Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные организации,




УЧАСТВУЮЩИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ
ECDIS, И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Взаимодействие международных организаций, принимающих участие
в развитии ECDIS и внедрению этой технологии на флоте, наблюдается с
момента появления первых электронных карт и прослеживается до на-
стоящего времени. На рис. 2 приведена схема подобного взаимодействия
на 2003 г.

Согласно представленной схеме, вопросами судовождения и безопас-
ности при разработке требований к ECDIS занимается подкомитет по
безопасности судовождения NAV, входящий в состав Морского комитета по безопасности MSC, который входит в 1МО. Документ, разработанный подкомитетом NAV и принятый 1МО в ноябре 1995 г. – Резолюция А.817(19) “Стандарты исполнения ECDIS”, явился основной точкой отсчета в развитии дальнейших требований к ECDIS.

Вопросами разработки требований к оборудованию и тестированию
ECDIS занимается рабочая группа, входящая в состав IEC. Изданный до-
кумент - IEC 61174 является основным стандартом для тестирования
ECDIS.

Вопросы содержания карт, отображения и обновления находятся в ве-
дении Комитета по гидрографическим требованиям к информационным

 

 


системам CHRIS, который входит в состав Международной гидрографи-
ческой организации IHO. Изданные документы:

1. S-52 - “Спецификации содержания карт и отображения в ECDIS”.

2. S-52 App 1 - “Руководство по корректуре электронных навигацион-
ных карт”.


 

Рис. 2. Схема взаимодействия международных организаций

3. S-52 App 2 - “Спецификации цветов и символов”.

4. S-52 App 3 - “Толковый словарь ECDIS - установленные термины”.

5. S-52 App 4 - “Информация по тестовым данным для проверки на
соответствие стандарту IEC 61174”.

6. S-57 - “Стандарт передачи IHO для цифровых гидрографических
данных” (в 3 ч).

Среди прочих организаций, участвующих в стандартизации ECDIS,
следующие: Рабочая группа цифровой географической информации -


DGIWG, Международная организация по стандартам ISO, Международ-
ный морской комитет по радио - CIRM. Согласовывает работу вышеука-
занных организаций группа гармонизации ECDIS - HGE.

4. ИМЯ ЯЧЕЙКИ ЭЛЕКТРОННОЙ
НАВИГАЦИОННОЙ КАРТЫ

Эффективность внедрения новой информационной технологии судо-
вождения в настоящее время зависит от наличия картографических дан-
ных на тот или иной район Мирового океана. Координация работ по соз-
данию ENC осуществляется IHO. В имеющиеся RENC (Англия, Норвегия) поступают данные от ГО. Список и коды некоторых ГО приведены в табл.1.

Таблица 1

 

Код   Страна   Код   Страна   Код   Страна   Код   Страна  
RU   Россия   DK   Дания   DE   Германия   NL   Нидерланды  
SE   Швеция   GB   Англия   ЕЕ   Эстония   РТ   Португалия  
PL   Польша   FR   Франция   N0   Норвегия   FI   Финляндия  

 

 

Распространение данных, произведенных в указанных ГО, осуществ-
ляется через уполномоченные компании, которые организуют службу пе-
редачи картографических данных и данных по корректуре. Эти данные
защищены от несанкционированного использования, и доступ к ним осу-
ществляется по лицензии.

Основной единицей распространения ENC официальных гидрографи-
ческих служб является ячейка. Объем информации в файле ячейки не
должен превышать 5 Мбайт. Имя ячейки состоит из восьми символов:

PPSCCCCC.

Первые два символа РР (см. табл. 1) обозначают код страны-
производителя ENC (например, RU - Россия). Третий символ S представ-


лен цифрами от 1 до 6 и обозначает код масштабного ряда. ГО различных стран могут использовать различные диапазоны масштабов при соблюдении общих требований по назначению данных и диапазон S от 1 до 6 (1 - самый мелкий масштаб, 6 - самый крупный). В электронных ячейках, изготовленных в России, используются диапазоны масштабов, указанные в табл. 2. Остальные пять символов ССССС имени ячейки должны определять уникальный идентификатор ячейки данного масштабного диапазона.
Технические условия производства ENC не определяют правила кодиро-
вания идентификатора ячейки. Каждый производитель картографических данных вправе использовать любую схему кодирования, которая обеспечивает уникальность идентификатора ячейки.

Таблица 2

Символ   Назначение данных   Диапазон масштабов  
S          
  Обзорные   Мельче 1:2 250 000  
    Общее изучение условий плавания в      
    большом водном районе      
  Генеральные   1:2250000-1:300001  
    Обеспечение перехода в открытом море      
  Прибрежные   1:300000-1:80001  
    Обеспечение перехода в зоне видимости      
    берегов или в стесненных навигацион-      
    ных условиях      
  Подходы к берегам   1:80000-1:40001  
    Обеспечение подхода к берегу      
  Гавани   1:40000-1:10001  
    Обеспечение передвижения в пределах      
    акваторий портов, бухт, гаваней и т.п.      
  Планы   1:10000-1:2500  
    Обеспечение маневрирования при швар-      
    товке      

 

 

В России разработан и принят ГУНиО МО способ кодирования ячеек
при производстве ENC на территориальные воды России. Судоводитель
может определить координаты SW угла ячейки, изготовленной в России.

 

 


Доя распознавания большого набора ячеек желательно иметь программу
идентификатора, встроенную в ECDIS.

Рассмотрим систему кодирования 4-, 5-, 6-, 7- и 8-го символов ячейки,
изготовленной ГУНиО МО в России.

Старший разряд кода широтного пояса (четвертый символ имени
ячейки) определяется согласно табл. 3.

 

 

Старший разряд кода долготного столбца (шестой символ имени
ячейки) определяется согласно данным табл. 4.

Таблица 4

Код   I   J   К   L   M   N     Р   Q   R  
Долгота Е   0 10         30 i   40 5   0 60           90 100  
Код   S       Т   U   V   \v   /   X       Y Z  
Долгота Е                         170 180°  
Код   Н   G   F   Е   D   С   В   А      
Долгота W   0 10         30 А   Ю 5(   [) 60           90 100  
Код     Ђ                       1 0  
Долгота W                         170 180  

 

Младшие разряды кода широтного пояса (пятый символ имени ячей-
ки) и кода долготного столбца (седьмой символ имени ячейки) определя-
ются по табл. 5, откуда видно, что каждая зона, образованная пересечени-
ем широтного пояса и долготного столбца, имеет размеры 20х20'. При
создании соседних ячеек, имеющих данные крупного масштаба, может
оказаться, что их юго-западные углы попадают в пределы одной и той же
зоны. В таком случае порядковые номера ячеек кодируются восьмым сим-
волом имени.


В практической деятельности судоводителю обычно приходится ре-
шать задачу определения страны-производителя ячейки, диапазона мас-
штаба, в котором может быть изготовлена ячейка, и приблизительных гео-
графических координат SW угла этой ячейки.

Таблица 5

Символ   Л<р (Л^,)   Символ   Д(р (A?i)   Символ   Д(р (ДХ)  
  О'-20'   А   3°20'-3°40'   К   6°40'-7°00'  
  20'-40'   В   3°40'-4°00   L   7°00'-7°20'  
  40'-60'   С   4°00'-^°20'   М   7°20'-7°40'  
  1°-1°20'   D   4°20'-4°40'   N   7°40'-8°00'  
  1°20'-1°40'   Е   4°40'-5°00'     8°00'-8°20'  
  1°40'-2°00'   F   5°00'-5°20'   Р   8°20'-8°40'  
  2°00'-2°20'   G   5°20'-5°40'   Q   8°40'-9°00'  
  2°20'-2°40'   Н   5°40'-6°00'   R   9°00'-9°20'  
  2°40'-3°00'   I   6°00'-6°20'   S   9°20'-9°40'  
  3°00'-3°20'   J   6°20'-6°40'   Т   9°40'-10°00'  

 

В качестве примера приведем последовательность действий судоводи-

теля при анализе имени ячейки RU6MDLAO:

RU - см. табл. 1 - ячейка произведена в России;

6 - см. табл. 2 - ячейка предназначена для обеспечения плавания

внутри порта и проведения швартовных операций (диапазон масштаба

1:10000-1:2500);

MD - широта SW угла зоны от 44°20'N до 44°40'N;

М - см. табл. 3 - старший разряд кода широтного пояса 40° N - 50°N;

D - см. табл. 5 - младший разряд кода широтного пояса Δφ = (4°20' -

-4°40');

LA - долгота SW угла зоны от 33°20'Е до 33°40'Е;

L - см. табл. 4 - старший разряд кода долготного столбца 30°Е - 40°Е;

А - см. табл. 5 - младший разряд кода долготного столбца Δλ = (3°20'-

-3°40');

О - символ индивидуального кода ячейки в зоне MDLA (других ячеек
нет).

 

 


5. КОРРЕКТУРА ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ
5.1. Основные положения

Активное внедрение в практику судовождения электронных картогра-
фических систем требует автоматизации решения вопросов корректуры и
разработки требований к ручной электронной корректуре электронных
навигационных карт, используемых в этих картографических системах. На
многих судах имеются электронные картографические системы ECDIS,
ECS и RCDS.

Векторные электронные карты представляют базу данных по навига-
ционно-гидрографической обстановке в определенном районе. Их грани-
цы могут совпадать с границами бумажных карт.

