Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинической психодиагностики




Противоречия между Московской и Ленинградской школами

Психодиагностики.Деятельность В.Н. Мясищева

Формирование Ленинградской школы клинической

Диагностики

Формирование московской школы патопсихологической

Резкой критикой в адрес сторонников психологических тестов особенно отличалась московская школа академической психологии. В противовес тестовому подходу в ней основной упор делался на качественный анализ данных психологического исследования.

В Московском государственном университете под руководством Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн и Ю. Ф. Полякова был создан ряд экспериментально-психологических проб для качественной оценки познавательных процессов. Данные пробы составили методический арсенал самостоятельного раздела советской клинической психологии, получившего название «патопсихология».

Вследствие негативного отношения к тестовому подходу длительное время методы патопсихологии официально составляли основной психодиагностический инструментарий в советской клинической психодиагностике.

 

В меньшей степени запрет на использование психологических тестов коснулся ленинградской школы медицинской психологии, а также ряда региональных центров СССР.

Если московская психологическая школа вплоть до 1980-х годов прочно стояла на позициях качественного подхода в психодиагностике, то в Ленинграде и других регионах в 1960—1970-е годы стали происходить позитивные изменения в плане дальнейшего развития русской клинической психодиагностики. Прогрессивные сдвиги в этой области стали возможны во многом благодаря деятельности известного врача-клинициста и психолога В.Н. Мясищева.

В 1960-1970 годы В.Н. Мясищев являлся директором Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института и руководителем лаборатории медицинской психологии и психодиагностики в этом институте.

Вклад В.Н. Мясищева в развитие клинической психодиагностики в СССР состоял в следующем.

· Фактически В.Н. Мясищев основал ленинградскую школу медицинской психологии, которая получила всесоюзное признание и пользуется авторитетом в настоящее время.

· Он создал теорию отношений, получившую статус личностной теории.

· В.Н. Мясищев инициировал поиск известных в мире психодиагностических методик и их русскоязычную адаптацию.

· Он стимулировал разработку оригинальных отечественных тестовых методов психологического исследования в клинике.

 

В период 1960—1980 г.г. между представителями «московской» и «ленинградской» школ медицинской психологии развернулась острая дискуссия на предмет использования психологических тестов.

Представители «московской школы» во главе с Б.В. Зейгарник полностью отрицали возможность и правомочность применения психологических тестов в клинике, несмотря на то, что ряд предложенных ими патопсихологических методик являлись частями тех или иных психологических тестов интеллекта.

Представители «ленинградской школы», возглавляемой В.Н. Мясищевым отстаивали правомочность использования психологических тестов в клинике в сочетании с качественными экспериментальными и клинико-психологическими методами.

В.Н. Мясищев и его последователи указывали, что тестовый подход не имеет ничего общего с чисто механической интерпретацией данных на основе полученных баллов. С точки зрения Мясищева тестовый метод представляет собой составную часть интегративного психодиагностического подхода к личности испытуемого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.