Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рейтинговая шкала представляет собой методику, состоящую из диагностических пунктов, которые оцениваются специалистом на основе наблюдения и интервьюирования пациента




Опросник – это диагностическая методика, состоящая из утверждений или пунктов, которые оцениваются самим пациентом.

Различия между рейтинговыми шкалами и опросниками лежат в плоскости гибкости и пластичности диагностического процесса.

Рейтинговые шкалы должны применяться опытным клиницистом. При этом в различных диагностических ситуациях при исследовании разных пациентов диагностические вопросы могут варьироваться. В качестве примера можно указать рейтинговую шкалу оценки депрессии Гамильтона. Автор шкалы предложил только основные ориентировочные пункты для ведения интервью. В каждом конкретном случае клиницист полагается на свои собственные представления о том, как проводить интервью и оценивать ответы испытуемого.

В отличие от рейтинговой шкалы опросники содержат постоянный набор утверждений и инструкцию, которые не изменяются при исследовании разных испытуемых.

 

Классификация «идеографический – номотетический»

Данная классификация имеет отношение к разделению психодиагностических подходов, в рамках которых применяются те или иные методики.

В психодиагностике выделяют два подхода: номотетический и идеографический. Оба подхода в определенной степени занимают противоположные позиции по отношению друг к другу. Ниже представлена характеристика каждого из них.

Номотетический подход основан на стандартизированном исследовании групповых психологических свойств. Сущность его заключается в том, чтобы на основании полученной информации отнести испытуемого к определенной группе с заранее известными психологическими характеристиками. В рамках данного подхода используются стандартизированные методики, которые позволяют сравнивать полученные результаты между отдельными испытуемыми и группами испытуемых.

Номотетический подход основан на детерминистской философии. Основной ее постулат состоит в том, что все люди обладают одними и теми же психологическими конструктами, имеющими различную степень выраженности. Причем эти конструкты могут иметь даже кросскультуральное сходство.

Использование к клинике номотетического подхода соответствует вопросу: «Какие особенности есть у испытуемого и какова их выраженность по сравнению со средним уровнем?».

Номотетический подход предлагает стандартный набор шкал для оценки личности испытуемого, которые включают неизменные процедуры обработки и интерпретации полученных данных.

В противоположность номотетическому идеографический подход уделяет внимание не групповым, а уникальным, присушим только данному субъекту особенностям.

Идеографическое описание испытуемого носит индивидуализированный характер и не имеет готовых стандартизированных шаблонов и схем. Данный подход основан на феноменологической философии, основная идея которой заключается в уникальности и сложности личности каждого человека.

В идеографической психодиагностике используются, как правило, нетестовые методы психодиагностики, чаще всего клинико-психологические, экспериментальные, проективные и психосемантические методы.

Сторонники идеографического подхода утверждают, что мы не может понять людей через призму одних и тех же универсальных принципов и конструктов. Согласно этому подходу считается, что язык, жесты, проявления и особенности каждого человека являются глубоко индивидуальными категориями. Идеографический вопрос в психодиагностике будет звучать следующим образом: «Почему испытуемый так себя проявляет?».

Оба подхода могут противостоять друг другу, что обусловливает определенные проблемы клинической психодиагностики в плане предпочтения стандартизированных методов методам идеографической оценки испытуемого.

Идеографический подход более гибок и ориентирован на использование различных методов оценки у разных испытуемых, поскольку ответ на один и тот же диагностический вопросдалеко не всегда может быть получен унифицированным способом.

С другой стороны номотетический подход в большей степени соответствует принципам психометрии и доказательной диагностики.

Следует отметить, что методики, зарекомендовавшие себя к клинике как наиболее эффективные, удачным образом сочетают в себе оба названных диагностических подхода.

 

Классификация «субъективные методы – объективные методы»

Методы психодиагностики разделяются на объективные и субъективные.

· Субъективные методы исследования основаны на суждениях и представлениях испытуемого.

· Объективные методы не принимают в расчет субъективные суждения и основаны на информации, полученной при анализе объективных данных или при проведении объективного исследования.

Например, статистика смертности основывается на объективном исследовании. Здесь отсутствуют субъективные суждения, поскольку смерть человека представляет собой объективный факт. С другой стороны анализ причин смертности во многом включает и субъективные методы оценки, так как точное выявление причин и их объективизация может быть затруднительной.

Что касается оценки поведения человека, то объективная оценка здесь возможно только тогда, когда она проводится без вмешательства субъективной интерпретации. Например, неспособность испытуемого подняться по ступенькам может быть объективно определена только тогда, когда испытуемый непосредственно пытается выполнить это действие. Вместе с тем неспособность подняться по ступенькам может быть оценена и субъективно на основе сообщения испытуемого о невозможности выполнения им данного действия.

Предпочтение объективных методов диагностики в силу их кажущейся большей достоверности и валидности нельзя назвать корректным, поскольку некоторые субъективные методы (существуют ситуации, когда только субъективные методы) могут предоставить более точную информацию. Например, в лонгитюдных исследованиях здоровья установлено, что субъективная оценка здоровья лучше предсказывает последующую смертность, чем объективные методы оценки.

Следует отметить, что в самих субъективных методах диагностики здоровья различают объективные и субъективные диагностические вопросы.

· Объективные вопросы включают оценку способности испытуемого выполнять те или иные действия.

· Субъективный характер носят вопросы, которые касаются самооценки испытуемым способности выполнять те или иные действия.

Между сторонниками оценки действия и сторонниками оценки способности выполнять действия ведутся активные дебаты и споры. В целом оценка способности выполнять действия носит более оптимистичный характер, поскольку оценка самого действия более консервативна в исследовании состояния здоровья.

Приверженцы оценки действий с помощью опросников полагают, что она более правдива, так как основана на оценке реального действия, а не на оценке мыслей и суждений в отношении способности выполнения этого действия. С их точки зрения оценка способности что-то выполнять зависит от различных неконтролируемых факторов.

Сторонники оценки способности выполнять действия полагают, что выполнение действий может быть ограничено какими-либо факторами, например, стечением обстоятельств или личным выбором. Поэтому вопросы в отношении выполнения действия смешивают оценку статуса здоровья с окружающими факторами, что снижает достоверность в оценке проблем со здоровьем, имеющихся у испытуемого. Например, пожилые люди, живущие в домах престарелых, имеют меньше свободы, чем живущие в обществе. В связи с этим они склонны оценивать свое здоровье ниже при ответах на вопросы о выполнении действий по сравнению с ответами на вопросы о способности выполнять действия. Вместе с тем состояние здоровья этих испытуемых не отличается от состояния здоровья пожилых людей, живущих в обществе.

С целью коррекции возможных искажений обычно инструкция в опросниках, направленных на оценку конкретных действий, включает фразы-просьбы к испытуемым фокусироваться только на проблемах, имеющих непосредственное отношение к их здоровью и не связанных с влиянием окружающих факторов. Сделать это сложно, так как проблемы со здоровьем представляет собой результат взаимодействия различных составляющих (бытовых условий, отношений с окружающими, погоды и т.д.). Поэтому конкретному испытуемому достаточно затруднительно точно оценить, с чем связаны имеющиеся у него проблемы со здоровьем. В связи с этим на сегодняшний день используются оба вида методик оценки здоровья. Только каждый из них имеет свою собственную точку приложения.

Диагностические вопросы, касающиеся оценки способности выполнять действия, чувствительны к скрытым нарушениям здоровья.

Диагностические вопросы, оценивающие непосредственное выполнение действий, в большей степени имеют отношение к конкретным физическим недостаткам.

Любой специалист, использующий указанные выше методы, должен быть осведомлен о возможных искажениях в полученных результатах в связи с той или иной постановкой диагностического вопроса.

Огромное преимущество субъективных методов диагностики над объективными состоит в широких возможностях шкалирования и цифровой обработки полученных данных, в большем удобстве применения современных статистических методов. Современная статистика социальных наук шагнула далеко вперед, что дает возможность эффективно выявлять искажения в результатах исследования, группировать их различными способами и в конечном итоге делать точные и достоверные выводы.

Классификация методов клинической психодиагностики по формальным признакам

Классификация по формальным признакам включает разделение психодиагностических методов по особенностям конструкции, процедуры проведения исследования и механизма получения диагностической информации. В соответствии с этими критериями методы исследования, используемые в клинической психодиагностике, можно разделить на пять групп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.