Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные аспекты и фактор знания




Субъективная оценка пунктов-заданий методики

Личностные особенности

Неадекватные тестовые установки и определенные

Факторы, влияющие на формирование тестовой установки

На формирование тестовой установки влияют следующие факторы:

· личность проводящего исследование,

· ситуационный контекст диагностической ситуации,

· особенности популяции, представителем которой является данный испытуемый,

· личностные особенности испытуемого,

· особенности оценки пунктов-заданий диагностической методики.

 

Неадекватные тестовые установки часто связаны с определенными личностными особенностями. Среди личностных детерминант неадекватных реакций на диагностическое исследование можно выделить следующие черты:

· ипохондричность,

· скрытность, жесткие границы Я-другие,

· чрезмерный конформизм, потребность в одобрении;

· чрезмерный нонконформизм;

· повышенная тревожность,

· избегающее поведение с нежеланием прилагать усилия,

· социальная незрелость с желанием развлечься в процессе исследования,

· напряженные механизмы психологической защиты;

· выраженная когнитивная защита;

· стремление привлечь внимание со склонностью в аггравации.

Субъективная оценка пунктов-заданий диагностической методики является одним из важных аспектов, формирующих тестовую установку и обусловливающих определенное отношение к исследованию. Установлено, что на оценку испытуемым диагностических пунктов методики оказывают влияние семь основных факторов:

· базовые эмоционально-мотивационные установки;

· предшествующий специфический опыт;

· когнитивные особенности;

· значимость-ценность тестового задания;

· стремление к социальному одобрению;

· специфический эмоциональный контекст тестовой ситуации;

· частота и выраженность поведенческих проявлений, описываемых пунктами методики;

· наличие готовых стереотипов ответа на диагностический пункт.

 

Когнитивные аспекты всегда оказывают влияние на формирование отношения к диагностическому исследованию, а в ряде случаев могут полностью его определять.

Когнитивные аспекты психодиагностического процесса имеют отношение как к испытуемому, так и к специалисту, проводящему исследование, и включают следующие элементы:

· общий образовательно-культурный уровень,

· особенности когнитивных процессов,

· когнитивные особенности диагностических пунктов,

· особенности механизмов когнитивной защиты,

· особенности процесса принятия решения.

В контексте формирования установки на исследование когнитивные аспекты диагностического процесса группируются в единый фактор знания. В зависимости от своей структуры фактор знания может способствовать формированию как адекватного, так и неадекватного отношения к исследованию. Например, неясность и трудности понимания диагностических пунктов порождают у испытуемого неуверенность и неспособность выбрать правильный ответ. В результате этого включаются неадекватные установочные реакции, когда предоставляемые испытуемым ответы будут не столько отражать диагностируемое свойство, сколько являться способом совладания с незнакомой и непонятной ситуацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.