КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест дифференцированной самооценки
Методика самооценки Дембо-Рубинштейн Методика основана на технике графического шкалирования. Испытуемому предлагаются одна за другой четыре графические шкалы: · «Здоровье», · «Ум», · «Характер», · «Счастье». Указанные графические шкалы представлены вертикальными линиями. На примере первой шкалы «Здоровье» объясняется, что на этой вертикальной линии расположились люди всего мира, при этом вверху находятся самые здоровые, а внизу – самые больные. Испытуемый должен отметить, где на данной шкале находится он. По аналогичной схеме оцениваются оставшиеся шкалы. В теоретическом обосновании методики постулируется, что «верх» и «низ» у каждого индивида ассоциативно поляризован по смыслу. При соответствующей организации исследования испытуемый может предоставить и неоценимый проективный материал, касающийся бессознательных установок и отношений.
функционального состояния (САН — самочувствие, активность, настроение) Методики предназначена для оценки функционального состояния человека и его изменения под влиянием различных воздействий в естественных условиях (работа, учеба). Технологической основой методикиявляется субъективное шкалирование. Методика включает 30 пар слов и словосочетаний, отражающих различные стороны самочувствия, активности и настроения. Каждую категорию характеризуют 10 пар антонимов. Испытуемому предлагается оценить свое функциональное состояние по семиступенчатой биполярной шкале, на которой он должен отметить цифру, точно отражающую его состояние в момент обследования. Исследования с помощью методики САН показали, что она может использоваться и для оценки такого состояния как утомление. Достоверность результатов повышается при многократном повторении исследования.
«Методика оценки психического состояния» Методика разработана на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета Н. А. Курганским, Т. А. Немчиным. Психическое состояние понимается как целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании индивида реализуется в самооценке психического состояния, описываемого в привычных для испытуемого терминах. Методика включает следующие шкалы, полученные методом факторного анализа модифицированных утверждений стимульного материала САН: · «Психическая активация», · «Интерес», · «Эмоциональный тонус», · «Напряженность», · «Комфортность». Всего методика содержит 20 пар противоположных по смыслу определений указанных выше категорий психического состояния. В ходе исследования испытуемый оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. В соответствии со шкальной оценкой степень выраженности каждого показателя может быть «высокой», «средней» и «низкой».
«Методика исследования самооценки эмоционального состояния» Данная методика является адаптированной версией шкалы Вессмана-Рикса и предназначена для исследования субъективной структуры эмоциональных нарушений при алкогольной завимости. Структуру методики составляют 10 биполярных шкал: · «Работоспособность — утомление», · «Активность — пассивность», · «Полнота жизни — опустошенность», · «Свобода — зависимость», · «Миролюбие — агрессивность», · «Спокойствие — тревога», · «Импульсивность — сдержанность», · «Моральное совершенство — чувство вины», · «Приподнятость настроения — депрессивность», · «Раскованность — напряженность». Испытуемый оценивает свое состояние по 10-балльной системе. В ходе обработки результатов на основании шкальных оценок строится «профиль настроения». По горизонтали отмечаются шкалы методики, по вертикали — оценки шкалы. Соотношение оценок «профиля» характеризует соотношение различных переживаний в структуре настроения больного так, как они им воспринимаются (отражаются в самосознании). Семантический дифференциал (СД) Методика «Семантический дифференциал» была предложена американским психологом Ч. Осгудом для изучения синестезии. Наряду с построением семантического пространства СД позволяет также оценить эмоциональное значение исследуемого понятия. Процедура исследования с помощью СД заключается в том, что испытуемый оценивает различные понятия по ряду семизначных шкал. Каждая шкала на своих полюсах представлена парой противоположных по значению оценочных прилагательных (большой – маленький, приятный - отвратительный, радостный – печальный и т.д.). В процессе обработки вычерчивается семантический профиль прошкалированного объекта – ломаная линия, соединяющая отмеченные испытуемым градации на шкалах. Также полученные данные дают возможность построить семантическое пространство, представляющее собой группировку шкальных оценок в факторном пространстве. Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала выделили три основных фактора: · Оценки, · Силы, · Активности. По этим трем основным факторам и получает значение каждое прошкалированное понятие, что может быть также представлено в геометрической форме в виде трехмерного семантического пространства Оценка-Сила-Активность. Расстояния между точками в построенном семантическом пространстве отражают семантические расстояния между соответствующими понятиями в сознании испытуемого. Построенное пространство дает возможность провести анализ понятийной структуры испытуемого. В клинике семантический дифференциал может использоваться для исследования системы значимых отношений испытуемого. Данную методику также рекомендуется применять в сочетании с проективными методами. Кроме того, на принципах СД созданы некоторые другие психосемантические методики личностной направленности, в частности, методики «Личностный дифференциал» и «Семантический дифференциал времени».
Личностный дифференциал (ЛД) Данная методика основана на структуре семантического дифференциала и включает такие же три основных фактора - Оценки, Силы и Активности. ЛД направлен на изучение в основном двух аспектов личности: · самосознания, · межличностных отношений. Методика включает 21 шкалу, каждая из которых образована парами прилагательных-антонимов. Прилагательные по своей сути являются характеристиками личности (например, «безответственный – ответственный», «упрямый - уступчивый» и др.). Процедура исследования соответствует процедуре семантического дифференциала. Интерпретация полученных значений факторов Оценки, Силы и Активности проводится исходя из их содержательных характеристик и в зависимости от объекта оценивания (сам испытуемый или другие люди). В рамках данной методики каждый из основных факторов содержит определенный психологический смысл и имеет свою диагностическую направленность. Рассмотрим подробнее смысл основных факторов в Личностном дифференциале.
Фактор Оценки В плане исследования самосознания данный факторотражает уровень самоуважения. · Высокие значения свидетельствуют о позитивном самоотношении. · Низкие значения свидетельствуют о неудовлетворенности собой. В плане исследования социальной сферы данный фактор отражает уровень привлекательности и симпатии одного человека в восприятии другого.
Фактор Силы В плане исследования самосознания фактор Силы характеризует волевые аспекты личности и осознание их испытуемым. · Высокие значения отражают уверенность в себе и независимость. Низкие оценки свидетельствуют о недостаточности контроля и наличия зависимости от других. В плане исследования межличностных отношений данный фактор выявляет отношения доминирования - подчинения между испытуемым и объектом оценки. Фактор Активности В плане исследования самосознания и социальных отношений данный фактор характеризует уровень экстраверсии-интроверсии. · Высокие значения свойственны активным и общительным испытуемым. · Низкие значения встречаются при интровертированности и эмоциональной сдержанности. Широкое применение ЛД нашел в клинике пограничных нервно-психических расстройств применительно к задачам психотерапии, дифференциальной диагностики, оценки состояния в динамике. Семантический дифференциал времени (СДВ) СДВ представляет собой методику, созданную с помощью технологии семантического дифференциала и предназначенную для выявления «временных» переживаний испытуемого. Теоретическая концепция методики состоит в следующем. Считается, что индивидуальные особенности восприятия и эмоциональной оценки внутреннего психологического времени обладают диагностической значимостью в решении следующих задач: · выявление типологических особенностей когнитивной и эмоциональной сфер функционирования личности; · оценка динамики изменений в психическом состоянии; · дифференциальная диагностика аффективных расстройств. При разработке методики были использованы теоретические и эмпирические данные о пространственно-временной организации психики и восприятии времени человеком. Технологически применен методический подход, основанный на семантической дифференциации субъективного времени (настоящего, прошедшего, будущего). Психическое состояние и личностные особенности отражаются через характеристики психологического времени. Психологическое свойства оцениваются косвенно с помощью механизма проекции на основе интуитивного представления о времени, наличия элементов пессимизма или оптимизма, удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью и т. д. Таким образом, данная методика наряду с психосемантическими характеристиками обладает еще и особенностями проективноф методики. СДВ включает 25 пар прилагательных — антонимов, характеризующих время: · длительное — мгновенное, · активное — пассивное, · напряженное — расслабленное, · радостное — печальное, · стремительное — застывшее и т. д. С помощью прилагательных испытуемый по семибалльной шкале оценивает свое прошлое, настоящее и будущее Из полярных шкал методики сформировано пять факторов времени. Первые три фактора по своим содержательным характеристикам близки классическим факторам семантического дифференциала: Оценки, Силыи Активности. Два последних фактора отражают переживание времени — степень ощущения его реальности, необратимости и сочетания последовательности и одновременности. В целом факторы позволяют оценить индивидуальные различия в переживании времени личностью. Рассмотрим диагностическое значение каждого фактора. · Фактор активности (А) показывает степень напряженности, активности, плотности, стремительности и изменчивости времени. · Фактор эмоциональной окраски (Э) в существенной мере выражает удовлетворенность своим оцениваемым временем. · Фактор величины (В) косвенно характеризует общий мотивационно-волевой потенциал и эмоциональное состояние пациента. · Фактор структуры (С) свидетельствует о том, что время в сознании испытуемого отражается как понятное, ритмичное, непрерывное, неделимое, обладающее структурой. · Фактор ощущаемости времени (О) выражает степень реальности, близости, общности и открытости психологического времени. Проведенные исследования показали высокую чувствительность СДВ к скрытым депрессивным переживаниям, а также способность данной методики к дифференциальной диагностике эндогенной и невротической депрессии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |