КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Когнитивные аспекты и фактор знания
Субъективная оценка пунктов-заданий методики Личностные особенности Неадекватные тестовые установки и определенные Факторы, влияющие на формирование тестовой установки На формирование тестовой установки влияют следующие факторы: · личность проводящего исследование, · ситуационный контекст диагностической ситуации, · особенности популяции, представителем которой является данный испытуемый, · личностные особенности испытуемого, · особенности оценки пунктов-заданий диагностической методики.
Неадекватные тестовые установки часто связаны с определенными личностными особенностями. Среди личностных детерминант неадекватных реакций на диагностическое исследование можно выделить следующие черты: · ипохондричность, · скрытность, жесткие границы Я-другие, · чрезмерный конформизм, потребность в одобрении; · чрезмерный нонконформизм; · повышенная тревожность, · избегающее поведение с нежеланием прилагать усилия, · социальная незрелость с желанием развлечься в процессе исследования, · напряженные механизмы психологической защиты; · выраженная когнитивная защита; · стремление привлечь внимание со склонностью в аггравации. Субъективная оценка пунктов-заданий диагностической методики является одним из важных аспектов, формирующих тестовую установку и обусловливающих определенное отношение к исследованию. Установлено, что на оценку испытуемым диагностических пунктов методики оказывают влияние семь основных факторов: · базовые эмоционально-мотивационные установки; · предшествующий специфический опыт; · когнитивные особенности; · значимость-ценность тестового задания; · стремление к социальному одобрению; · специфический эмоциональный контекст тестовой ситуации; · частота и выраженность поведенческих проявлений, описываемых пунктами методики; · наличие готовых стереотипов ответа на диагностический пункт.
Когнитивные аспекты всегда оказывают влияние на формирование отношения к диагностическому исследованию, а в ряде случаев могут полностью его определять. Когнитивные аспекты психодиагностического процесса имеют отношение как к испытуемому, так и к специалисту, проводящему исследование, и включают следующие элементы: · общий образовательно-культурный уровень, · особенности когнитивных процессов, · когнитивные особенности диагностических пунктов, · особенности механизмов когнитивной защиты, · особенности процесса принятия решения. В контексте формирования установки на исследование когнитивные аспекты диагностического процесса группируются в единый фактор знания. В зависимости от своей структуры фактор знания может способствовать формированию как адекватного, так и неадекватного отношения к исследованию. Например, неясность и трудности понимания диагностических пунктов порождают у испытуемого неуверенность и неспособность выбрать правильный ответ. В результате этого включаются неадекватные установочные реакции, когда предоставляемые испытуемым ответы будут не столько отражать диагностируемое свойство, сколько являться способом совладания с незнакомой и непонятной ситуацией.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |