Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система сигнализации о возникновении пожара и дыма




Часть V. Противопожарные системы ЛА

Лекция 18

Противопожарная система (ППС) современного летательного аппарата (противопожарное оборудование ЛА) включает следующие основные элементы:

система сигнализации о возникновении пожара и дыма;

системы обнаружения пожара и дыма;

системы пожаротушения.

На современном ЛА члены экипажа извещаются о пожаре с помощью следующих технических средств:

- мигающего красного табло "Пожар" в кабине;

-мнемонического светового табло на панели управления и сигнализации противопожарной системы;

- сигналами речевой информации, поступающими в телефоны членов экипажа в форме сообщения.

Возникновение пожара на ЛА фиксируется также системой регистрации режимов полета (например, МСРП). Возникновение пожара контролируется термоэлектрическими системами обнаружения пожара. Для обнаружения пожара в пожароопасных зонах (гондолы двигателей, носки крыла, отсек ВСУ и др.) на отечественных ЛА применяются системы ССП-2А сер.2. В дополнение к системе сигнализации о пожаре, может быть установлена система сигнализации о перегреве внутри гондол двигателей при возможном разрушении труб отбора горячего воздуха. Так, на самолете Ил-76 для этих целей используются датчики П-77 вар.2 в комплекте с сигнализаторами повышения температуры 5747Т.

Система сигнализации дыма обеспечивает членов экипажа информацией о появлении дыма в грузовой и пассажирских кабинах. Эту информацию члены экипажа получают с помощью специального сигнального табло и сигнала системы речевой информации в виде сообщения. В системе сигнализации дыма применяются фотоэлектрические датчики дыма (например, ДС-3М на самолете Ил-76). Контроль исправности элементов сигнализации осуществляется из кабины летчиков.

В качестве примера рассмотрим конструкцию и работу системы сигнализации о пожаре самолета Ту-154М.

Средствами обнаружения пожара на самолете оборудованы отсеки (гондолы) двигателей и отсек бортовой вспомогательной силовой установки (ВСУ), а средствами обнаружения дыма - грузовые помещения №1 и 2. Оповещение экипажа о возникновении пожарной ситуации в указанных отсеках осуществляется с помощью системы сигнализации о пожаре ССП-2А сер.2, о появлении дыма - с помощью сигнализаторов ДС-3М. Световая сигнализация дублируется непрерывным звучанием сирены C-1, установленной на правом боковом пульте пилотов. Сирена может быть принудительно отключена выключателем СИРЕНА, установленным на электрощитке бортинженера.

На самолете установлено четыре комплекта системы ССП-2А сер.2: три комплекта обслуживают отсеки двигателей и один комплект - отсек ВСУ. В комплект системы входят исполнительный блок БИ-2А сер.2 и 18 датчиков типа ДПС. Датчики установлены в защищаемых от пожара отсеках, а исполнительные блоки - в техническом отсеке №5. С исполнительным блоком соединены шесть групп датчиков - по три последовательно соединенных датчика в группе. Система сигнализации о пожаре включает в себя также четыре лампы-кнопки, три светосигнальных табло ПОЖАР, кнопку контроля ламп, два переключателя и коммутационную аппаратуру.

Исполнительный блок предназначен для выдачи в систему противопожарной защиты самолета сигнала напряжением бортовой сети при достижении у датчика (группы датчиков) термоэлектродвижущей силы установленного значения. Датчик ДПС предназначен для выдачи сигнала на исполнительный блок при возрастании температуры среды, окружающей датчик, выше установленного предела. В каждой гондоле двигателей размещено по 18 датчиков, а в отсеке ВСУ - 9 датчиков, работающих совместно с четырьмя соответствующими исполнительными блоками. Работа датчика состоит в том, что при быстром нагреве термобатареи ее рабочие спаи нагреваются значительно быстрее нерабочих спаев. В результате этого возникает разность нагрева рабочих и нерабочих спаев и на выходе датчика появляется термоэлектродвижущая сила.

Лампы-кнопки и светосигнальные табло «ПОЖАР». Четыре лампы-кнопки предназначены для оповещения экипажа о возникновении пожара в соответствующем защищаемом в пожарном отношении отсеке и ручного включения огнетушителей первой очереди в случае отказа системы ССП-2А сер.2. Светосигнальные табло «ПОЖАР» включаются при возникновении пожара в любом из защищаемых отсеков или появлении дыма в грузовом помещении. Одно табло расположено на панели системы тушения пожара и два табло - на козырьке приборных досок пилотов.

Переключатели. Переключатели предназначены для раздельной проверки исполнительных блоков и проверки групп датчиков системы сигнализации о пожаре.

Принцип работы системы ССП-2А сер.2 основан на использовании явления возникновения термоэлектродвижущей силы в термобатарее датчика при изменении температуры контролируемого отсека. При достижении в контролируемом отсеке температуры 180 - 400°С со скоростью нарастания 2 - 4°С/с датчик (группа датчиков) создает термоэлектродвижущую силу 47-60 мВ, которая поступает на вход комбинированного блока и суммируется алгебраически о напряжением, поступающим со схемы установки уровня срабатывания. Разность напряжений сигнала датчика и выходного напряжения схемы установки уровня срабатывания подается на дифференциальный усилитель. При увеличении сигнала с выхода усилителя более порога

срабатывания включаются пороговые устройства и выдают через усилитель мощности напряжение 27 В на выход из блока в самолетную систему. При этом включаются светосигнализатор (лампа-кнопка) соответствующего отсека, светосигнальные табло «ПОЖАР», сирена и разряжаются огнетушители I очереди пожаротушения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.