КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защищайтесь, как хотите
Человеку свойственно сохранять целостность и идентичность своего тела. Мы знаем свои формы и размеры, свое лицо и фигуру, всегда узнаем себя в зеркале и, не задумываясь, с возмущением откажемся от предложений стать кривыми, горбатыми, однорукими и другими типами, которые нам неприятны. Свое психологическое и социальное «лицо» людям также свойственно защищать от всех порочащих, эмоционально неприятных «предложений». Эти психологические действия людей, направленные на сохранение привычной для личности психосоциальной составляющей в биопсихосоциальной структуре, обозначаются как психологическая защита. Представления о психологической защите формировались в рамках психоанализа. Концепция психологической защиты в виде классического аналитического подхода была предложена Анной Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). Согласно разработанной ее отцом З.Фрейдом также трехуровневой структуре личности (бессознательное, подсознание, сознание) психологические защиты рассматриваются как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения компромисса между противоборствующими осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями. Они направлены на уменьшение тревоги, вызванной внутриличностным конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «Я» пытается сохранить единство и адаптивность личности, соответствие между имеющимися у человека представлениями об окружающем, о себе и поступающей информацией. В отечественной личностно ориентированной (реконструктивной) психотерапии Б.Д.Карвасарекого, Г.Л.Исури-ной, В.А.Ташлыкова психологическая защита понимается как система приспособительных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптирующих компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующе-го воздействия на Я-концепцию. Сутью психологических защит является минимизация или даже полное вытеснение не приятных для нормативной сознательной личности чувств, мыслей и представлений. Единой классификации механизмов психологической защиты нет. Разные авторы выделяют от 10 до 23 вариантов психологических защит. Б.Д.Карвасарский (1998) классифицирует психологические защиты на 4 группы. В первую группу психологических защит отнесены те, в которых основным элементом является отсутствие переработки неприятной информации с использованием механизмов вытеснения, подавления, блокирования или отрицания. В сферу сознания активно не допускаются или из нее устраняются болезненные, противоречивые чувства, воспоминания, желания и мысли. Это наименее дифференцированный и обычно малоэффективный способ защиты, но в какой-то степени он присоединяется к другим защитным механизмам. 1. Вытеснение проявляется как избирательная забывчивость тех фактов и поступков, которые снижают чувство ценности и достоинства личности. Чаще этот механизм выявляется у инфантильных, истерических личностей и у детей. Характерен он для пациентов, имеющих зависимость от алкоголя. Они возмущаются и протестуют, когда им указывают на алкоголизм и предлагают лечиться. Близкими к вытеснению являются автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией: — подавление — более сознательное, чем при вытеснении, — отвлечение внимания от осознаваемых тревожащих им — блокирование — задержка, торможение (обычно времен — отрицание — непризнание, отвергание ситуаций, фак Вторая группа механизмов психологических защит реализуется при прохождении в сферу сознания неприятных мыслей, чувств, воспоминаний и состоит в искажении их смыслового содержания с целью смягчения их травматичности для личности. В эту группу включаются: — рационализация — псевдообъяснение, оправдание чело — интеллектуализация — усиление интеллектуального ана — изоляция — интеллектуально-эмоциональная диссоциа — формирование реакции с заменой неприемлемых эмо — смещение — замена реального высокостатусного, недо — идентификация — отождествление себя с высокостатус — проекция — «приписывание» непризнаваемых собствен Третью группу психологических защит составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения: — реализация в действии — посредством ее эмоциональная ного поведения. Например, протестные реакции подростков против опеки родителей реализуются алкоголизацией, рискованным поведением, агрессивными поступками; — сублимация — преобразование потребностей, удовлетво — конверсия — соматизация тревоги, трансформация нега Четвертую группу психологических защит образуют механизмы манипулятивного типа: — регрессия — демонстрация признаков обратного разви — фантазирование — приписывание себе отсутствующих — уход в болезнь, который освобождает от нравственной А.Т. Филатов подразделяет защиты по уровню зрелости. Примитивные психологические защиты не допускают поступление в сознание травмирующей информации — вытеснение, отрицание, регрессия. Зрелые — допускают в сознание неприятную информацию, но искажают ее, «переструктурируют», делают безболезненной, приемлемой для личности — рационализация, изоляция, интеллектуализация, идентификация, проекция, сублимация и др. Психологические защиты бессознательны, но их нужно научиться осознавать, чтобы понимать причины своих и чу жих слов и поступков, скрытые механизмы поведения и помогать людям расти и развиваться. Положительное влияние психологических защит состоит в том, что они ограждают сознание от информации, которая может нарушить цельность представлений о себе, разрушить целенаправленность мышления, оказать деструктивное и дестабилизирующее влияние на личность. В этом их защитный, адаптивный смысл в дезадаптирующих ситуациях. Отрицательным аспектом психологических защит является то, что они не способствуют разрешению конфликтов и личностному росту. Конфликт искусственно упрощается или устраняется. Человек отказывается от деятельности, необходимой для продуктивного разрешения ситуации или проблемы, вызвавшей неприятные переживания, остается инфантильным, повторяет прежний опыт в ущерб саморазвитию и самореализации. Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему противодействия лечению часто делают такие защитные механизмы патологическими, препятствующими лечению больных алкоголизмом, наркоманиями, игровыми и другими зависимостями. Как относиться к психологическим защитам? Б.Д.Карва-сарский (1998), И.С.Павлов (1980, 2002) и другие крупнейшие отечественные и зарубежные психотерапевты считают важнейшим правилом психотерапевтической тактики при работе с защитными механизмами признание их положительного значения. Они играют центральную роль в системе психологической адаптации людей, и люди на них и за них «держатся». Их неожиданное разрушение способствует появлению деструктивного, близкого к стрессовому состояния. Адекватной считается постепенная, пошаговая работа с выявлением, осознанием и истолкованием способа защиты, признанием факта его наличия и влияния на поведение человека. Психотерапевтическое воздействие на «защищающегося» может осуществляться на разных уровнях: конструктивное изменение психотравмирующей ситуации, симптоматическое уменьшение тревоги, укрепление «Я», осознание и раскрытие собственных ресурсов организма и личности, повышение самооценки, коррекция жизненных целей, задач и способов их достижения. Эмпатическое общение, сопереживание и эмоциональная поддержка человека способствуют уменьшению защитного сопротивления. При целенаправленной работе с механизмами психологической защиты происходит изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта. В ходе психотерапии рекомендуется стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытеснения более сознательными, конструктивными, адаптивными способами совлада-ния, меняется тактика психотерапии для коррекции этих защит. Уважаемые читатели, воспользуйтесь этой рекомендацией для самих себя. Мы долго и упорно используем примитивные психологические защиты — не пропускаем в свое сознание не приятную нам информацию об угрозах нашим жизненным интересам со стороны чиновников, мы бессознательно искажаем поступившую в сознание информацию, желая уменьшить ее травматичность. Это тормозит наш личностный рост, фиксирует нашу пассивную выжидательную позицию, стабилизирует и затягивает болезненное, невротическое состояние нации. Нужно изменить стратегию поведения. Выбирайте сами стратегии поведения и учитесь распознавать стратегии, которые вам навязывают На Земле живет более 5,8 млрд. людей. Они все разные и живут по-разному, но биопсихосоциальная структура у них едина. Потребности похожи по модальностям, по иерархии их приоритетов и масштабов. Механизмы саногенеза и биологической адаптации у них сходны. Люди похожи и по механизмам социально-психологической адаптации. Анализ структуры социального поведения людей в проблемных, стрессовых ситуациях позволил установить, что все разнообразие вариантов поведения людей можно уложить в 26 вариантов стратегий совладания, или копингов. Это сознательные варианты и элементы поведения, которые люди используют в проблемных ситуациях. Известна классификация стратегий совладания Хайма (Heim), которая представлена в таблице 3. Таблица 3 Классификация копинг-стратегий по модальности и адаптивности
Скопируйте эту таблицу и всегда имейте с собой. Это определитель прогноза успешности ваших намерений, а также действий ваших друзей, коллег, руководителей всех уровней. Это объективные знания, и их применение в жизни для всех доступно и бесплатно. Мы можем пользоваться ими постоянно, помогать себе и своим близким сознательно и самостоятельно, руководствуясь своими собственными интересами, выбирать стратегии, ведущие к успеху, и не использовать стратегий, гарантирующих поражение. Пользуйтесь этой методикой — она научная, объективная, общечеловеческая. Хайм — не политик, не коммунист, не рус ский, поэтому предполагать какую-либо идеологизацию в его научных трудах нет оснований. Эти знания полезны для осознания технологий информационно-психологической войны, о которой мы писали выше. Вы сами определите наших противников, прикидывающихся друзьями, но навязывающих нам идеологические, политические, социальные, экономические, культурные, демографические, образовательные и здравоохраненческие стратегии, приводящие к депопуляции, деградации лучших в мире систем здравоохранения и образования, росту числа больных с психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманиями и др., к потере политической, экономической и продовольственной независимости. – в манипуляции всегда присутствует призыв к действиям, метафора определяет стратегию поведения. Если выступающий говорит «Я» или «вам следует вести себя так-то», то этовсегда манипуляция, нет манипуляции только в случаях, когда выступающий призывает пользоваться «адаптивными» стратегиями. Ключ для интерпретации стратегий совладания Когнитивные (рациональные) копинг-стратегии Адаптивные стратегии — способствуют преодолению трудных жизненных ситуаций. Проблемный анализ — «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось», т.е. для успешного решения сложной проблемы нужно уметь разложить ее на составные части, оценить каждую часть и соотношения между ними. Можно даже изобразить проблему графически с обозначением всех элементов и их взаимосвязей. Сохранение самообладания - «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния». Самообладание подразумевает интеграцию психических функций и поведения, контроль за своим состоянием и ситуацией, способность к целенаправленной деятельности. Установка собственной ценности — «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем справлюсь и с ними, и с более сложными». Психологически и морально нужно быть готовым к победе, осознавать свои достоинства и ресурсы, претендовать на улучшение своего положения. «Рабы не мы — мы не рабы». Относительно адаптивные. Эти стратегии дают субъективное облегчение при сохранении объективных стрессирую щих обстоятельств, сохраняют пассивную позицию человека в ситуации, требующей активных действий. Придача смысла — «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам». Эта стратегия позволяет принять трудную ситуацию как испытание, примириться с ней и отложить на неопределенное время, обычно навсегда, действия, необходимые для ее преодоления. Религиозность — «Если что-то случилось, то так угодно Богу». «На все воля Божья». Эта стратегия позволяет эмоционально примириться с проблемной ситуацией. Помолиться, попросить Бога о помощи, ждать ее, не начиная собственной деятельности. Относительность — «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк». Лучше там — где нас нет. Противопоставление реальным проблемам более тяжелых виртуальных проблем дает эмоциональное облегчение, но не мотивирует к активной деятельности. Неадаптивные стратегии — не устраняют причин стрессовой ситуации, не улучшают состояния и положения человека, усугубляют и затягивают деструктивное состояние. Смирение — «Я говорю себе: это судьба. Нужно с этим смириться». Принятие неприятной ситуации и своей роли обиженного, униженного, оскорбленного, отказ от борьбы за свои интересы обрекает на еще большие страдания и утраты. Растерянность — «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей». Пока у человека нет четкой и понятной для него системы представ лений о проблемной ситуации и ее причинах, о себе и своих ресурсах, нет правдивой информации, необходимой для со ставления программы действий, он остается дезорганизованным, психологически и поведенчески парализованным, его положение продолжает ухудшаться. Диссимуляция — «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо». Пока человек себя обманывает, пытается убедить, что реальная опасность еще не реальная, и еще не опасность, можно сохранять приятную беззаботность, «аварийная» ситуация продолжает нарастать и может привести к полному краху. Игнорирование — «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности». Пока человек «не берет в голову» опасностей, усыпляет свои разум и волю, считает ненужным напрягаться и суетиться, масштабы опасностей продолжают нарастать.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |