КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подсистема дренажа топливных баков
Подсистема дренажа топливных баков предназначена: - для поддержания в баках давления близкого к атмосферному с целью предотвращения их разрушения на всех этапах эксплуатации, включая заправку и слив топлива; - для обеспечения пожаробезопасности топливной системы путем выведения паров топлива за борт самолета. В общем случае подсистема дренажа включает: - воздухозаборники, обычно расположенные на нижней панели крыла в дренажных баках; - дренажные баки; - систему трубопроводов, по которой воздух подается во все топливные баки системы; - предохранительные клапаны, предотвращающие повышение давления в баках выше заданного; - вакуум- клапаны, обеспечивающие связь баков с атмосферой в случае засорения заборных патрубков; - устройства, предотвращающие попадание пламени в подсистему дренажа при аварийных ситуациях (пламепреградители) и др. В конструкции подсистемы учитывается, что на основных этапах полета (набор высоты, крейсерский полет, движение по аэродрому) наиболее «высокими» точками являются области отсеков вблизи передних лонжеронов. Именно в эти области выводятся выходные патрубки системы основного дренажа. Однако на некоторых этапах полета (торможение, аварийное снижение) топливо приливает к переднему лонжерону и перекрывает выходные патрубки основного дренажа. В этом случае на ряде самолетов используется система дополнительного дренажа, выходные патрубки которого расположены в области заднего лонжерона крыла. Рассмотрим конструкцию и работу подсистем дренажа современных самолетов. На рис.1.5 приведена схема дренажной системы самолета Ил-76. Дренажная система выполнена раздельно для баков левого и правого полукрыла. В каждом полукрыле предусмотрено два дренажа: основной, обеспечивающий дренирование баков в горизонтальном полете, в наборе высоты и на земле, а также дополнительный, обеспечивающий дренирование баков при планировании (аварийном снижении), когда выходные патрубки основного дренажа будет залит топливом. В каждом полукрыле имеется дренажный бак для сбора топлива, попадающего в дренажный трубопровод. Накопившееся в дренажных баках топливо автоматически перекачивается в резервные топливные баки двигателя 1 (из левого дренажного бака) и двигателя 4 (из правого дренажного бака). Перекачка может быть включена вручную с центрального пульта летчиков. Каждый дренажный бак сообщается с атмосферой посредством воздухозаборника, выведенного под нижнюю поверхность концевой части крыла. Воздухозаборник 6 дренажа состоит из трех патрубков: заборного, клапанного и внутрибакового. Конец заборного патрубка, выведенный под нижнюю панель крыла, имеет срез под углом 46° к направлению набегающего в полете потока воздуха. В расточках четырех приливов клапанного патрубка установлены три вакуумных клапана 5 и один предохранительный 4. Вакуумные клапаны 5 служат для сообщения дренажной магистрали с атмосферой, если перекроется заборный патрубок и в надтопливном пространстве баков образуется разрежение, предохранительный клапан 4 сообщает дренажную магистраль с атмосферой при повышении давления в магистрали. В горизонтальном полете и наборе высоты при наличии топлива в баке магистраль дополнительного дренажа перекрыта заслонками поплавковых клапанов. Дренирование топливного бака происходит через магистраль основного дренажа: поток набегающего воздуха через воздухозаборник создает избыточное давление в дренажном баке и через трубопровод дренажной магистрали в надтопливном пространстве бака. Если перекрыто входное сечение воздухозаборника (обмерзание), дренажная магистраль разобщается с атмосферой и в баках при снижении самолета или по мере выработки топлива в горизонтальном полете будет уменьшаться давление. При увеличении перепада между давлением в дренажном баке и давлением в дренажной магистрали и топливных баках до величины 0,02кгс/см2 откроется три вакуумных клапана, установленных в клапанном патрубке воздухозаборника, и соединят дренажную магистраль и надтопливное пространство баков с атмосферой. Если давление в топливных баках будет выше атмосферного, срабатывает предохранительный клапан, установленный в клапанном патрубке воздухозаборника, надтопливное пространство баков через дренажную магистраль соединится с атмосферой и давление в баках выравнивается.
Дренажная система топливных баков самолета Суперджет предназначена для предотвращения возникновения таких величин перепадов давлений между баками и атмосферой, которые могли бы привести к повреждению топливных баков. Кроме того, дренирование баков позволяет снизить пожаробезопасность путем выведения топливно-воздушной смеси за борт ЛА. Система дренажа топливных баков, схема которой показана на рис.1.6, поддерживает давление воздуха в надтопливном пространстве топливных баков близким к давлению наружного воздуха во всех ожидаемых условиях эксплуатации, в том числе в процессе: — заправки или слива топлива на земле; — набора высоты и снижения самолета. Система дренажа топливных баков включает: — два воздухозаборника дренажа, расположенные под пламепреградителями в дренажных баках левой и правой консоли; — два дренажных бака; — дренажный короб, соединяющий дренажные баки; — трубопроводы дренажа, откачки; — струйные насосы и трубопроводы откачки; — поплавковые клапаны; — предохранительные пружинные клапаны; — предохранительные разрывающиеся диски; — пламепреградители. Надтопливное пространство топливных баков сообщается с атмосферой с помощью трубопроводов дренажа через два воздухозаборника 1, расположенные в каждом дренажном баке в местах вне вероятных зон удара молнии. Дренажный короб, выполненный между стрингерами верхних панелей крыла, соединяет дренажные баки. Каждый топливный бак соединяется с дренажным коробом трубопроводом, передний конец которого выведен к переднему лонжерону. На заднем конце этого трубопровода установлен поплавковый клапан, предотвращающий попадание топлива в дренажный короб. На ответвлениях дренажного трубопровода в центральном баке установлены поплавковые клапаны, предотвращающие попадание топлива в дренажный короб при кренах самолета. На нервюре 16 установлены поплавковые клапаны, предотвращающие попадание топлива из отсеков №2 в дренажные баки через отверстия, соединяющие надтопливные полости. Также на нервюрах 16 установлены клапаны сброса давления (на рисунке не показаны), отрегулированные на избыточное относительно атмосферы давление 40кПа (0,4 кгс/см2).
В дренажных баках на нижней обшивке консоли крыла между нервюрами 16 и 17 установлены разрывающиеся диски 3, которые рассчитаны на разрушение в случае повышения избыточного давления в топливных баках выше 70кПа (0,7кгс/см2) относительно атмосферного давления и в случае создания отрицательного перепада давления относительно атмосферного давления более 15 кПа (0,15кгс/см2). В нижней зоне каждого из дренажных баков установлен датчик – сигнализатор уровня (на рисунке не показан), посылающий сигнал в систему заправки топливом на блокировку заправки при заполнении 1/3 высоты дренажного бака топливом, и всасывающие патрубки струйных насосов 4, предназначенных для откачки топлива, попавшего в дренажные баки. В отсеках №2 каждой консоли установлено по одному струйному насосу 4, предназначенному для удаления из дренажного бака топлива, попавшего в дренажный бак при рулении или эволюциях самолета. На всасывающих патрубках установлены обратные клапана. Сопла струйных насосов подключены к напорным трубопроводам активного топлива, а выходные патрубки сообщены с отсеками №3, куда подается топливо из дренажных баков. Для предотвращения проникновения пламени в топливные баки, в случае аварийной посадки, в воздухозаборниках дренажной системы между нервюрами 17 и 18 установлены пламепреградители. Описание основных элементов конструкции подсистемы дренажа, размещенных в дренажном баке (см. Рис.1.7) приведено ниже.
Рис.1.7
А. Разрывающийся диск Разрывающийся диск установлен внутри дренажного бака на обшивке крыла между нервюрами №16, 17. Разрывающийся диск предназначен для предотвращения резкого изменения давления в топливных баках относительно атмосферного давления. При повышения избыточного давления в топливных баках выше 70кПа (0,7кгс/см2) относительно атмосферного давления и в случае создания отрицательного перепада давления относительно атмосферного давления более 15кПа (0,15кгс/см2) происходит разрушение разрывного диска и выравнивание внутрибакового давления с атмосферным. Б. Пламепреградитель Пламепреградитель установлен внутри дренажного бака между нервюрами №17, 18. Пламепреградитель предназначен для предотвращения проникновения пламени в топливные баки при аварийной посадке. Пламепреградитель работает по принципу лабиринтного воздушного фильтра, отсекая пламя, возникшее снаружи самолета в систему дренажа, где присутствуют пары топлива. В. Клапан сброса давления Клапан сброса давления установлен на нервюре №16. Клапан предназначен для сброса избыточного давления в баках относительно атмосферного давления воздуха. Клапан сброса давления закрыт при внутрибаковом давлении менее 40кПа (0.4кгс/см2). Тарелка клапана под действием загрузочных пружин плотно прижата к седлу клапана и закрывает отверстие, соединяющее полости дренажного бака с отсеком №2 крыльевого топливного бака. При повышении давления внутри топливного бака до 40кПа (0.4кгс/см2) избыточное давление преодолевает усилие пружин и открывает клапан, стравливая давление. Принципиальная схема подсистемы дренажа самолета А-320 показана на рис.1.8. По конструкции и принципу работы она подобна подсистеме дренажа самолета Суперджет.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |