КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система пожаротушения самолета Ил-76
Система пожаротушения Система пожаротушения предназначена для тушения пожара в защищаемых отсеках самолета, обычно это – гондолы двигателей, отсеки ВСУ, грузовые и пассажирские кабины и др. Рассмотрим конструкцию и принципы работы системы пожаротушения на примере некоторых самолетов. Система пожаротушения (см.Рис.11) предназначена для ликвидации пожара в гондолах двигателей, в носовых частях СЧК и центроплана крыла, в отсеке ВСУ, в кабинах экипажа и в грузовой кабине. Для ликвидации пожара в гондолах двигателей, в носовых частях крыла и в отсеке ВСУ предназначены три огнетушителя типа УБЦ-16-7 с пироголовками ПГКц. В соответствии с количеством магистралей, в которые может быть направлен огнегасящий состав, каждый огнетушитель имеет семь пироголовок. Общий запас огнегасящего состава (хладон 114В2) в огнетушителях составляет 67,8 кг. Огнетушители разряжаются последовательно в три очереди - по одному огнетушителю в каждую очередь. Огнетушитель первой очереди пожаротушения установлен на правом борту грузовой кабины между шпангоутами №26 и 27; огнетушитель второй очереди установлен рядом с огнетушителем первой очереди (между шпангоутами № 27 и 28); огнетушитель третьей очереди – на левом борту грузовой кабины между шпангоутами № 27 и 28. Для контроля за возможной саморазрядкой огнетушители соединены с сигнальными дисками, установленными на обшивке фюзеляжа.
Для ликвидации пожара в кабинах экипажа предназначены три огнетушителя типа ОР1-2. В грузовой кабине установлены два переносных огнетушителя ОР2-6, кроме того, предусмотрены места для установки четырех дополнительных огнетушителей ОР2-6. Управление пожаротушением В системах пожаротушения в гондолах двигателей, в носовых частях СЧК и центроплана, в отсеке ВСУ предусмотрено автоматическое включение огнетушителя первой очереди по сигналу от систем обнаружения пожара ССП-2А. При необходимости огнетушитель первой очереди может быть включен вручную из кабины пилотов соответствующими переключателями на панели сигнализации и управления пожаротушением. Управление включением огнетушителей второй и третьей очередей в этих системах ручное. При посадке самолета с убранным шасси предусмотрено автоматическое включение огнетушителей в наиболее пожароопасные места от включателей, расположенных в обтекателях концевых частей крыла и в обтекателях основных опор шасси. Самолетная коммутационная аппаратура системы пожаротушения размещена в блок-реле управления, установленных в грузовой кабине самолета между шпангоутами №25 и 26. Включение огнетушителей производится взрывом пиропатронов, установленных в запалах пироголовок. В каждой пироголовке имеется два запала с пиропатронами. Для большей надежности срабатывания огнетушителей, цепи подачи напряжения к каждому из запалов одной пироголовки выполнены самостоятельными линиями (1-я и 2-я линии). Напряжение бортовой сети для управления коммутационной аппаратурой и для взрыва пиропатронов отбирается в распределительных устройствах постоянного тока. Трубопроводы Для подачи огнегасящего состава от огнетушителя к месту пожара в системе пожаротушения применены, в основном, металлические трубопроводы. На отдельных участках магистралей (гондолы двигателей) используются гибкие шланги. Металлические трубопроводы выполнены из материала АМГ-2М, оксидированы внутри, снаружи анодированы ипокрыты красной эмалью ПФ-233. На каждой из труб нанесен номер детали (например, 6610.202.101). Трубопроводы крепятся с помощью хомутов и разъёмных колодок. Резьбовые соединения собираются на смазке БУ и контрятся проволокой между собой и за находящиеся рядом элементы конструкции. После монтажа трубопроводов соединения испытывают на герметичность воздухом под давлением 50 кгс/см2 в течение 5 мин, при этом должна быть обеспечена полная герметичность. При монтаже трубопроводов между ними и каркасом самолета обеспечивается минимальный зазор не менее 5 мм. Шланги, применяемые в системе пожаротушения, теплоизолированы асбестовой тканью АТ-7. Система нейтрального газа предназначена для предохранения топливных баков самолета от взрыва. Выработка, охлаждение, отделение механических примесей и осушка газа производится в генераторе нейтрального газа, установленном в специальном отсеке в правом обтекателе шасси. Воздух, необходимый для выработки нейтрального газа, подается к генератору от компрессоров двигателей самолета через систему кондиционирования. Топливо подводится от самолетной топливной системы. Управление выработкой и распределением нейтрального газа осуществляется с панели, установленной на левом борту кабины летчиков. Запуск и останов генератора производится вручную. Распределительные краны подачи нейтрального газа в топливные баки открываются и закрываются автоматически. На случай отказа автоматики предусмотрено ручное управление распределительными кранами. В целях обеспечения необходимой концентрации нейтрального газа в топливных баках в условиях снижения самолета в дополнение к генератору нейтрального газа самолет оборудован азотной системой НГ. В азотную систему НГ входит 16 баллонов, заряжаемых от наземного источника азотом, который в случае необходимости и на земле подается в надтопливное пространство топливных баков. Управление этой системой производится с панели управления системой НГ, а зарядка со щитка, размещенного в переднем багажнике самолета. Сигнальный диск Сигнальные диски служат для контроля за возможным саморазрядом огнетушителей при их значительном нагреве. На самолете установлено два сигнальных диска, расположенные на нижней поверхности фюзеляжа между шпангоутами № 26 и 27. Левый сигнальный диск соединен с огнетушителем, установленным на левом борту грузовой кабины, правый сигнальный диск соединен с огнетушителями, расположенными на правом борту грузовой кабины. Сигнальные диски крепятся заклепками к обшивке фюзеляжа, в которой выполнены отверстия в соответствии с размерами буртика корпуса, над сигнальным диском красной краской нанесена надпись «Саморазрядка огнетушителей». Сигнальный диск состоит из корпуса, штуцера для присоединения трубопровода от огнетушителей и целлулоидного диска красного цвета (указателя), который фиксируется под буртиком корпуса пружинным кольцом. При повышении в огнетушителе давления до величины 200±20кгс/см2 разрывается мембрана зарядно-предохранительного устройства огнетушителя. Заряд по трубопроводу, соединяющему зарядно-предохранительное устройство огнетушителя с сигнальным диском, поступает в корпус диска, выдавливает целлулоидный диск и стравливается в атмосферу за борт самолета. Отсутствие целлулоидного диска в отверстии обшивки фюзеляжа является сигналом о произошедшем разряде какого-либо огнетушителя. Огнетушитель УБЦ-16-7 Огнетушитель (см.Рис.12) состоит из баллона, пироголовок, переходников, сифонной трубки, зарядно-предохранительного устройства и манометра.
Рис.12
Баллон огнетушителя состоит из двух стальных полусфер и цилиндрической части, соединенных между собой автоматической сваркой. В верхнюю полусферу вваривается горловина, цилиндрическая часть баллона упрочнена стеклопластиком. На весь баллон наложена стеклопластиковая противоосколочная оплетка. Сифонная трубка предназначена для обеспечения выброса огнегасящего состава. Нижний конец трубки имеет скос под углом 30° для улучшения условий опорожнения огнетушителя. Верхним развальцованным концом трубка крепится в нижнем переходнике огнетушителя. Нижний переходник установлен в горловине баллона на конической резьбе. С лицевой стороны переходник имеет штуцер для подсоединения манометра. Для предохранения манометра от повреждений при резком изменении давления в баллоне в канале штуцера выполнена специальная дюза (демпфер). С тыльной стороны переходник имеет гнездо для ввертывания предохранительного устройства с мембраной. В это же гнездо во время зарядки огнетушителя устанавливается зарядное приспособление. С боковых сторон переходник имеет два гнезда для установки пироголовок. В верхнем гнезде монтируется дополнительный (верхний) переходник, с помощью которого число пироголовок огнетушения доводится до семи. Пироголовка огнетушителя (см.Рис.13) клапанного типа "ПГКц". Рис.13 В корпусе пироголовки размещены клапан, цанговый замок и запал. Пироголовка снабжена предохранительной чекой. Клапан пироголовки размещается внутри полого штока и закрепляется в нем двумя штифтами. В закрытом положении клапан своим уплотнительным кольцом из капролона опирается на седло корпуса пироголовки. Стержень клапана может свободно перемещаться внутри штока, что обеспечивает (с помощью пружины) его работу в качестве обратного клапана пироголовки при открытом цанговом замке. Цанговый замок, удерживающий клапан в закрытом положении состоит из корпуса, цанги, муфты и упорной крышки. Цанга выполнена в виде разрезанного на шесть секций цилиндра с утолщенной верхней частью и венчиком внизу. Внутренняя поверхность утолченной части цилиндра имеет переход диаметров, наполненный вод углом 45°. В этот переход упирается своим штоком клапан пироголовки в закрытом положении. Цанговый замок в закрытом положении удерживается муфтой. В упорной крышке выполнено сквозное отверстие для устранения реактивных сил струи жидкости при случайном открытии пироголовки. Предохранительная чека служат для исключения возможности случайного открытия цангового замка пироголовки. Вставленная в отверстие упорной крышки, чека препятствует перемещению муфты замка. Чека снабжена флажком красного цвета с надписью "Снять после установки пиропатронов". Запал пироголовки предназначен для закрепления пиропатрона и подвода к нему напряжения от электросети самолета. В стальной корпус запала вставлен изоляционный капроновый стакан с контактом. Запал имеет две гайки: одну - для присоединения к пироголовке, другую - для удержания контакта и крепления проводов. При подаче электрического импульса к запальному устройству пироголовки происходит взрыв пиропатронов. Пирогазы через отверстие в корпусе пироголовки и сверления в корпусе цангового замка поступает под муфту. Муфта перемещается вверх и освобождает цангу замка. Под давлением состава, находящегося в огнетушителе, клапан верхней частью своего штока раскрывает цангу замка, перемещается вверх и открывает огнетушитель. Огнегасящий состав, под действием сжатого воздуха через сифонную трубку выталкивается в магистральный трубопровод. По истечении состава из огнетушителя и падении давления до нуля пружина клапана возвращает его в закрытое положение, чем предотвращается заполнение огнетушителя составом при срабатывании огнетушителя следующей очереди. При этом верхняя часть штока ("солдатик") остается выступающей на 15 мм над крышкой, что указывает на срабатывание пироголовки. Основные технические данные: емкость огнетушителя - 16,0л; вес заряда хладона - 22,60 (или 23,28)кг; полный вес заряда - 23,32 (или 24,00)кг; условно расчетное давление - 150,0кгс/см2; время выброса хладона через одну головку - не более 3,3с; давление разрыва предохранительной мембраны - 200±20кгс/см2; диапазон эксплуатационных температур- от -60 до +80ºС. Блок распределительных клапанов Блок имеет две одинаковые секции и предназначен для подвода огнегасящего состава в левую и правую консоли крыла. В каждой секции имеется электромагнит с двумя обмотками (включения и удержания). Шток электромагнита соединен с клапаном, который прижат пружиной к выходному штуцеру (см.Рис.14).
Рис.14
Электромагнит, входной и выходные штуцера ввернуты в общий стальной корпус блока. В верхней части каждого электромагнита расположены концевые выключатели. Электромагниты защищены от попадания влаги во внутренние полости пленкой. При подаче напряжения на контакты обмотки включения электромагнита, он, преодолевая усилие пружины, открывает кран. В открытом положении шток электромагнита действует на концевой выключатель, который подключает обмотку удержания электромагнита и одновременно замыкает цепь питания обмотки реле подачи огнегасящего состава. При этом распределительный кран удерживается в открытом положении и после снятия напряжения (сигнала о пожаре) с контакта обмотки включения электромагнита. При снятии напряжения со всех контактов клапан под действием пружины закрывается. Пожаротушение в кабинах экипажа Для ликвидации пожара в кабинах экипажа используются два ручных хладоновых огнетушителя типа ОР1-2 (см.Рис.15).Огнетушители установлены: - в кабине штурмана на стенке шпангоута № 10 у правого борта фюзеляжа; - в техотсеке на правом борту между шпангоутами № 12 и 13. Каждый огнетушитель устанавливается в специальном седле и закрепляется хомутом. Он предназначен для тушения пожара в местах, к которым имеется доступ из кабин самолета. В качестве огнегасящего состава используется хладон 12ВI. Огнетушитель состоит из баллона с сифонной трубкой, канал которой перекрыт мембраной, и съёмной рукоятки, в которой расположен механизм управления огнетушителем: рычаг, толкатель и подпружиненная втулка с уплотнением. На объекте огнетушитель закрепляется в кронштейне, а в его рукоятку вставляется предохранительная чека. При этом детали механизма управления автоматически занимают промежуточное положение: втулка отходит своим верхним торцем от уплотнения, но не касается нижним торцом мембраны. Это необходимо для того, чтобы при чрезмерном повышении давления в баллоне огнетушитель мог разрядиться после разрыва мембраны в сифонной трубке. Огнетушитель приводится в действие нажатием рычага. При этом рычаг через толкатель воздействует на втулку, которая перемещается по направлению к мембране и разрушает её. Заряд в баллоне огнетушителя, находящийся под давлением, по каналам в корпусе, трубку и распылитель выбрасывается наружу. При отпускании рычага втулка под действием возвратное пружины садится верхним торцом на уплотнение и действие огнетушителя прекращается. Таким образом, подачу пламегасителя можно осуществлять порциями.
Рис.15
Пожаротушение в грузовой кабине Для ликвидации пожара в грузовой кабине используются два переносных огнетушителя типа ОР2-6. В качестве пламегасителя в огнетушителях ОР2-6 применяется хладон 12ВI. Один огнетушитель установлен слева на стенке шпангоута №14 в грузовой кабине, второй - на стенке шпангоута №66 у левого борта грузовой кабины. При перевозке специальных грузов, опасных в пожарном отношении, в грузовой кабине могут быть дополнительно установлены четыре переносных огнетушителя ОР2-6. Для этого в кабине имеются специальные элементы крепления. В качестве огнегасящего состава в огнетушителях ОР2-6 применяется хладон 12ВI. Огнетушитель предназначен для тушения пожаров любых горящих веществ, в том числе топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей при возможном наличии электрического напряжения. Конструкция и работа огнетушителя подобна вышеописанной для ОР1-2.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |