Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На современном этапе




Развитие клинической психодиагностике в русскоязычных странах

Формирование доказательного подхода

Психодиагностике

Создание оригинальных методик в советской клинической

Как уже указывалось выше в период 1970-1980-х годов прошли адаптацию многие зарубежные тестовые методики, нашедшие широкое применение в клинической психодиагностике. Наряду с адаптацией зарубежных тестов в этот период был разработан ряд оригинальных методикисследования высших психических функций и личности:

· «Диагностическая нейропсихологическая методика» (Л.И. Вассерман, 1977 г.);

· «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» (ПДО) (А.Е. Личко, 1976 г.);

· методика «Субъективного личностного шка­лирования» (ЛСШ) (И.М. Тонконогий, 1978 г.);

· методика «Личностный дифференциал» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд, 1983 г.);

· «Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд, 1985 г.);

· «Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни» (Л.И. Вассерман и др., 1987 г.).

В 1970-е годы в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева впервые в клинической психодиагностике был применен подход к созданию психологических тестов, основанный на принципах доказательной медицинской диагностики. За основу данного подхода была взята математическая теория распознавания образов.

Диагностические правила, построенные на ос­нове теории распознавания, позволяли более полно и эффек­тивно использовать психодиагностическую информацию: определять меру сходства испытуемого с диагностическими эталонами и при­нимать решение о его принадлежности к одному из диагностируе­мых классов. При этом разработанный с помощью принципов тео­рии распознавания образов тест рассматривался, прежде всего, как инструмент классификации, а не измерения.

Описанный подход к созданию психодиагностических методов был использован в институте им. В.М. Бехтерева для усиления дифференцирующих возможностей MMPI. С помощью теории распознавания образов на основе утверждений опросника MMPIбыли созданы следующие дифференциально-диагностические клинические методики:

· шкала «Парано­идной шизофрении»,

· шкала «Определение уровня невротизации и психопатизации» (УНП),

· методика «Опросник депрессивных состояний» (ОДС),

· прогностические шкалы качества ремиссии больных ши­зофренией,

· «Шкала для психоло­гической диагностики уровня невротической астении» (УНА),

· «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» (УН).

Современный период развития клинической психодиагностики в русскоязычных странах имеет следующие направления:

· адаптация новых зарубежных тестовых методик,

· создание новых оригинальных методов и методик клинической психодиагностики,

· развитие компьютерной психодиагностики в клинике,

· совершенствование теоретических аспектов клинической психодиагностики,

· разработка и внедрение новых технологий создания психодиагностических методик для нужд клиники.

Укажем некоторые из психодиагностических методик, которые были адаптированы или созданы в последние десятилетия и нашли широкое применение в клинике.

· «Интегративный тест тревожности» (Бизюк, Вассерман, Иовлев, 1997 г.).

· «Гиссенский опросник соматических жалоб» (Трегубов, Бабин, 1992 г.).

· «Опросник для определения невротических и неврозоподобных нарушений» (Вассерман и др., 1998 г.).

· «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» (Иовлев, Карпова, Вукс, 1999 г.).

· «Методика для определения уровня субъективного контроля личности» (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1993 г.).

· Опросник «Индекс жизненного стиля» (Клубова 1994 г.).

· Опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Сирота, Ялтонский, 1994 г.).

· Опросник «Я-структурный тест» (Тупицын, Бочаров, 1998 г.).

 

Развитие клинической психодиагностики в Республике Беларусь

Развитие клинической психодиагностики в РБ тесно связано с развитием данной дисциплины в других русскоязычных странах, прежде всего, в России.

Белорусские специалисты в области клинической психодиагностики активно используют психодиагностические методики, в свое время созданные и адаптированные в СССР и России. В учреждениях здравоохранения РБ используется практически весь спектр русскоязычных психодиагностических методов. Наряду с применением широко известных методов в научных центрах РБ ведется работа по адаптации методик для белорусской популяции и созданию новых оригинальных методов психологической диагностики в клинике.

Перечислим основные направления исследований и разработок в области клинической психодиагностики, которые проводятся в Республики Беларусь:

· разработка оригинальной методики оценки образа собственного тела при нарушениях пищевого поведения (О.А. Скугаревский, 2006 г.);

· адаптация новой версии теста чернильных пятен Роршаха под названием «Интегративная система психодиагностики методом Роршаха» (М.А. Ассанович, 2011 г.);

· разработка методов оценки тяжести тревоги и депрессии в клинике с помощью клинического интервью;

· разработка методов оценки личности в клинике на основе интервью;

· адаптация и разработка методов оценки уровня психосоциального функционирования;

· адаптация и разработка личностных опросников;

· реконструированиеМиннесотского многофазного личностного опросника и создание на его основе эффективной методики клинико-психологической диагностики;

· разработка методологических принципов и технологии создания клинико-психологических диагностических методик с использованием теории анализа тестовых заданий;

· внедрение в клинику и использование в оценке диагностической эффективности и создании психодиагностических методик принципов доказательной медицинской диагностики.

 

 

ГЛАВА 3

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.