КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Другие концепции интеллекта 1 страница
I 18 I 16 1 15 I 14 Пз I I i !00 9?, образа-Я». Клинические психологи были удивлены, не обнаружив корреляции этих показателей с другими индикаторами адаптации. Мелленберг отметил ненадежность показателей различий и вероятность того, что существует корреляция между двумя этими измерениями. В полученных результатах нет ничего удивительного, считает Мелленберг: они могли быть предсказаны исходя из определения надежности показателей различий в классической теории тестов. Иногда происходит просто путаница. Автору этой книги предложили однажды высказать свое мнение о тесте, который оценивает способность детей воспринимать предмет, показанный с разных сторон, как тождественный. Методика основана на концепции Пиаже о понимании необходимости учета точки зрения на объект. Пиаже использовал известный тест с тремя горами: детям предлагалось описать, что, по их мнению, видят те дети, которые смотрят на горы с другого места. Маленькие дети допускают ошибки при выполнении этого теста. Ошибки учитывались при начислении ребенку баллов за выполнение теста. Для детей разного возраста был определен коэффициент согласованности. Данный показатель оказался ниже для старших детей и выше для детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Однако, это объяснялось той простой причиной, что показатели разброса для маленьких детей и детей из семей с низким социально-экономическим статусом были больше. Указанный феномен является феноменом развития, т.к. более старшие дети делают меньше ошибок при решении заданий на понимание перспективы. Следовательно, при работе с этим тестом должен быть использован другой индекс надежности. * Попытка связать психологию, занимающуюся разработкой предметного содержания, с психометрикой или со статистической моделью может быть обнаружена при разработке теории аспектов (the facet theory). В рамках этой теории анализируются соответствующие и независи-. мые аспекты конструктов и идет поиск приемлемых способов их оценивания (см. например, De Groot & Medendorp, 1986). Как показано в этой главе, взаимодействие между уровнями протекает не всегда гладко. Временами оно ведет к трениям между психологами, занимающимися разработкой предметного содержания, с одной стороны, и психометриками — с другой. Это противостояние имеет, вероятно, тот же характер, что и противоречие между клиническим и статистическим подходами (см. гл. 4). Однако это противостояние способствует также и лучшем пониманию концепций надежности, повторяемости, внутренней согласованности и источников случайных ошибок, а также способов их оценивания. 3.2. Валидность Представления о валидности существуют как на уровне здравого смысла, так и в форме психологической концепции. Понятие валидности занимает важное место в каждой научной дисциплине. В психометрии понятию валидности уделяется не слишком много внимания по сравнению с концепцией надежности. Концепция валидности относительно трудна для изучения и для математического определения. Теория анализа ответов на задания теста (IRT) может быть рассмотрена как специфический вклад психометрии в развитие концепции валидности. Кроме того, существует несколько различных моделей и статистических процедур, которые можно использовать при изучении валидности. Принято считать, что каждая процедура, помогающая ответить на вопросы, имеет отношение к валидности. В последующих главах приводится описание валидности на уровне здравого смысла, представлено философское понимание валидности, в частности те аспекты, которые существенны для психологической науки. Эта информация приводится для того, чтобы определить, насколько ценным для психодиагностики является житейское и философское понимание валидности. Далее рассматривается использование концепции валидности в психологическом тестировании и экспериментальном (и квазиэкспериментальном) исследовании. 3.2.1. Представление о валидности на уровне здравого смысла Валидность означает «быть валидным», т.е. действительным, эффективным, имеющим реальное отношение к чему-то. О придании валидности говорят, например, в случае утверждения документа, результатов голосования, вступ- ления в силу закона и т.д. О методике или процедуре говорят, что она валидна для определенных целей. Но невозможно сказать о человеке, что он «валиден» аналогично тому, как мы говорим о его «надежности». Представление о валидности на житейском уровне содержит отчасти и философские элементы. Например, ответ детей на вопрос: «Как ты узнал, что другие дети говорили правду?» — содержит те же критерии, которые встречаются и в философских работах (Van Houdt, 1994). В своих ответах дети от 7 до 11 лет указывают на: 1) связь между утверждениями человека и реальными событиями; 2) связь утверждения с предыдущими суждениями (связанность); 3) тот факт, что проблема решится, если будет рассказано, что случилось (прагматическая полезность); 4) согласие между независимыми наблюдателями (интерсубъектный консенсус); 5) тот факт, что никто не отрицает истинность утверждения (ассенсус). 3.2.2. Житейские представления о валидности и понятие валидности в психодиагностике Принцип корреспонденции и валидность. Понятие валидности используется для характеристики теста, процедуры или утверждения. Часто валидность определяется как теория (принцип) корреспонденции. В рам-ках этой теории определяются отношения между субъектом, познающим мир, и объективной реальностью. Существует несколько вариантов этой теории. До девятнадцатого века наиболее распространенной была теория истины. Первым исследователем формальной истинности объяснения, а затем и создателем теории корреспонденции был Аристотель. Вслед за ним Фома Аквинский попытался определить истину как соответствие (adequatio) процессов познания (intellectus) реальной действительности («реальности вне языка») (res). В этих теориях центральным является отношение между суждением в той или иной форме (на уровне житейских представлений, на языке логики или математики) и реальным миром. Это очень старые вопросы о взаимоотношениях между объектом и субъектом, между бытием и сознанием, между реальной действительностью и нашим представлением о мире, между нашими суждениями и реальным положением дел. Эти вопросы являются важными и для психодиагностики, например вопрос о том, как соотносятся оценки, данные психодиагностом, и оцениваемые характеристики личности. Точна ли оценка психодиагноста? Еще один случай проявления теории корреспонденции можно рассмотреть на примере теории когнитивного развития Пиаже, согласно которой развитие интеллекта ребенка проходит несколько стадий от сенсомоторного интеллекта до стадии формальных операций, и только на последней стадии у ребенка возникает способность понимать основные свойства реальности. Теория корреспонденции допускает определенное расхождение мнений. Возникает вопрос: какой язык наиболее адекватен реальности — используемый в повседневном общении, логический или математический? Существуют попытки разрешения этого вопроса путем создания формализованного мета-языка (например, теория формальной семантики Тарского, 1949). Представители философии обыденного языка (например, Сирль (1969) изучают особенности используемого в повседневном общении языка, при этом особое внимание уделяется рассмотрению функций языка. Часто при описании исследований можно встретить термин «наивные реалисты», применяемый для обозначения людей, использующих обычный язык. «Наивностью» в данном случае называется представление человека о том, что его опыт, восприятие и мысли суть непосредственное отражение окружающего его реального мира. Логический и математический способы передачи информации формальны и абстрактны. Они слишком далеки от языка повседневного общения. Другой дискуссионный вопрос — это вопрос о том, что, познавая мир, сам ли человек привносит в него что-то или же действительность привносит в «человека познающего». Что первично — законы нашего мышления или реальность? Эти вопросы носят философский характер, но оказывают влияние и на психодиагностику. Например, относится ли данный вопрос к когнитивному развитию или же это проблема адекватной операционализации конструкта? Имеет
4 Я.тер Лаак ли гипотетический конструкт дополнительный смысл? Под этим понимается то, что конструкт не полностью покрывается операциональным определением. Эти вопросы не ста-новятся предметом рассмотрения конкретных психологических исследований, поскольку велик риск того, что эмпирические исследования на данную тему увязнут в зыбкой почве философских вопросов, ответы на которые вряд ли могут быть найдены. Критерий когеренции и валидность. Валидность может быть рассмотрена как соответствие критерию когеренции. В этом случае какое-либо утверждение должно соответствовать не реальной действительности, а другим утверждениям. В некоторой единой системе утверждения должны быть связаны между собой. Новое утверждение должно «подходить» ко всем остальным, не обнаруживая каких бы то ни было противоречий. В случае, если существуют какие-либо расхождения, возможно два варианта решений: либо новое утверждение должно быть отвергнуто, либо нужно отказаться от целой системы. Второй вариант не менее вероятен, чем первый, поскольку вполне может быть так, что собранные воедино утверждения не имеют отношения к действительности, а являются лишь «причудой» создателя теста. От такого положения дел в какой—то мере нас предохраняет то, что существуют некоторые общепризнанные представления об окружающей действительности, настолько очевидные, что нет необходимости их доказывать. Это так называемые «Protokollsatze»*, т.