Корректура векторных электронных навигационных карт в ECDIS или
ECS и растровых электронных навигационных карт в RCDS может проис-
ходить на основании различных источников информации, включая и из-
вещения мореплавателям (ИМ), выпущенные для корректуры бумажных
карт.

Наибольшее внимание уделяется работе с ECDIS - системой более
высокого уровня. Требования к работе с ECDIS изложены в Международ-
ных Конвенциях СОЛАС-74 и ПДНВ-78 с поправками 1995 г. Основные
положения по подготовке специалистов, работающих с ECDIS, отражены
в модельном курсе IMO 1.27 - “Использование электронных карт и ин-
формационных систем ECDIS” 2000 г.

В соответствии с новыми требованиями Гл. V Конвенции СОЛАС-74
на судне может быть использовано конвенционное оборудование ECDIS.
При наличии откорректированных на уровень современности ENC на рай-
он плавания и системы резервирования (Back-up) это оборудование ле-
гально может использоваться без бумажных карт.

Морские администрации государств вправе вносить поправки по обя-
зательному оснащению своих судов, имеющих на борту ECDIS, при по-
мощи дополнительной коллекции бумажных карт.

Back-up (Slave) подразумевает наличие на борту резервного комплекта
ECDIS или дублирование основного комплекта ENC откорректированны-
ми бумажными картами.


Официальными ENC являются карты, изготовленные официальной ГО
или уполномоченной ею организацией. Эти карты должны быть выполне-
ны в соответствии со стандартом IHO S57 - “Стандарт передачи IHO циф-
ровых гидрографических данных”, вступившим в силу после 1996 г. Офи-
циальные ENC, изготовленные в соответствии с этим стандартом, имеют
версию S57(3), т.к. они вступили в силу в 1996 г., и выше 357(3.1), если
они вступили в силу позднее 1996 г. Все другие электронные карты, вы-
пущенные ранее официальными ГО согласно стандарту S57 или выпус-
каемые в настоящее время различными коммерческими структурами, не
имеют статуса официальных.

Некоторые официальные ГО изготавливают растровые карты RNC,
которые также называются официальными RNC и отображаются в ECDIS
и ECS, но не могут заменить официальные ENC.

В отличие от системы ECDIS, во всех других картографических сис-
темах электронная карта воспринимается только как источник дополни-
тельной информации и не отменяет бумажную карту, которая должна обя-
зательно корректироваться.

Электронные картографические системы ECS предназначены для
повышения безопасности плавания и являются только дополнительным средством контроля местоположения судна, приближения к опасностям и решения различных навигационных задач. Векторные карты для ECS могут изготавливаться любыми организациями в соответствии с Международными требованиями ISO, предъявляемыми к технологии производства электронных карт. База данных по навигационно-гидрографической обстановке для ECS должна соответствовать требованиям ECS Dadabase.

Растровые карты в RCDS представляют графическую копию бумаж-
ной карты, отображаемую на экране монитора. Графическая копия удобна
в восприятии, т.к. полностью соответствует бумажной, но менее информа-
тивна и не позволяет решать многие навигационные задачи, связанные с
безопасностью судовождения.

Как отмечалось ранее, единицей распространения векторной элек-
тронной карты является ячейка, представляющая базу данных по навига-
ционно-гидрографической обстановке на определенный географический район.

 


Она ограничена двумя параллелями и меридианами. Нарезка ячеек
может отличаться от традиционной нарезки бумажных карт.

Требования к корректуре ENC в ECDIS более высокие и имеют стан-
дартизированный подход.

Основными документами, определяющими корректуру электронных
карт в ECDIS, являются стандарт IHO S57 и издание IHO S52 - “Стандарт
содержания карт и отображения в ECDIS”.

Обобщенные результаты нашли отражение в Резолюции IMO
А.817(19) - “Эксплуатационные требования к электронным картографиче-
ским навигационным информационным системам (ECDIS)”.

Согласно стандарту S57 вся информация о навигационной обстановке
хранится в векторной форме, обеспечивающей существенную экономию
объема памяти для хранения карты. При этом требуется минимальное
время для перезагрузки карты на экране. В стандарте S57 рассматривается
механизм корректуры, позволяющий корректировать отдельные составляющие данных.

Наибольшее внимание практическим вопросам корректуры официальных ENC уделено в документе S52, который содержит прил. 1 - “Руководство по корректуре ENC”. Основные требования, установленные для корректуры официальных ENC судовой ECDIS, изложены в Резолюции IMO А.817(19). Координация действий по распространению ENC и корректурной информации осуществляется специальным комитетом IHO согласно мировой базе данных электронных навигационных карт (WEND). Хранение и распространение информации по обеспечению судов официальными ENC и их корректурой выполняет Региональный координационный центр (RENC) через дистрибьюторскую сеть.

5.2. Требования IHO S52 - “Руководство по корректуре ENC”

Основные положения руководства определяют требования к коррек-
туре и сервису распространения корректурной информации. Официальная
корректура IHO должна отличаться от местной, выпущенной портовыми властями, a ECDIS минимальной способности должна отражать различные
методы корректуры.

 

 


Руководство определяет следующие категории сервиса:

 

1. Сервис по расписанию - сервис корректуры в определенные интер-
валы времени, заранее известные отправителю и получателю.

2. Сервис по требованию - любой сервис корректуры, выраженный
требованием индивидуального пользователя, т.е. передача корректуры по
запросу пользователя.

3. Чрезвычайный сервис - любая передача корректуры, не использующая регулярное расписание и содержащая срочную информацию, касающуюся ENC.

Методы корректуры подразделяются на различные категории:

1. Категории применения:

Ручная корректура - основана на неформатированной информации
корректуры (ИМ, передача голосом по радио и т.д.). Корректурная информация должна вводиться в структурированной форме, соответствую-
щей стандарту ECDIS.

Производство ручной корректуры осуществляется с помощью графического редактора, имеющегося в электронной картографической системе.
Создаваемые судоводителем корректурные файлы нумеруются и хранятся
в определенной последовательности. Обычно информация последующих
файлов включает информацию предыдущих. Это позволяет периодически
уничтожать предыдущие файлы. При наложении информации корректурного файла на основную карту на экране монитора можно наблюдать от-
корректированную карту.

Основной особенностью является то, что отображение основной кар-
ты будет отличаться от отображения внесенной корректурной информации.

Автоматическая корректура - процесс корректуры, при котором ее
информация воспринимается в SENC без вмешательства оператора - может быть разбита на два подкласса.

1. Полная автоматическая корректура - метод корректуры, при котором данные корректуры достигают ECDIS напрямую от дистрибьютора,
без какого-либо вмешательства человека. Это может быть достигнуто через передачу по радио в автоматическом режиме.

 

 


Следуя процедурам подтверждения или приема, ECD1S автоматически производит корректуру SENC. Судоводитель при этом не предпринимает никаких действий, а только отслеживает дату последней корректуры карт судовой коллекции, убеждаясь в том, что корректура прошла и карты откорректированы.

2. Полуавтоматическая корректура - метод корректуры, требующий
вмешательства человека для установления связи между техническими
средствами, используемыми для передачи информации по корректуре, и
ECD1S. Следуя процедурам подтверждения или приема, ECD1S автомати-
чески производит корректуру в SENC. В таких случаях судоводитель вы-
нужден предпринимать определенные действия для корректуры судовой
коллекции карт.

Как правило, информацию о корректуре можно получить при исполь-
зовании сети Интернет и наличии доступа к корректурным файлам карт
судовой коллекции на сайте официального дистрибьютора корректуры
посредством заключения договора между ним и судовладельцем.

Откорректировать карты можно также, заказав через агента или предста-
вителя компании в порту CD-диск с обновленной коллекцией карт или дискету с набором корректурных файлов из судовой коллекции электронных карт.
Информация с дискеты позволяет изменять состояние ENC. Карты с диска CD полностью заменяют коллекцию карт на откорректированную.

Периодичность издания новых CD-дисков обычно составляет три месяца.

Некоторые фирмы предлагают сервис корректуры с использованием
каналов телефонной связи. Для этого судоводитель в порту должен дозво-
ниться до фирмы-производителя корректуры и получить кодированную
информацию по корректуре для своей судовой коллекции по каналу теле-
фонной связи.

Сервисные возможности различных электронных картографических
систем могут быть различны.

2. Категории с различным отношением к объектам базы данных:

- присоединяемая корректура (автоматическая) - изменяет информа-
цию, содержащуюся в предшествующей SENC;

 

- неприсоединяемая (ручная) - не изменяет информацию SENC. Эта
форма корректуры просто добавляет дополнительную информацию в

SENC. Целесообразно использовать ее в качестве временной или предва-
рительной корректуры.

3. Категории с различной совокупностью информации:

- последовательная корректура - новая корректирующая информация,
которая появилась со времени предыдущей корректуры;

- накопленная корректура - совокупность всей последовательной кор-
ректирующей информации, выпущенной со времени самого позднего из-
дания ENC;

- составная корректура - последняя корректура, представляющая но-
вую печать или переиздание ENC.

4. Категории с различным форматом:

- неформатированная корректура - формат отличен от стандарта IHO,
используемого при производстве ENC, и воспринимается ECDIS в виде
дополнительной информации (ручная корректура, отображение на экране
выборочной информации из лоций и т.д.);

- форматированная корректура - корректура, читаемая машиной, и
изменяющая состояние и отображение ENC (автоматическая корректура).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.