Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Планирование производства в государственном секторе и закупок продукции для государственных нужд




1. Планирование закупок продукции для государственных нужд

 

С точки зрения целей и интересов государства закупки выполняют следующие задачи:

- служат способом удовлетворения потребностей государства в товарах и услугах, производимых собственными, отечественными товаропроизводителями, предпринимателями,

- позволяет повысить, активизировать спрос на товары и услуги в стране, благодаря чему возникают побудительные мотивы к развитию производства и предпринимательства, подъему экономики,

- способствуют конкуренции между производителями, выступающими в роли поставщиков продукции для государственных нужд, что укрепляет рыночные начала в экономике и способствует росту эффективности и качества производства.

Для поставщиков государственные закупки представляют интерес как потенциальная и реальная возможность сбыта продукции мощному и надежному покупателю в лице государства на основе длительных, подкрепленных гарантиями контрактов.

Рынок государственных закупок специфичен (высокая степень государственного регулирования) и характеризуется следующими признаками:

- в качестве покупателей на рынке представлено государство, выступающее как государственный заказчик в облике органов государственной власти федерального уровня или уровня субъектов Федерации, других получателей бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, осуществляющих закупки для государственных нужд за счет указанных средств,

- государственные закупки осуществляются на конкурентной основе путем выбора заказчиком поставщика, предложившего наиболее предпочтительные условия поставок,

- отношения по закупкам и поставкам между государственным заказчиком и поставщиками регулируется Гражданским и Бюджетным кодексом РФ, иными нормативно-правовыми актами о закупках и поставках для государственных нужд.

Универсальным инструментом решения проблемы выбора предпочтительного поставщика является проведение конкурсных торгов – система организованных заказчиком действий по выдаче заказов на поставку товаров и услуг, подрядов на выполнение работ в соответствии с заранее объявленными условиями.

В процессе конкурсных торгов выявляются:

- наличие необходимых профессионально-технических данных, управленческой компетенции, гражданской правоспособности потенциального поставщика,

- платежеспособность поставщика, его обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами для выполнения заказа,

- наличие у поставщика документов, требуемых для заключения контрактов.

Принципы проведения конкурсных торгов:

  1. Принцип открытости – предусматривает публичный характер проведения конкурсных торгов на всех этапа от установления условий участия и до подведения итогов, выявления победителей конкурса
  2. Принцип равноправия – гарантирует одинаковый подход ко всем участникам конкурса, установление равноправных возможностей участия в торгах разных претендентов, идентичность условий проведения торгов, методов и критериев выявления победителей
  3. Принцип эффективности – нацелен на достижение наибольшего для заказчика эффекта в виде экономической или социальной выгоды, получаемой посредством отбора предложения, обеспечивающего максимальный в сравнении с другими предложениями эффект на единицу затрат
  4. Принцип экономичности – предусматривает минимизацию затрат заказчика на осуществление процедур торга
  5. Принцип ответственности – состоит в том, что уполномоченные представители государственного заказчика, заключающего контракт от лица государства, отвечают за неуклонное обеспечение принятых обязательств, условий договора

Направления государственных закупок в РФ:

  1. Закупки в составе федеральных целевых программ
  2. Закупки по государственному оборонному заказу
  3. Закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
  4. Закупки в государственный резерв

Управление организаций проведения государственных закупок посредством конкурсных торгов в целях соблюдения интересов заказчика получило в мировой практике название «прокъюремент» - системно организованная совокупность практических методов и приемов проведения закупок товаров, работ, услуг, осуществления конкурсных торгов, отстаивания долговременных интересов с соблюдением приведенных выше принципов.

Прогноз спроса – это теоретически обоснованная система показателей о еще неизвестном объеме и структуре спроса. Прогноз спроса рассматривается как прогноз физического объема реализации товара (услуги). Он может дифференцироваться по категориям потребителей и регионов. Спрос прогнозируется на отдельный товар или товарную группу. На основе прогноза спроса в дальнейшем разрабатываются прогнозы сбыта и объемов производства предприятий и показатели индикативных планов отрасли, регионов, страны. Прогноз спроса осуществляется как специальными научными учреждениями государства, так и независимыми предпринимательскими фирмами, к том числе консалтинговыми.

На спрос оказывают влияние различные факторы:

- потребительские вкусы, в том числе доверие потребителей,

- число покупателей,

- цены, в том числе на сопряженные товары,

- доходы покупателей,

- потребительские ожидания,

- жизненный цикл товара,

- время года, в том числе сезонность,

- наличие ресурсов и их поступление,

- цены на ресурсы, сырье,

- наличие капитала, в том числе основного и оборотного, собственного и заемного,

- кредитная политика,

- производственные мощности и производительность труда,

- подготовленность персонала,

-объем продажи в прошлом и организация продажи,

- качество товара и его упаковка,

- реклама и дизайн,

- сервис и сфера платных услуг.

Для краткосрочных и среднесрочных прогнозов применяются качественные методы: экспертной оценки, оценки уровня продаж, анкетирование потребителей и количественные методы: использование коэффициента эластичности спроса, метод геометрической прогрессии, многофакторные корреляционные и регрессивные модели, в том числе множественной линейно регрессии. Для долгосрочных прогнозов применяется нормативно-целевой метод, который также можно отнести к группе количественных методов прогнозирования спроса.

 

2. Планирование производства в государственном секторе

 

Государственный сектор экономики – совокупность хозяйствующих субъектов и органов государственного управления (регулирования) во всех сферах экономической деятельности национального хозяйства, собственником имущества и доходов которых является государство.

Программа развития государственного сектора экономики включает показатели его функционирования и развития (в том числе прибыль и ее распределение, реализуемая продукция, основные производственные фонды и оборотные средства, численность занятых граждан и фонд оплаты труда, величина инвестиций за счет собственных и привлеченных средств), получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом.

План по доходам включает прибыль от деятельности государственных предприятий, поступления по акциям и паям в предприятиях с участием государства, доходы от приватизации, передачи в аренду или в доверительное управление государственного имущества и другие доходы от использования государственной собственности.

План расходов включает расходы на осуществление государственной инвестиционной программы с указанием перечня объектов и сроков их строительства, модернизации или реконструкции, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, расходы на закупки для государственных нужд и другие расходы.

Доходы и расходы государственного сектора в части поступлений средств в федеральный бюджет и расходов средств из федерального бюджета отражается в федеральном бюджете на соответствующих финансовый год.

Программа развития государственного сектора экономики составляется для Российской Федерации в целом, в разрезе отраслей, организационно-правовых форм предприятий и регионов.

Программа развития государственного сектора экономики содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.

Государственное производство – производство продукта, непосредственно необходимого государству для обеспечения внутренней и внешней безопасности, в целях управления.

Сферы экономической деятельности, по объективным причинам исключенные из зоны действия рыночной конкуренции, именуются естественными монополиями. Наличие естественных монополий оправдывается либо практической невозможностью создания конкурентного рынка данного товара, либо экономической нецелесообразностью создания конкурирующих производств. В ряде случаев естественные монополии возникают, когда организация овладевает способами производства данного вида товаров и услуг с минимальными издержками производства и обращения, что позволяет ей в течение определенного времени быть естественным монополистом благодаря возможности поддерживать самые низкие цены на рынке.

В соответствии с ФЗ РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам,

- транспортировка газа по трубопроводам,

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии,

- железнодорожные перевозки,

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов,

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Способы государственного регулирования деятельности естественных монополий:

  1. Установление государственными антимонопольными органами цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий или ценовых ограничений в виде верхних предельных уровней цен
  2. Обязательное обслуживание ограниченного контингента потребителей при установленном минимальном уровне их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения запросов потребителя на товары и услуги естественных монополий
  3. Дифференциация цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в зависимости от категории, общественного положения потребителей, предоставление ценовых льгот определенными категориями за счет средств государственного бюджета или путем перекрестного финансирования, когда «богатые» платят за «бедных».

В тех областях производственно-экономической деятельности, где монополия неизбежна, государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности, приобретая контрольные пакеты акций, компаний-монополистов.

Особую часть естественных или близких к ним образуют государственные монополии, функционирующие в области формирования экономической политики, регулирования денежного обращения, обеспечения национальной безопасности, производства товаров и услуг специального назначения (денежная эмиссия, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, производство и продажа алкогольной продукции, наркотических средств, отдельных видов оружия). По отношения к этим видам монополий государство редко проводит антимонопольную политику или вообще не проводит ее. Государственное регулирование осуществляется на законодательной основе либо путем предоставления лицензий на осуществление государственно-монополистической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.