е. основополагающие утверждения, которые не противоречат опыту. Логический позитивизм, играющий важную роль в психологии, имеет в своей основе несколько аксиоматических утверждений, напоминающих «Protokollsatze». Нейрат (1931) считал неверным сравнение высказываний с реальностью. Все знания принимают форму утверждений и последнее не должно противоречить другим утверждениям. Критерий когеренции подвергается критике, и вопрос о нем вызывает споры. В каких именно случаях утверждение считается противоречивым? На этот вопрос обычно отвечают формально. Такой ответ не подходит для утверждений. * Protokollsatze (нем.) — протокольные выражения. Согласно теории Карнана, они описывают содержание непосредственного опыта или феномены, следовательно, простейшие познаваемые факты (прим. перев.). где преобладает смысловое содержание. Психологи оперируют смыслами, их конструкты не являются чисто формальными; высказывания клиентов не понятны в формально логическом смысле. Другая линия критики указывает на то, что возможна иная система связанных утверждений, относящихся к той же области реальности. Критерий когеренции важен для психодиагностики. При изучении описаний связанность отдельных высказываний о событиях, чувствах и поведении может быть критерием валидности этого описания или повествования. До сего времени психодиагносты редко изучали повествования, предметом их рассмотрения являлись преимущественно анамнез, интервью и тестовые показатели. Наконец, требование внутренней согласованности заданий теста может быть сопоставлено с критерием когеренции. Критерий полезности и валидность. Рассмотрим практическое значение (полезность) или функциональность критерия валидности. В данном случае речь идет не о соответствии аспектам реальности и не о соответствии другим утверждениям. Здесь подразумевается прежде всего то, что утверждения (содержащие в себе некоторую информацию) и идеи дают человеку возможность с большим или меньшим успехом взаимодействовать с реальной действительностью. Для определенных целей критерии являются полезными и функциональными. В психодиагностике существуют нормативные модели (модели решения и исследования), которые максимизируют определенный критерий. Цель должна быть достигнута с использованием минимальных усилий. В главе 7 будут приведены некоторые примеры. Это Модель полезности ожидаемых последствий (the multy-attribute utility theory). Споры ведутся и по поводу этого критерия. Все ли то, что полезно, истинно? Одинаково ли полезно это понятие для каждого? Или же то, что подходит одному человеку, ничего не дает другому? Или вообще является нежелательным для другого человека? Критерий межличностного соглашения. Критерий интерсубъектного соглашения иногда определяется как консенсус (Habermas, 1973). Подход Хабермаса к пониманию этого критерия содержит ряд конструктивных
элементов. Согласно его точке зрения, содержание или материал, по поводу которого достигается согласие, считается понятным. Утверждения являются истинными в том смысле, что они соответствуют реальным событиям. События и «факты», полученные в результате эмпирических исследований, требуют удовлетворительной специфической интерпретации, которая следует за «herrschaftfreie»* диалогом. Диалог понимается как коммуникативный акт, удовлетворяющий следующим требованиям. Истинными считаются утверждения, описывающие внешнее положение вещей. Утверждения истинны, если намерения, чувства, потребности не скрываются, а открыто выражаются в процессе коммуникации. Кроме этого, утверждения должны соответствовать нормам и ценностям общества. Имея такую информацию, слушатель принимает или не принимает утверждение. В психодиагностике интерсубъектность выполняет несколько функций, одна из которых соответствует функции надежности. Понятие консенсуса играло значительную роль в разработке пятифакторной модели личностных свойств Хофсти (1992, 1994). Выбор этих пяти факторов основан на согласии мнений репрезентативной выборки, которая оценивала достаточно полный список прилагательных, описывающих личностные характеристики. Эта пятерка — наименьшее число прилагательных, необходимых для описания личностных характеристик любого человека. Если кто-то скажет, что использует другие, не входящие в состав пятифакторной модели прилагательные, то в этом случае Хофсти может ответить, что то, что этот человек называет «храбрым», является в соответствии с итогами исследования-референдума «высокомерным» и «самоуверенным». Таким образом каждый человек может вступить в противоречие с установленным другими консенсусом. Подведем итоги. Очевидно, что различные концепции валидности (в эпистемологическом понимании) являются значимыми для психодиагностики. В психодиагностике и в психологии не существует одного, превалирующего типа валидности. Хотя логический позитивизм оказал большое * «herrschaftfreie» диалог (нем.) — диалог, «свободный от господства од влияние на используемые критерии, валидность — это не просто понятие, заимствованное из эпистемологии. Более того, можно выделить различные уровни психологической теории (Snow, 1973). Это означает, что «Protocollsatze», в качестве аксиомы предпочитаемое логическими позитивистами, не является единственным уровнем теории. Существуют также таксономические теории и, наконец, простые рабочие гипотезы. 3.2.3. Как возникает представление о валидности? Приобретение валидных знаний можно изучать как феномен развития. Специалист в области педагогической психологии Перри (1970) изучал то, каким образом у студентов Гарвардского университета в процессе образования изменяются представления об истине, валидности и ценностях. С помощью повторных интервью он провел исследование на 140 студентах. В полученных материалах он выделяет 9 позиций, которые можно объединить в три категории. 1) Первая категория характеризуется пассивным приобретением знаний и восприятием преподавателя как несомненного авторитета с точки зрения знаний. 2) Вторая категория ответов показывает понимание студентами того, что любое знание зависит от контекста и является относительным. Соответственно, и точка зрения преподавателя рассматривается как одна, произвольно выбранная, из множества возможных. 3) Третья категория ответов студентов показывает, что они формируют свое собственное видение мира и ощушают необходимость действовать на основе собственных знаний и практически использовать их в конкретных ситуациях. Перри (1970) показал, что представления об истине и валидности изменялись в процессе обучения в университете. Китченер и Кинг (1981) заинтересовались тем, как мо-лодыелюдив возрасте 15 лет и старше представляют реальность, как они понимают источники знаний о реальности и что они думают о природе знаний. Полученные результаты авторы разбили на 7 уровней — «шагов», последовательность которых можно рассматривать как отражение этапов развития. Первый «шаг» выявил представление о том, что знания находятся где-то «вовне» («out there»), чтоонисиль-
но зависимы от мнении экспертов или авторитетов и что мнение в общем не нуждается в доказательстве, хотя наше собственное мнение и должно быть сходно с мнением экспертов. Пятый шаг отражает понимание того, что реальность существует в определенной степени в уме наблюдателя, что знания в некоторой степени субъективны, что приобретение знаний требует со стороны человека усилий и что истинное знание требует соблюдения методологических правил. Заключительный, седьмой, этап содержит идею о том, что существует объективный, но с трудом поддающийся пониманию мир. Однако его познание возможно путем проверки идей и гипотез. Полученные знания субъективны и нуждаются в обсуждении с экспертами и исследователями. Знание на этом этапе представляется как постепенное приближение к реальности с помощью более или менее вероятных теорий, идей и гипотез. Может быть достигнуто достаточно близкое приближение к реальности. Любое полученное знание должно быть подтверждено на основе использования методологических правил и критериев валидности. Нет критериев на все случаи жизни. Существуют ситуации, когда возмох<но их изменение. Оцениваются объективность знаний и их интерсубъектный характер. В ходе этого исследования было также показано, как у людей начиная с 15 лет и старше изменяются представления о валидности и валидном знании. Последний шаг содержит в большей или меньшей степени эпистемологическую концепцию социальных наук и более частную сферу — психологию как науку о человеческом поведении. Кроме того, исследование представлений детей о правде и лжи показало, что дети от 5 лет и старше полагаются на «факты», то есть для них наиболее важной является связь между утверждениями и реальными событиями (Strichartz & Burton, 1990). В представлениях об истине детей от 5 до 8 лет важным является соответствие между утверждениями и реальными событиями, и на это представление не влияет замечание о том, что кто-то верит или не верит этой информации (Bussey, 1992). Начальная форма представлений об истине опирается на простую корреспонденцию, и лишь впоследствии появляются такие критерии, как консенсус, полезность и когерентность (Van Houdt, 1994). Например, Адальбжарнадоттир (1992) изучал, каким образом и когда дети постигают принципы коммуникативного консенсуса, описанные Хабермасом (1984). Подведем некоторые итоги. Представление о знании в ходе развития ребенка проходит путь от наивного реализма к постижению реальности с помощью теорий, идей и гипотез. В процессе развития постепенно приходит понимание необходимости проверки и подтверждения знаний, все возрастающее значение должны приобретать методологические правила. Этот процесс познания начинается с апелляции к авторитетам, но постепенно все большее значение приобретают общепринятые, хотя вовсе не незыблемые, методологические правила. 3.2.4. Концепция валидности в психодиагностике Для получения информации о людях и группах в психодиагностике используются тесты и другие процедуры. В главе 1 утверждалось, что такого рода изучение идет дальше оценки собственно тестируемого поведения. В диагностике обычно различают три типа валидности: прогностическую, конструктную и содержательную. Валидность — это достаточно сложное понятие. В качестве сходных с ним понятий могут быть названы правдивость, полезность, точность, возможность интерпретации (интерпретируемость), прогностическая способность и помощь в принятии решений. Как уже подчеркивалось, разные типы валидности имеют одну и ту же основу. Однако понятие валидности должно быть четко определено применительно к различным целям, аспектам и контекстам. Такая дифференциация дает информацию о том, в каком контексте концепция валидности может быть использована. Первая дифференциация типов валидности: прогностическая, валидность по внешнему критерию, конструк-тная и содержательная валидность. В каждом руководстве по психодиагностике можно встретить описание этих трех типов. Гийон (1980) заметил, что они стали чем-то «...вроде святой троицы». Под прогностической ва-4 лидностью понимается способность к предсказанию поведения испытуемых на основе критериев. Другое название
этого типа валидности — валидность по критерию. Критерием в большинстве случаев выступает социально-значимое поведение, например, успеваемость в школе, профессиональная деятельность или социальная адаптация. Прогностическая валидность теста оценивается по тому, насколько данный прогноз получает подтверждение в будущем или в настоящее время (соответственно прогностическая и конкурентная валидность).!]Конструктная валидность имеет отношение к теоретическому конструкту самому по себе и включает в себя поиск факторов, объясняющих поведение при выполнении теста. Как особый тип конструктная валидность канонизирована в статье Кронба-ха и Миля (1955). Авторы оценивали с помощью этого типа валидности все тестовые исследования, которые не были прямо направлены на предсказание некоторых значимых критериев. Исследование содержало информацию о психологических конструктахлСодержательная валидность требует того, чтобы каждое задание, задача или вопрос, принадлежащие к определенной области, имели равные шансы стать заданиями теста. Валидность по содержанию оценивает соответствие содержания теста (заданий, вопросов) измеряемой области поведения. Некоторые авторы характеризуют этот тип валидности как аспект надежности. Другие авторы (как, например, Lumsden, 1975, стр. 270) называют его наиболее важным типом валидности. Поскольку Лумсден считает полную конструктную валидиза-цию невозможной, он предпочитает так называемый «смягченный подход в требованию ключевых ответов» («lower keyed approach»), расширяя тем самым границы понятия содержательной валидности. Среди других возможных методов он обращается к разработке тестовых заданий в соответствии с определенными правилами. Оценка содержательной валидности в определенной степени зависит от мнений экспертов. Нередко считается, что эмпирические исследования содержательной валидности отсутствуют. Однако предложенный Кронбахом (см. Crocker & Aldgina, 1986, стр. 222) эксперимент с удвоенными конструкциями показывает, что проведение исследований содержательной валидности возможно, и такие исследования весьма полезны. Для осуществления этой идеи требуются группы независимых разработчиков тес- тов, имеющих в своем распоряжении определения содержания заданий, правила выборки заданий из области изучаемых феноменов, правила для проверки заданий и единые критерии для интерпретации. Тесты, составленные двумя командами разработчиков, проводятся на выборке испытуемых. Надежность тестов подсчитывается путем расщепления заданий на две части, в результате чего получают индекс содержательной валидности. Описание этих трех типов валидности встречается во всех учебниках по психодиагностике. Кроме них выделяются также и другие специфические виды валидности. Мы заимствуем их описание у Дренса (1975), Некоторые авторы (например, Guilford, 1954) приводят описание еще большего числа типов валидности. Вторая дифференциация валидности: специфические типы. Первый специфический тип — это «внутренняя валидность». Она относится к требованию, согласно которому корреляция не должна быть тривиальной или тавтологичной. Тестируемые отношения не должны входить в определяемые понятия. Исследования не должны идти «по кругу». Это резонные замечания. Однако не так легко избежать чисто семантического уровня разработки психологических конструктов. Например, социальные конструктивисты Смедслунд и Герден упрекают психологов за то, что они занимаются проверкой не реальных гипотез, а тавтологий. «Факторная валидность» имеет отношение к процед\ рам многомерного анализа и теории, которая преимущественно используется при конструировании тестов. Считается, что тест обладает факторной валидностью, если он имеет высокую нагруженность по известным факторам. Одним их первых этот тип валидности определил Гилфорд. Предложенная им концепция структуры интеллекта обусловила разработку «тестов одного фактора», что на самом деле является разработкой простой структуры Терстоуна. Этот тип тестов направлен на измерение только одного конкретного фактора. «Синтетическая валидность» содержит информацию о том, могут ли данные о валидности теста быть перенесены с одной ситуации на другую. Это имеет важное значение в тех случаях, когда критерий является комплексным. Представляется ценным иметь в своем распоряжении тест, кото-
рый предсказывает элементы, связанные с различными критериями. «Конгруэнтная валидность» обозначает корреляцию данного теста с уже существующими тестами того же типа. «Внешнюю (очевидную) валидность» по-другому можно определить как валидность «с первого взгляда», подобно тому как мы говорим о «любви с первого взгляда». Имеется в виду, что первое впечатление о том, что оценивает тест, соответствует связанному с ним критерию. Это выглядит приемлемым. Но что произойдет, если без проведения ка-ких-бы то ни было эмпирических исследований тест будет назван валидным только на том основании, что его критерий представляется вполне очевидным? Дрене (1975) выступает против такого подхода и приводит примеры того, как тесты, казалось бы, предсказывающие критерий, на самом деле это делать не могли. Так, при отборе водителей используется водительское кресло, но испытания на нем не имеют никакой прогностической валидности. То же самое произошло и с тестом Бурдона-Виерсма при диагностике эпилепсии и использовании на вступительных экзаменах в высшую школу. «Внешняя валидность» предполагает существование прогностической валидности, которая при этом не исследуется эмпирически, а иногда фактически просто отсутствует. Но есть и обратная проблема. Предположим, что имеется тест, обладающий прогностической валидно-стью, но оцениваемый экспертами как не имеющий отношения к работе или к школьным достижениям. Естественно, что этот тест не будет допущен к использованию в качестве методики для отбора. Понятие «инкрементной валидности» относится к требованию, согласно которому тест должен дополнять уже известную прогностическую валидность, основанную на демографических и социально-экономических данных. Этот тип валидности имеет смысл, поскольку валидные методики должны конкурировать с имеющимся базальным уровнем знаний. При этом, однако, не отбрасывается тот факт, что корреляции тестовых показателей с демографическими переменными являются информативными показателями, так как тесты могут оказаться пристрастными в отношении определенных групп. Третья дифференциация: валидность в (квази)экспе-риментах. Вне психодиагностики в квазиэксперименте различаются четыре типа валидности. Кук и Кэмпбелл (1976) описывают концептуальные схемы исследований, проводимых в педагогической и инженерной психологии. Назначение эксперимента — выявить причинно-следственные связи. План такого исследования содержит указания относительно того, кто, где и когда может подвергаться наблюдению. С помощью идеи Фишера об «идентичных двойниках на все случаи жизни» и случайного выбора условий для субъекта проверяются возможные гипотезы о при-чинах поведения. В отличие от этого цель квазиэкспериментального исследования состоит в выявлении воздействия той или иной переменной (например, терапии) на зависимые переменные, в то время как случайное соответствие условиям исключено. Различаются следующие виды валидности. 1. Внутренняя валидность (internal validity). Это понятие относится к тому факту, что наблюдаемые изменения зависимой переменной могут быть приписаны другой переменной как «независимой». Источниками непреднамеренных изменений являются характеристики контрольной и экспериментальной групп, например различия в развитии, отборе, в избирательном участии и выпадении из ситуации эксперимента, а также взаимодействие между этими характеристиками. Факторами, влияющими на характеристики переменных, могут стать сами методики и ситуация эксперимента, например, феномен статистического сведения к среднему, повторное тестирование, тесты, оценивающие различное поведение и события, воздействующие на одни группы и не оказывающие никакого влияния на другие. 2. Валидность статистического вывода. Для того, чтобы выявить влияние независимых переменных при проведении экспериментов, внутриклеточная вариативность матрицы распределения (различия, между субьектами) должна быть ограничена. Валидность статистического вывода возрастает при увеличении внутриклеточных различий, например, при малой (нерепрезентативной) выборке испытуемых, при разнородности их состава, при неправильном предъявлении независимых переменных или при отсутствии должного контроля за условиями работы контрольной и экспериментальной групп.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |