КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психосемантические методы
Проективные методы Тестовые методы Экспериментально-психологические методы Клинико-психологические методы 1.1. Самонаблюдение, самоотчет. 1.2.Диагностическая беседа. 1.3.Диагностическое интервью. 1.4.Наблюдение (в т.ч. с использованием рейтинговых шкал). 1.5.Биографический (анамнестический) метод. 1.6.Содержательно-аналитические методы (изучение продуктов деятельности, контент-анализ). 2.1. Метод эксперимента в естественных условиях. 2.2. Формирующий психолого-педагогический (диагностический обучающий) эксперимент. 2.3. Нейропсихологические экспериментальные методы. 2.4. Патопсихологические экспериментальные методы. 3.1.Когнитивные тесты и тесты интеллекта. 3.1.1. Тесты отдельных когнитивных способностей и функций. 3.1.2. Тесты преимущественно общего уровня развития. 3.1.3. Тесты общего уровня интеллекта на основе диагностики структуры интеллектуальных способностей. 3.2. Опросники и шкалы. 3.2.1. Клинические опросники и шкалы. 3.2.2. Специализированные опросники и шкалы. 3.2.3.Многомерные личностные опросники. Представленная классификация наиболее удобна для изучения конкретных методик клинической психодиагностики. Поэтому в данном пособии она взята за основу при обзоре используемых в клинике методик. Представим общую характеристику каждой группы. Клинико-психологические методы Данная группа включает методы клинической психологической диагностики, которые наиболее часто используются в клинике. Преимущественно они реализуются разговорными средствами и не требуют существенной процедурной подготовки. Данные методы позволяют получить непосредственное впечатление о личности пациента и его поведении. Большинство клинико-психологических методов не подвергались оценке диагностической эффективности и психометрических свойств. Это определяет максимальную степень субъективизма в оценке и интерпретации полученных данных. Показатели валидности и надежности клинико-психологических методов зачастую неизвестны. Вызываются трудности попытки оцифровки диагностических данных и сопоставления полученных результатов у разных пациентов. Вместе с тем в плане постановки клинического диагноза в психиатрии данные методы являются «золотым стандартом». В последние десятилетия предпринимаются усилия по психометрической обработке клинико-психологических методов. Предлагаются стандартизированные рейтинговые шкалы наблюдения и интервью на клинически значимые темы. Особенно актуальны рейтинговые шкалы и интервью в оценке выраженности психопатологических проявлений и личностных особенностей пациента. Экспериментально-психологические методы Экспериментальные методики применяются не так часто, как методы других групп. В основном в клинике проводятся два типа эксперимента: патопсихологический и нейропсихологический. Диагностическая направленность экспериментальных методик состоит в качественной оценке нарушений выполнения психологических проб. Цель диагностики заключается в выявлении патологии психических процессов (в патопсихологическом эксперименте) и нейропсихологических функций (в нейропсихологическом эксперименте). Полученные данные подвергаются качественному анализу, который дает возможность понять индивидуальные особенности патологии психической деятельности пациента. К недостаткам использования экспериментально-психологических методов в клинике относятся: - техническая трудность проведения исследования; - неизвестные психометрические свойства методик; - неясная диагностическая эффективность методик. С целью устранения указанных недостатков в последние годы делаются попытки стандартизировать экспериментально-психологические методики.
Тестовые методы Тестовые методики широко используются в клинике. Они изначально создавались в соответствии с психометрическими правилами. Поэтому они проходили валидизацию и проверку надежности. Тесты содержат стабильный набор заданий, инструкцию и описание процедуры исследования. Поэтому, как правило, проведение исследования с их помощью не требует существенных временных затрат и сложной подготовки. Тесты - опросники выполняются самостоятельно пациентами, что освобождает специалиста от участия в исследовании. В клинике тесты используются с целью оценки психического состояния, психопатологических проявления, личностных особенностей, отдельных личностных конструктов, интеллекта и когнитивных функций. Диагностические данные в тестах представляются, прежде всего, в цифровой форме. Таким образом, можно выделить преимущества и недостатки использования тестов в клинике. Преимущества тестов перед другими психодиагностическими методами: · техническое удобство проведения и экономия временных затрат; · известные психометрические свойства; · возможность четкой проверки психометрических свойств и диагностической эффективности; · представление данных в цифровой и графической формах. Перечисленные преимущества определили широкое использование тестов в клинике. Однако наряду с преимуществами существует и ряд недостатков или отрицательных сторон использования методик этой группы в клинике. К ним относятся следующие негативные особенности: · чрезмерное доверие тестовым данным без регулярной проверки психометрических свойств и оценки диагностической эффективности; · чрезмерно прямолинейное влияние цифровых тестовых данных на формирование диагноза и принятие диагностических решений; · трудности интеграции тестовых данных и информации, полученной клинико-психологическими методами. Перечисленные негативные стороны не снижают ценности использования тестов в клинике. Скорее они предъявляют определенные профессиональные требования к специалисту, проводящему тестирование в клинике. Как уже указывалось выше, при применении тестов в условиях клиники, следует помнить, что диагностические решения должны приниматься не на основе полученных тестовых данных, а на основе клинической оценки пациента с учетом тестовых данных и другой диагностической информации. Проективные методики Проективные психодиагностические методики имеют самое прямое отношение к клинике, поскольку создавались для клинических целей. Методики данной группы получили свое названия от понятия «проекция».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |