КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Справочник (глоссарий) по психодиагностике
Критерии оценки (для письменного контроля знаний) Критерии оценки (для устного контроля знаний) Формы отчетной документации Методические указания по практике Имеются Имеются 8. Уровень оснащенности (%) % оснащенность курса.
АКЦЕНТУАЦИЯ – значимое отклонение черт характера данного индивида от среднестатистической нормы. Как правило, принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации. АНКЕТА – перечень вопросов, предназначенный для письменного опроса. В отличие от тест-опросников анкета, как правило, не предполагает подсчёт баллов по ключам и чаще используется для социологических обследований общественного мнения, чем для психодиагностики. АППАРАТУРНЫЕ МЕТОДИКИ – методики, в которых испытуемый взаимодействует с определённым автоматом (аппаратом). При этом регистрируется не столько содержание реакций (не содержание ответов, как при компьютерной форме тестирования), сколько скоростно-силовые параметры поведения. АРТЕФАКТ – искусственный, ложный факт, полученный в результате неправильного применения методики. БЛАНКОВОЕ (БУКЛЕТНОЕ) ТЕСТИРОВАНИЕ – проведение стандартизированного теста в форме "бумажной технологии" - с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания. ВАЛИДНОСТЬ – одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики. В. указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле В. включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства. ВКЛЮЧЁННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает. ВЫБОРКА СТАНДАРТИЗАЦИИ – множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ – это определённые внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определённой диагностической категории. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ – конкретная программа действий с определённым объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. "Обследование" следует отличать от "исследования": последнее направлено на получение обобщённого знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование - на получение конкретных знаний о конкретном объекте. ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ – дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью. ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТА – психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений. ИНДИВИД – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего. ИНТЕРВЬЮ – метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задаёт вопросы, руководствуясь определённой целью и определённой коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). КЛЮЧ К ТЕСТУ – набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовые задания, позволяющий подсчитать (путём взвешенного суммирования) сырой тестовый балл испытуемого по шкале измеряемого психического свойства. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ – тесты, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – анализ содержания тестового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик) путём подсчёта частоты появления определённых элементов или кодифицированных признаков. Принципы КА могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ – обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнёра, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение её распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее извещён. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ – статистический показатель степени и направленности взаимосвязи между двумя случайными величинами. В частном случае это может быть связь между результатами первого и повторного тестирования, между тестовым и критериальным показателем и т. п. Отрицательная корреляция указывает на обратную зависимость – рост значения одного показателя сопровождается падением значения другого. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение - IQ (Intelligence Quotient). Среднее значение КИ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах - 15). ЛИНЕЙНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – перевод исходных ("сырых") баллов по тесту в стандартную шкалу путём применения формулы линейного преобразования - путём вычитания среднего по выборке и деления на стандартное отклонение. ЛИЧНОСТЬ – это сознательный индивид, достигший определённого уровня психического развития. 1) Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) Это системное качество индивида, определяемое его включённостью в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и общении. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию (тестирования) определённых показателей через определённые промежутки времени с целью определения динамики изменения и взаимовлияния данных показателей. МЕТОД – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приёма или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединённых родством технологического приёма, также называется "техникой". МЕТОДИКА – конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определённом классе ситуаций (условия обследования) для решения определённых задач (цель обследования). МЕТОДОЛОГИЯ – (от греч. methodos - путь исследования или познания, logos - понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то М. определяет способы достижения и построения этого знания. М. носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. НАДЁЖНОСТЬ-ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК – интегральный показатель, получаемый путём расчёта степени согласованности (скоррелированности) экспертных оценок. В этом показателе одновременно учитывается и стабильность оценок (надёжность), и степень их соответствия оцениваемому показателю (валидность). НАДЁЖНОСТЬ ТЕСТА – стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых, случайных факторов обследования). Синоним - точность теста. НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – частичное распределение значений интегративного тестового показателя, которое возникает в результате воздействия на этот показатель со стороны множества факторов - случайных и разнонаправленных. Математик Карл Гаусс предложил функцию, описывающую НР. Графическая кривая НР имеет характерную колоколообразную форму. ОПРОСНИК – более или менее стандартизованная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определённом способе интерпретации его ответов. В случае более формализованных тест-опросников вопросы даются с закрытым веером ответов (вопросы с множественным выбором), и каждый из ответов связывается с определённым вкладом в тестовый балл, что фиксируется в ключе к тесту. В тест-опросниках вопросы, как правило, формулируются в косвенной форме или в форме утверждений, описывающих определённое поведение. Опросники, в которых вопросы обращены к знанию испытуемого о себе в наиболее прямой форме, принято называть анкетами. Принято считать, что анкеты - социологическая методика, а тест-опросники - психологическая. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – методики, основанные на феномене проекции. Неоднозначное задание порождает активность испытуемого, результат которой (текст, рисунок и т.п.) позволяет сделать вывод о скрытых психических свойствах этого испытуемого. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный или незавершённый текст, неоднозначную инструкцию, ситуацию, проективную роль и т.п.). ПРОЕКЦИЯ - особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определённой взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. ПРОФЕССИОГРАФИЯ – свод знаний о профессионально важных качествах, знаниях, умениях, навыках и алгоритмах деятельности определённых профессионалов. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ – специализированные тесты, предназначенные для проведения на определённой группе профессионалов или кандидатов в профессионалы, в ходе которой измеряется уровень сформированности знаний, навыков и умений, специальных для данной профессии. При применении тестов на профессионально важные качества грань между психологическими тестами и профессиональными тестами оказывается размытой. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ – простейшая разновидность диагностограммы в психологии. Это графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъёмы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определённого психического свойства (фактора). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – уровень умственного и личностного развития человека (ребёнка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ – результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определённой психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ – краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчёта тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий (пунктов) с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для выбора, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации. РАНЖИРОВАНИЕ - методический приём, при котором испытуемый выстраивает все объекты в ряд - в порядке возрастания (или убывания) заданного критерия. РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЁТКИ – особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений. При этом испытуемый в явном или неявном виде заполняет своими субъективными оценками матрицу (решётку), по столбцам которой варьируют различные объекты (элементы, понятия, заданные с помощью обобщённой "репертуарной" инструкции), а по строкам - различные признаки (шкалы, личностные конструкты). С помощью многомерного анализа решёток (в частности, с помощью факторного анализа) строятся модели индивидуальных представлений в виде "семантических пространств". РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества. В психодиагностике говорят о "репрезентативности тестовых норм" или о "тематической репрезентативности" тестовых заданий по отношению к "области валидности" теста. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ – соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам, которые могли бы быть получены на популяции проведения - на множестве испытуемых, для которых предназначен тест. Обычно при получении кривой нормального распределения делается вывод о том, что тестовые нормы обладают репрезентативностью. Однако нормальность не является необходимым условием репрезентативности. РТН может достигаться и в отсутствие нормального распределения. РЕТЕСТОВАЯ НАДЁЖНОСТЬ – надёжность теста, которая устанавливается путём проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование, с последующим расчётом коэффициента корреляции между двумя показателями. СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО – пространственно-координантная модель индивидуальной или групповой системы представлений. Оси СП образуются с помощью факторного анализа (или с помощью других алгоритмов многомерного шкалирования) и представляют собой обобщённые смысловые основания, которыми стихийно пользуются испытуемые для соотнесения и противопоставления объектов. Образы отдельных объектов представлены в СП в виде точек (векторов), положение которых задано координатными проекциями на оси СП. СКЛОННОСТЬ - устойчивый интерес к процессу осуществления деятельности (процессуальная мотивация), в которой индивид обнаруживает у себя наличие специальных способностей и относительно высоких достижений и успехов. СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – важнейший источник снижения достоверности психодиагностических методик. СЖ заключается в стремлении испытуемых давать о себе социально одобряемую, желательную информацию. СЖ проявляется в особо выраженной форме в случае тест-опросников. СЖ в ситуации экспертизы гораздо сильнее, чем в ситуации клиента. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ – это критерии, по которым оценивают друг друга члены группы при проведении социометрической диагностики. СОЦИОМЕТРИЯ – в общем случае это методика изучения структуры группы путём сбора перекрёстных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям (признакам, параметрам). В частном случае эти оценки предъявлены в виде "выборов" - положительных решений о включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые вносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы С. часто оказывается неприемлемой - из-за высокого риска ошибки включённых наблюдателей. СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ – способность, которая проявляется в определённом специфичном виде деятельности и требует для своего развития либо особых "парциальных способностей", либо специального опыта обучения и закрепления навыков. СПОСОБНОСТЬ – психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определённого класса задач или соответствие требованиям определённого социокультурного норматива. Различаются потенциальные и актуальные способности. Первые образуют предпосылку для успешного обучения и становления вторых и называются одарённостью, так как под этим подразумеваются наделённость индивида благоприятной комбинацией наследственных факторов. Следует подчеркнуть, что различение между одарённостью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными. Так, например, развитие определённой актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчёта баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – наблюдение, которое выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определённой последовательности действий, включающих: фиксацию определённого материала наблюдения, выявление в этом материале определённых заданных элементов и признаков, запись в протокол наблюдения этих элементов и признаков в особой кодифицированной форме, подсчёт по определённому принципу частоты встречаемости кодифицированных признаков в протоколе и т.п. СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ – относительная доля случайного изменения (дисперсии) измеряемого показателя по отношению к совокупному изменению этого показателя (общей дисперсии). Чем выше СОИ, тем ниже точность и надёжность теста. СТАТИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ – граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в выборке стандартизации. Как правило, эти граничные значения отделяют от выборки фиксированный процент испытуемых: 10 (дециль), 25 (квартиль), 50 (медиана). При нормальном распределении СН описывается с помощью параметров (среднее плюс/минус сигма, или стандартное отклонение). СН служат принятию "сравнительных решений" и не дают информации для принятия "нормативных решений". ТЕСТ-ОПРОСНИК – опросник, содержащий в своих пунктах заданный перечень возможных ответов и предполагающий подсчёт баллов по ключам. Высокая степень стандартизации и формализации сближает ТО с объективными тестами. Особенно широко ТО используется в личностной психодиагностике. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ – тесты, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях. ТД не имеют чёткой границы, отделяющей их от тестов специальных способностей, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТД интерпретируются в виде ссылки на эффективность определённой деятельности, а результаты тестов специальных способностей в виде ссылки на выраженность определённых психологических факторов. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА – стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способностей индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например, Векслера, Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта. ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности. ТСС не имеют чёткой границы, отделяющей их от тестов достижений, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей. Но, как правило, результаты ТСС интерпретируются в виде ссылки на выраженность определённых психологических факторов (звуковысотный слух, например), а результаты тестов достижений в виде ссылки на эффективность определённой деятельности (пение, музицирование и т.п.). УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ – уровень умственного развития человека (ребёнка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – наиболее распространённый метод многомерного анализа результатов корреляционного эксперимента. При анализе взаимных корреляций между субтестами или тестовыми заданиями с помощью ФА выявляются диагностические факторы. При анализе взаимных корреляций между шкалами семантического дифференциала (или конструктами в тесте конструктов) с помощью ФА выявляются координатные оси семантических пространств. Из-за обилия необходимых вычислений ФА выполняется практически только на компьютере - с помощью особых программ, включённых в большинство известных пакетов стандартных статистических программ. ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ – внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определённому поведению, складывающаяся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определённых склонностей (установок, привычек) - стилевых особенностей поведения (стилевые черты). За одними чертами могут скрываться свойства темперамента, за другими - свойства характера, за третьими - склонности индивида. В самом общем смысле понятие ЧЛ сближается с универсальным понятием "психическое свойство", но используется для обозначения более глобальных (проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке ЧЛ традиционно реже используются "социокультурные нормативы", чем при описании и оценке способностей. ШКАЛЫ ЛЖИ – специальная шкала, с помощью которой выявляют уровень социальной желательности в ответах данного испытуемого на тест-опросник. ШЛ позволяет отбраковать недостоверные протоколы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |