КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подсистема размещения топлива на ЛА
Общие положения Часть 2. Топливные системы ЛА Топливная система предназначена для размещения топлива на борту ЛА и обеспечения бесперебойной подачи топлива к двигателям, ВСУ и другим агрегатам (например, керосиновый обогреватель КО-50 на вертолете Ми-8). Топливная система состоит из следующих основных подсистем: - подсистемы размещения топлива на ЛА (топливные баки); - подсистема дренажа топливных баков; - подсистемы подачи топлива в двигатели и ВСУ; - подсистемы перераспределения топлива по бакам ЛА (подсистема перекачки); - подсистемы заправки баков; - подсистема кольцевания; -подсистемы слива топлива, которая, в свою очередь, подразделяется на подсистемы: аварийного слива в полете; слива на земле и слива отстоя; - подсистемы управления и контроля работы ТС. Топливо на борту ЛА размещают в топливных баках. Различают мягкие топливные баки, изготовленные из эластичных материалов (резины, пластмассы) и установленные в специальных отсеках (обычно используют на вертолетах), и топливный бак-кессон (топливный отсек) — герметичный отсек конструкции, предназначенный для размещения топлива. Бак-кессон образован стенками лонжеронов, верхней и нижней панелями крыла (обшивкой, работающей на сдвиг, растяжение-сжатие и подкрепленной стрингерами) и воспринимает все усилия, действующие на крыло самолета. Типовая конструкция бака-кессона на примере самолета Суперджет приведена на рис.1.1.
Рис.1.1 В многобаковой конструкции топливной системы бак (отсек), из которого топливо подается к двигателям и другим потребителям, называется расходным. Расходный бак может находиться внутри предрасходного. Основная задача при размещении топливных баков состоит в обеспечении минимального изменения центровки самолета по мере выработки топлива. Дренажный бак самолета — специальная емкость или герметичный отсек конструкции самолета, предназначенные для сбора топлива, попавшего в трубопроводы системы дренажа, и предупреждающие выброс этого топлива за борт самолета. Дренажный бак также предназначен для перетекания топлива из других баков в случае теплового расширения топлива при стоянке с полными баками, а также для кратковременного заполнения этого бака в случае отказа клапанов заправки, во избежание раздутия баков. Все топливо современных ЛА располагается, как правило, в крыле (центроплане) в нескольких баках. Количество баков может быть различным - от трёх до восьми и более. У некоторых самолетов (Ил-62, Боинг-747) часть топливных баков располагается в хвостовой части. Топливные баки имеют свободный дополнительный объем для безопасного расширения топлива во всех эксплуатационных температурных режимах. Основной принцип компоновки топливных систем всех самолётов заключается в том, чтобы каждый двигатель питался от своего бака (группы баков), расположенных на минимальном удалении от него. Если двигателей на самолёте всего два, то сначала они питаются от центрального бака, а затем каждый от своего. На рис.1.2 приведена схема размещения топлива на самолете Ил-76.
Так как на самолете четыре двигателя, то и топливо размещается в четырех независимых группах баков максимально приближенных к двигателям. В каждой изолированной группе баков имеется по три бака. Каждый двигатель питается от своей группы баков, нумерация групп соответствует принятой нумерации двигателей (первая группа баков - группа, питающая двигатель 1, вторая группа баков - группа, питающая двигатель 2,и т.д.). В каждую группу входят главный бак (бак 1Г - в первой группе, 2Г - во второй группе, 3Г - в третьей группе, 4Г - в четвертой группе), дополнительный бак (баки 1Д, 2Д, 3Д, 4Д) и резервный (1Р, 2Р, 3Р, 4Р). Баки отделены один от другого герметичными перегородками. Главные баки всех групп имеют расходные и предрасходные отсеки; дополнительные и резервные баки - только предрасходные отсеки. В расходных отсеках главных баков установлено по два насоса подкачки топлива к двигателю, в предрасходных отсеках баков - насосы перекачки топлива в расходные отсеки главных баков (по два насоса перекачки в предрасходных отсеках дополнительных и резервных баков и по одному насосу в предрасходных отсеках главных баков). На рис.1.2 приведена схема размещения топлива на самолете Суперджет. На самолете два двигателя, поэтому основными являются крыльевые баки-отсеки соответствующей консоли, а резервным (из него топливо подается к обоим двигателям) является центральный бак, размещенный в центроплане крыла. Крыльевые топливные баки разделены на три отсека каждый: — отсек № 1 – расположен между бортовой нервюрой и нервюрой № 3; — отсек № 2 – расположен между нервюрами № 7 и № 16; — отсек № 3 – расположен между нервюрами № 3 и № 7. В отсеке № 3 выделен расходный отсек, предназначенный для того, чтобы препятствовать отливу топлива от заборных трубопроводов насосов подкачки при различных эволюциях самолета и для обеспечения бесперебойной подачи топлива к двигателю.
Рис.1.3
Расходные отсеки, которые практически на всех этапах полета являются полностью заполненными, выполняют функции противоперегрузочных (предотвращают отлив топлива от заборных патрубков подкачивающих насосов при кратковременных отрицательных перегрузках) и противоотливных (предотвращают отлив топлива при маневрировании ЛА) отсеков. Центральный бак расположен в центроплане между бортовыми нервюрами и между передним и задним лонжеронами. На рис.1.4 приведена схема размещения топлива на самолете А-320.
Топливо на борту самолета размещается в трех баках: - баке-кессоне левой консоли крыла (LH wing tank); - баке-кессоне правой консоли крыла (RH wing tank); - центральном баке-кессоне в центроплане крыла (center tank). В каждой консоли крыла в концевой ее части имеется дренажный бак (vent surge tank), являющийся элементом системы дренажа. Все топливные баки и дренажный бак имеют клапаны слива воды (water drain valves), установленные в самых низких точках баков. Герметичность бака обеспечивается выполнением двух линий герметизации по болтовым и заклепочным соединениям: внутришовной - герметик закладывается между сопрягаемыми элементами конструкции в процессе сборочных работ; поверхностной - герметик наносится в виде жгутов по углам, стыкам, кромкам сопрягаемых деталей с последующим нанесением герметика кистевой консистенции по всем требующим герметичности болтам, стыковым заклепочным швам после сборки узлов и агрегатов. В непроходных заклепочных соединениях (в которых утечка топлива, возможна только по заклепке) герметичность обеспечивается самим методом клепки без применения герметиков. Для выявления возможных дефектов герметичности внешняя поверхность заправленных баков и смежных с ними участков конструкции подлежит визуальному осмотру непосредственно после полной заправки и после полета. В целях дефектации все виды негерметичности разделяются на запотевание, пятно с растеканием, сильное просачивание или капельную течь, струйную течь. Каждый вид определяется визуальным наблюдением смоченной поверхности вокруг места течи. Для точной оценки места и характера негерметичности смоченные поверхности должны быть чисто насухо протерты перед наблюдением. Градация видов негерметичности основана на 15-минутном наблюдении после того, как негерметичное место конструкции обнаружено и поверхность его насухо протерта ветошью /или фильтровальной бумагой. Запотевание - небольшое увлажнение поверхности на участке Ø50 мм, не более, за указанное время. Пятно с растеканием - утечка топлива без каплеобразования с растеканием по поверхности на участие Ø150 мм, не более, за указанное время. Сильное просачивание или капельная течь - потеря топлива с каплеобразованием не более 30 капель в минуту. Струйная течь - потеря топлива с каплеобразованием более 30 капель в минуту или с образованием струйки. Авиационное топливо не является идеально чистым, хотя и имеет высокую степень очистки - оно содержит растворимую в нём воду. Вода в топливо поступает из атмосферы, во время контакта поверхности топлива с воздухом в топливном баке. Т.к. плотность воды больше чем у топлива, вода постепенно отстаивается и опускается на дно бака. Перед каждой новой заправкой топлива и после её окончания производится слив отстоя воды из топливных баков через специальные краны слива. Это является обязательной операцией при подготовке самолёта к вылету. Тем не менее, растворённая вода всё равно присутствует в топливе. Температура воздуха на высоте 10-11 километров около минус 500С. Топливо при таких температурах практически не меняет своих свойств, а вот растворённая в нём вода кристаллизуется и, попадая на топливные фильтры, кристаллы воды их забивают. Чтобы предотвратить негативное воздействие этого явления, в линии подачи топлива к каждому двигателю установлены топливо - масляные радиаторы. Установка этих агрегатов позволяет решить следующие задачи, во-первых, в них происходит нагрев топлива (после прохождения ТМР кристаллизация воды отсутствует) и, во-вторых, происходит охлаждение масла из масляной системы двигателя. Кроме того, для предотвращения кристаллообразования воды в зимнее время в топливо многих самолётов добавляются специальные присадки, их применение также повышает стабильность работы топливной системы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |