприятия являются изучение показателей эффективности использования активов, которые зависят от уровня управления финансами предприятия, состояния финансовой работы на предприятии, от умения оперативно маневрировать средствами с учетом изменения хозяйственной ситуации, конъюнктуры рынка. Для анализа эффективности использования активов применяются следующие показатели:
1. Коэффициент оборачиваемости совокупных активов = товарооборот в розничных ценах /среднегодовая сумма общих активов. 2. Коэффициент оборачиваемости текущих активов = товарооборот в ценах себестоимости / средняя сумма оборотных средств за период. 3. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов = товарооборот в ценах себестоимости / средняя сумма товарных запасов за период. 4. Коэффициент экон. отдачи текущих активов = товарооборот в розничных ценах / среднегодовая сумма текущих активов за период. 5. Коэффициент экономической отдачи недвижимого имущества = товарооборот в розничных ценах / среднегодовой размер долгосрочных активов. 6. Рентабельность совокупных активов = прибыль, оставшаяся в распоряжении коммерческого предприятия / средняя сумма общих активов за период. 7. Рентабельность текущих активов = прибыль, оставшаяся в распоряжении коммерческого предприятия / среднегодовая сумма текущих активов. 8. Срок окупаемости вложений в предприятие = стоимость имущества / прибыль. 9. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = товарооборот в розничных ценах / средняя сумма дебиторской задолженности за период. Для анализа эффективности управления финансовыми ресурсами используются следующие показатели:
1. Удельный вес собственных средств в активах предприятия = (собственные средства / общая сумма активов) * 100%. Чем выше удельный вес тем устойчивее финансовое состояние. 2. Коэффициент покрытия инвестиций = собственные средства + долгосрочные обязательства / общая сумма активов. 3. Удельный вес заемных средств в активах = (заемные средства / общая сумма активов) * 100%. 4. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств = долгосрочные финансовые обязательства / сумма собственных средств + долгосрочные обязательства. 5. Коэффициент маневренности собственных средств = собственные оборотные средства / общая сумма источников собственных средств. В качестве оптимальной величины коэффициент маневренности может быть принят в размере >= 0,5. Одним из показателей финансовой устойчивости предприятия является платежеспособность. Платежеспособность - это способность предприятия своевременно выполнять свои финансовые долгосрочные и краткосрочные обязательства перед поставщиками, банками, финансовыми органами и др. кредиторами используя свои активы. Предприятие у которого текущие активы превышают текущие финансовые обязательства считается платежеспособным или ликвидным. Оценка ликвидности осуществляется при помощи коэффициентов общей, промежуточной и абсолютной ликвидности.
1. Коэффициент общей ликвидности = текущие активы / краткосрочные обязательства. 2. Коэффициент промежуточной ликвидности = (денежные средства + средства в расчетах) / текущие краткосрочные обязательства. 3. Коэффициент абсолютной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / текущие краткосрочные обязательства. Для оценки платежеспособности предприятия наряду с показателями ликвидности используются следующие коэффициенты: 1. Коэффициент общей платежеспособности = реальные активы / общая сумма заемных средств. 2. Коэффициент покрытия задолженности = (собственные средства – арендные обязательства – резерв предстоящих расходов) / (общая сумма заемных средств – доходы будущих периодов – кредиты банков для работников). 3. Коэффициент автономии = собственные средства / общая сумма источников средств. 4. Коэффициент финансовой напряженности = заемные средства / общая сумма источников средств. 5. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности = кредиторская задолженность / (товары отгруженные + дебиторская задолженность). 6. Коэффициент финансовой неустойчивости = заемные средства / собственные средства. 7. Коэффициент банкротства = общая сумма финансовых обязательств / общая сумма стоимости имущества. Если коэффициент банкротства превышает 0,5, то предприятие находится на грани банкротства. 8. Оборачиваемость запасов и затрат = средняя сумма текущих запасов и затрат за период / однодневный товарооборот в ценах себестоимости. 9. Оборачиваемость дебиторской задолженности = средняя сумма дебиторской задолженности за период / однодневный товарооборот в розничных ценах.
35. Система налогообложения коммерческого предпр?ятия
Экономические отношения между коммерческими предприятиями и государством регулируются, в основном, посредством системы налогообложения. Целостное представление о совокупности налогов и сборов в России даёт Налоговый Кодекс РФ, ч.I, а также Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года № 21181. В нём определены общие принципы построения налоговой системы, перечислены налоги, сборы, пошлины и другие платежи, взимаемые в бюджет и во внебюджетные фонды. Существующая в России налоговая система насчитывает около 50 видов различных налогов и сборов, из них федеральных – 21, региональных – 4, налогов и целевых сборов местных органов власти – 25. Виды региональных и местных налогов и предельные ставки большинства из них регламентируются российским законодательством, что ограничивает возможности местных органов государственной власти к установлению дополнительных налогов. Федеральные налоги и сборы вводятся в действие, изменяются и дополняются законами, которые принимает Государственная Дума, утверждает совет Федерации и подписывает президент Российской Федерации. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в печати. Налоги призваны выполнять две взаимопротиворечащие функции – фискальную и стимулирующую. Действующая в России налоговая система носит пока фискальный характер. Характеризуя систему налогообложения, следует рассмотреть субъект и источники налогообложения, а также виды налогов и их влияние на экономическую деятельность коммерческого предприятия. По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые – это налоги, взимаемые государством непосредственно с получателей доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика. Косвенные - это налоги на товары и услуги, взимаемые с потребителей, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. Прямые налоги. Для коммерческого предприятия основными прямыми налогами являются: 1. страховые взносы в государственные внебюджетные фонды социального назначения; 2. налог на прибыль; 3. налог на имущество предприятия; 4. налоги уплачиваемые в дорожные фонды и некоторые другие, исходя из вида деятельности коммерческого предприятия. Кратко рассмотрим порядок налогообложения по каждому виду налогов. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды представляют собой обязательные платежи государству и предназначены для дальнейшего оказания услуг населению (выплата пенсий, пособий по уходу за ребёнком, на медицинское обслуживание и другие социальные нужды). Отчисления в пенсионный фонд производятся всеми предприятия от всех фактических затрат на оплату труда в размере 28% и работниками из заработной платы в размере 1%. Не производятся отчисления во внебюджетные фонды с выплат, носящих единовременный и компенсационный характер. В фонд социального страхования направляется 5,4% фактического фонда оплаты труда предприятия. При отчислении в фонд социального страхования страховые взносы не начисляются на выплаты и вознаграждения, полученные за выполнение работ по договорам подряда. Процентная ставка в фонд занятости населения РФ составляет 1,5% фонда оплаты труда. В фонд обязательного медицинского страхования взносы уплачиваются в том же порядке, что и в пенсионный фонд, но в размере 3,6%. Налог на прибыль занимает ведущее место в составе платежей коммерческого предприятию Порядок взимания с предприятий налога на прибыль определяется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 года № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”. Объектом обложения налогом на прибыль является валовая (балансовая) прибыль, уменьшенная или увеличенная в соответствии с установленным законодательством положениями. Под валовой прибылью понимается финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Финансовым результатом может быть не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения коммерческими предприятиями валового дохода от реализации товаров в связи со снижением покупательского спроса, объёмов поставки товаров. Правильное исчисление валовой прибыли, принимаемой для исчисления налога, зависит от точности определения суммы валового дохода и правильности отнесения затрат на издержки обращения. Валовая прибыль торгового предприятия представляет собой сумму: 1. прибыли (убытка) от реализации товаров и услуг; 2. прибыли (убытка) от реализации основных фондов и иного имущества; 3. доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В составе платежей, относимых на результаты деятельности предприятия, учитываются следующие налоги и сборы: - налог на имущество предприятия; - целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории и др. цели; - налог по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; - сборы на нужды образовательных учреждений; - налог на рекламу; - сбор за парковку автомобилей; - сбор на уборку территорий населённых пунктов. Если коммерческое предприятие имеет несколько видов деятельности, то налог исчисляется по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом. Величина облагаемой прибыли может быть уменьшена на сумму отчислений в резервный фонд (для амортизационных отчислений и предприятий с иностранными инвестициями). Эта сумма должна быть не более 25% уставного капитала и не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли. Исчисленная таким образом величина и представляет собой налогооблагаемую прибыль. Для определения подлежащей внесению в бюджет суммы налога из налогооблагаемой прибыли исключается сумма налоговых льгот (но не более 50% налогооблагаемой прибыли), полагающихся данному предприятию в соответствии с действующим законодательством. Сумма прибыли подлежит налогообложению в соответствии с налоговыми ставками, утверждёнными в законодательном порядке. Размер ставки налога в федеральный бюджет для всех предприятий одинаков и составляет 13%. В бюджет субъектов РФ прибыли от посреднической деятельности (а также с банков, страховщиков, страховщиков, бирж, брокерских контор) налог взимался по ставке 30%, с остальных (прочих) предприятий – 22%. Таким образом. налог на прибыль коммерческого предприятия определяется исходя из суммы облагаемой прибыли и установленной процентной ставки. Налог на имущество предприятия введён с 1 января 1992 г. Объектом налогообложения является среднегодовая стоимость имущества, под которым понимается совокупность средств, нематериальных активов, затрат и запасов, находившихся на балансе коммерческого предприятия. Законодательством РФ устанавливаются только предельные ставки налога на имущество предприятий. Конкретные ставки налога определяются законами республик в составе РФ, решениями органов законодательной (представительной) власти. Платежи налога на имущество относятся на финансовые результаты деятельности предприятия. Таким образом, затраты по уплате этого налога уменьшают базу налогообложения по налогу на прибыль. Налоги, уплачиваемые в дорожные фонды определены Законом “О дорожных фондах в РФ”. Законодательством установлены пять видов налогов, направленных в государственные внебюджетные фонды: 1. налог на пользователей автомобильных дорог; 2. налог с владельцев транспортных средств; 3. налог на приобретение автомобильных средств; 4. налог на реализацию горюче-смазочных материалов;акциз с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан Кроме того, существует налог на перепродажу автомобилей, сбор за парковку автотранспорта, но они уплачиваются в местный бюджет. Суммы налогов, уплачиваемые в дородные фонды включаются в издержки обращения коммерческого предприятия. Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог для торговых предприятий является товарооборот, исключая НДС. Размеры налога на пользователей автомобильных дорог могут существенно различаться по регионам России. Налог на транспортные средства, принадлежащие предприятию, уплачивается в дорожный фонд по ставке в зависимости от вида транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу. Налог на приобретение автомобильных средств уплачивается торговым предприятием в размере 20% стоимости приобретаемых легковых. грузовых автомобилей. автобусов м в размере 10% стоимости прицепов, полуприцепов. Сроки оплаты и исчисление размера вышеперечисленных налогов осуществляется в соответствии с инструкциями и постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Косвенное налогообложение отличается от прямого ещё и тем, что при прямом налогообложении сумма налога вносится плательщиком в бюджет, а при косвенном налогообложениии сумма налога, полученная от покупателя перечисляется государству. Следовательно. формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товаров, реально – его покупатель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в государственный бюджет определённой части прироста стоимости продукции, товаров, услуг, имевших место на предприятия. При этом учитывается увеличение стоимости на всех стадиях производства товаров, работ, услуг, а налог вносится по мере их реализации. В России этот налог взимается в размере 20%, по продовольственным и некоторым группам товаров детского ассортимента – 10%. Порядок взимания налога на добавленную стоимость и методика расчёта применительно к торговым предприятиям приводятся в “Инструкции Госналогслужбы РФ “О порядке исчисления и уплаты НДС. Акцизы также являются косвенным налогом и предусматривают изъятие в бюджет дополнительных доходов от продажи ограниченного перечня товаров. Акцизы устанавливаются методом процентных надбавок к розничной цене товаров. Подакцизными товарами являются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, автомашины, меха, одежда из натуральной кожи, ювелирные изделия, бензин автомобильный, ружья охотничьи. Уплата акцизов не освобождает от взимания НДС. Ставки акцизов на отдельные товары народного потребления и порядок их уплаты в бюджет указываются в инструкции Госналогслужбы РФ “О порядке исчисления и уплаты акцизов”. При всём многообразии налогов, взимаемых с юридических лиц, основными доходными источниками государственного бюджета являются: НДС и налог на прибыль предприятия.
Особенности применения единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности. 1) Указанный вид налога регламентируется Федеральным законом № 148-ФЗ от 31.07.98 г. “О едином налоге на вменённый доход”. 2) Областным законом Ростовской области от 30.11.98 г. № 14-3С “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности (с изменениями и дополнениями от 25.12.98 г. от 21.02.99 г. и от 04.06.99 г.). 3) Инструкцией ГНИ по Ростовской области от 29.06.99 г. № 16-07 “О порядке исчисления и уплаты единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности”.
Плательщиками налога являются юридические лица, их филиалы, представительства и др. подразделения. предприниматели, субъекты малого предпринимательства (100 чел.), оказывающие транспортные услуги. Объектом налогообложения является вменённый доход на очередной календарный месяц. Расчёт налога производится с учётом базовой доходности по видам деятельности и корректирующих коэффициентов по ставке 20%. Облагаемой базой являются следующие виды деятельности:
1. Оказание физическим лицам предпринимателями и юр. лицами: · услуг общественного питания (рестораны, кафе, бары, столовые); · розничная торговля через магазины (со среднесписочной численностью до 30 человек), через палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны; · бытовых услуг (ремонт обуви, часов, ювелирных изделий, машин, оборудования, химчистка и др.); · парикмахерских услуг; · медицинских услуг; · косметологических услуг; · ветеринарных услуг; · розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами; · оказание услуг по предоставлению автостоянок и гаражей.
2. Предприниматели, оказывающие: · ремонтно-строительные услуги; · по краткосрочному проживанию; · услуги по обучению, репетиторству, преподаванию.
3. Субъекты малого предпринимательства и предприниматели, оказывающие услуги: · грузовые и пассажирские перевозки.
Имеются следующие льготы по налогообложению: для юрлиц, имеющих работников из числа инвалидов, и лиц – участников аварии на Чернобыльской АЭС, а также для предпринимателей, не использующих в своей деятельности наёмную рабочую силу.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |