Внедрение информационной технологии в практику судовождения по- зволяет интегрировать навигационную и гидрографическую информацию в единой судовой системе и использовать для решения задач безопасности судовождения. Данному вопросу уделяется значительное внимание как на национальном, так и на международном уровне. Активное участие в этом принимают Международная морская организация (IMO), Международная гидрографическая организация (IHO) и Международная электротехническая комиссия (IEC).
Изменение гл. 5 Конвенции СОЛАС-74 меняет принципиальный под- ход к восприятию навигационной карты как источника навигационно- гидрографической обстановки в районе плавания. Навигационная карта в данном случае может быть представлена в электронном виде на экране монитора. Роль человеческого фактора при этом оказывает существенное влияние на оценку обстановки в районе плавания и своевременное принятие решения.
Целью подготовки судоводителя для работы с электронными карто- графическими системами является изучение основных достоинств совре- менного оборудования и исследование ограничений его использования. Традиционные методы навигации должны гармонично применяться наряду с эффективным использованием электронной техники с целью проверки надежности и качества ее работы. В предлагаемом пособии рассмотрены основные особенности применения баз данных в электронных картографических системах. Основное внимание уделено требованиям к корректуре баз данных, как наиболее актуальной проблеме при работе с электронными картографическими системами.
ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ЭЛЕКТРОННЫМ КАРТОГРАФИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ
Развитие электронных картографических навигационных информа- ционных систем и внедрение их на морском флоте можно ассоциировать с появлением первых персональных компьютеров. Наиболее активное раз- витие электронной картографии наблюдается с начала 1980-х гг.
В 1983 г. при IHO был создан комитет по обмену цифровыми данны- ми и сформирована североамериканская рабочая группа и Гидрографиче- ская комиссия Северного моря. Дальнейшее развитие международных структур, занимающихся вопросами развития электронных картографиче- ских систем, можно датировать следующим образом:
1984 г. - организация рабочей группы по системе отображения элек- тронных карт (СОТЭК) при IHO.
1986 г. - организация комитета по СОТЭК при IHO, группа изучений требований к СОТЭК при IMO, радиотехническая комиссия морских служб при IMO.
1987 г. -создание группы координации IMO.
1988 г. - организация рабочей группы по корректуре при содействии ШО - IMO.
1989 г. - создание рабочей группы по кодированию объектов и атри- бутов при IHO и рабочей группы по условным знакам и цветам при IHO.
2. ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ НАВИГАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Системы отображения карт и информации различаются по уровню предъявляемых к ним требований и возможностям отображения навига- ционно-гидрографической информации на экране монитора. Электронные
картографические системы, разделяясь на RCDS, ECS и ECDIS, представ ляют совокупность программных и технических средств, позволяющих решать вопросы безопасности судовождения при использовании элек- тронной базы данных по навигационной гидрографической обстановке в данном регионе.
В RCDS на экране монитора воспроизводятся растровые карты, пред- ставляющие сканерный образ (фотографию) бумажных карт. Они по ото- бражению совпадают с бумажными, что позволяет наглядно отслеживать местоположение судна на дисплее и выполнять сравнение с прокладкой на бумажной карте. Однако использование подобных карт ограничивает возможности судоводителя при решении навигационных задач, обеспечи вающих безопасность судовождения (установка сигнализации при при- ближении к опасностям, обозначенным на карте, плавание по внутренним водным путям и др.), поэтому такие карты могут использоваться только как информационные.
ECS и ECDIS работают с векторными электронными навигационными картами, что значительно увеличивает возможности решения навигационных задач, т.к. все элементы карты имеют определенный код, на который может реагировать электронная картографическая система. Функциональные возможности ECS, по сравнению с RCDS, значительно расширены. Подобная система может решать все основные задачи судовождения и отвечает международным и национальным требованиям. Отображение ENC официальных гидрографических служб не является обязательным условием работы системы, поэтому в ECS могут быть использованы VNC различных коммерческих структур, имеющих свой внутренний формат.
Так же как и RCDS, ECS может использоваться на судне только как информационная система. Наличие бумажной карты, поднятой на уровень современности, является обязательным условием эксплуатации судна.
ECDIS является системой более высокого уровня и должна отвечать всем требованиям IMO, IHO и IEC для ECDIS, а также иметь сертификат о типовом одобрении. Согласно Конвенции СОЛАС-1974, с 2002 г. ECDIS входит в перечень судового навигационного оборудования (правило 19) и может использоваться для ведения исполнительной прокладки. Впервые об этом было официально объявлено в Резолюции ГМО А.817(19) в 1995 г.
При наличии на борту судна ECDIS и коллекции официальных карт ENC может являться юридическим эквивалентом бумажной карте.
ECDIS в этом случае должна состоять из двух комплектов - основного и резервного, объединенных в сеть. Обычно основной комплект устанав- ливается на ходовом мостике, а резервный - в каюте капитана. Сеть до- полнительных станций может быть увеличена и использована для распро странения информации. Поскольку каждая станция функционально неза- висима, она может использоваться для решения различных навигацион- ных целей: прокладки нового маршрута, просмотра коллекции карт и т.д.
ENC в данном случае представляет специально составленную базу данных, опубликованную уполномоченной Гидрографической организа- цией (ГО) или другим соответствующим правительственным учреждени- ем. Она должна отвечать требованиям безопасности морского судовожде ния. Официальной ГО России является Главное Управление Навигации и Океанографии Министерства обороны (ГУНиО МО).
Основной единицей распространения ENC является ячейка, представ- ляющая навигационно-гидрографическую информацию определенного географического района. Объем информации файла ячейки не должен превышать значения 5 Мегабайт. В ячейке содержится часть базы данных навигационно-гидрографической обстановки определенного географического района.
Компоненты основного блока ECDIS предусматривают подключение датчиков, представленных на рис. 1.
Основным требованием, предъявляемым к ECDIS в соответствии с требованиями стандарта IEC 61174, является обязательное подключение датчиков:
1) системы определения места судна (СНС, Лоран, др.);
2)гирокомпаса;
3) лага.
Остальные датчики могут быть подключены по усмотрению фирмы- производителя оборудования.
На рис. 1 представлены компоненты основного блока ECDIS.
Подключение к компьютеру основных датчиков и базы данных по на- вигационной гидрографической обстановке, т.е. откорректированной
электронной карты, позволяет оперативно решать навигационные задачи связанные с безопасностью плавания судна.
Корректура
Корректура
Рис. 1. Компоненты основного блока ECDIS
Большинство картографических систем имеет расширенные возмож- ности решения дополнительных навигационных задач, что значительно облегчает работу судоводителя как в режиме подготовки к плаванию, так и во время плавания. Подобный сервис может включать индикацию ин- формации РЛС/САРП, АИС, эхолота, Навтекс. Эти датчики отображены на рис. 1, но не требуют обязательного подключения.
Важной особенностью является возможность картографической системы воспринимать и отображать в текстовом виде информацию Навтекс с фиксированием на экране электронной карты координат точек, полученных в данных сообщениях.
Это позволяет оперативно производить корректуру электронных карт средствами картографической системы (ручная электронная корректура).
Базы данных по дополнительной навигационной информации (прили- вы, течения, лоции, информация о портах, прогнозе погоды и т.д.) также могут отображаться в ECDIS.
Встроенные в ECDIS программы позволяют решать различные вспо- могательные задачи - остойчивость, астрономические задач и т.д. Кор- ректное решение этих вопросов в соответствии с Конвенционными требо ваниями по несению вахты и оформлению документации значительно снижает нагрузку судоводителя во время навигационной вахты.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление