КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4 Прогнозирование и регулирование развития общественного производства
Области деятельности, где вмешательство государства обязательно: национальная оборона, правопорядок, научные исследования, образование, деятельность некоторых энергетических отраслей. Вмешательство может быть императивным или индикативным. Императивное вмешательство имеет ограниченное применение: бюджетирование, налогообложение, исполнение государственных заказов, монополизм и организации, имеющие государственную форму собственности. Индикативное вмешательство государства представляет собой национальный план страны с макроэкономическим обоснованием показателей экономики и мерами регулирования экономических процессов при неизменности принципа самостоятельности хозяйствующих сил. Индикативное планирование государства характеризует то, что оно отражает:
В индикативном планировании плановые цифры носят приблизительный характер и служат лишь общими ориентирами. Такой план не подлежит обязательному исполнению. Используя индикативное планирование государство стремится направить и ускорить экономические преобразования в стране и смягчить противоречия и неравномерности экономического роста по отраслям экономики и регионам страны. Процесс индикативного планирования включает три основных этапа: - определение плановых целей и программирование глобальных макроэкономических показателей, - дезагрегация макроэкономических показателей, - согласование показателей плана и проверка их на совместимость и сбалансированность. Генеральная линия действий государства состоит в проведении структурной политики, которая в отношении отраслей материального производства проявляется, прежде всего, в осуществлении промышленной политики. Государство проявляет свою способность влиять на структуру производства посредством инвестиционной поддержки отраслей, играющих определяющую роль в стабилизации и подъеме экономики, удержании позиций на внутреннем и мировом рынках. В условиях наблюдаемого развития мировой торговли и внешнеэкономического сотрудничества возрастает способность государственной поддержки определенных отраслей производства, видов производств, региональных и отраслевых производственных комплексов посредством государственного протекционизма в виде покровительства и защиты от внешней конкуренции. Характерным для рыночной экономики является государственное антимонопольное управление производством, представляющее при его умелом, целенаправленном использовании мощный инструмент воздействия на товаропроизводителей, структуру и размещение производства, на движение рыночных цен. Самым мощным инструментом государственного влияния на структуру производства в стране служат государственные закупки продукции отечественных производственных организаций. Государство располагает также инструментами прямого воздействия на качество производимой продукции, конкурентоспособность продукта производственной деятельности в виде установления государственных стандартов, содержащих требования к показателям технического уровня и качества продукции отечественного производства. Универсальным инструментом воздействия на экономику является налоговая политика. Еще в качестве инструмента государственного вмешательства в экономику выделяют предоставление государственного имущества в аренду или предоставление имущественных объектов государственной собственности в качестве залога, необходимого для получения банковского кредита производственными организациями, в судьбе которых заинтересовано государство. Под государственной промышленной политикой понимается проводимая государственными органами управления долговременная линий действий, воплощаемая в виде системы предпринимаемых государством мер по поддержанию и развитию промышленного производства как стержневой части производственной экономики, от которой зависят и другие отрасли и социальная сфера. Ближайшие цели промышленной политики России: 5. Достижение ощутимого подъема промышленного производства со структурой выпуска промышленной продукции, соответствующей внутренним потребностям страны и устойчивому спросу на внешних рынках 6. Последовательное обновление технической базы производства с упором на использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий 7. Достижение как можно более полного использования имеющегося ресурсного потенциала промышленного производства с учетом ограниченных возможностей полной замены парка оборудования 8. Сосредоточение доступных инвестиционных ресурсов на тех прорывных направлениях, видах отраслевых производств, где имеются предпосылки и существует реальная возможность занять высшие мировые позиции. Промышленная политика России находиться под действием различных ограничений: - ограниченные инвестиционные возможности, - ограничения, обусловленные недозагрузкой производственных мощностей, - неудовлетворительная возрастная структура и высокая степень физического и морального износа, - природно-экологические ограничения, - недостаточность проведенных институциональных преобразований в промышленности. Одним из путей преодоления существующих ограничений выступает создание крупных промышленных корпоративных структур, трансформация государственных унитарных промышленных предприятий и реструктуризация промышленных предприятий.
Макроэкономическое прогнозирование опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в национальной экономике, получившую название системы национальных счетов (СНС). СНС основана на балансовом методе и представляет собой национальный учет, который на макроуровне состоит из показателей, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики, имеющиеся в стране ресурсы, их использование и так далее. СНС построена в форме балансовых таблиц и счетов, создающих как бы макет функционирования элементов (звеньев) национальной экономики. В качестве первичных элементов в СНС выступают экономические операции и хозяйствующие субъекты. Под экономической операцией понимается процесс, в котором один из хозяйствующих субъектов передает или продает, а другой хозяйствующий субъект получает или покупает материальные или финансовые ценности или услуги. Экономические операции фиксируются в счетах, построенных на принципе двойной записи, в соответствии с которым каждая операция фиксируется дважды – в разделе «Ресурсы» и в разделе «Использование». По каждому счету выводится балансирующее сальдо – разность между ресурсами и их использованием. При избытке ресурсов сальдо записывается в раздел «Использование», при недостатке – в раздел «Ресурсы». В целях использования данных для анализа и прогнозирования счета объединяются в группы по видам деятельности и секторам национальной экономики. СНС можно представить как систему взаимосвязанных счетов, каждый из которых описывает тот или иной аспект экономического процесса, а взятые вместе, они обеспечивают описание общей картины экономического процесса. Одним из важных разделов современной СНС является межотраслевой баланс (МОБ) – дезагрегированные схемы счета товаров и услуг. Схема МОБ по методологии СНС отвечает открытой статистической модели, в которой выделяются три главные части – квадранты (см. табл.)
Квадрант I характеризует взаимосвязи отраслей, отражает промежуточное потребление, во II квадранте приводится структура конечного использования ВВП, в III показывается стоимостная структура валовой добавленной стоимости. В I квадранте по строкам и колонкам записываются отрасли экономики. В колонках по каждой отрасли представлены затраты на производство продукции по отраслям экономики, а по строкам показывается, как распределяется продукция каждой отрасли между всеми отраслями. В правой части МОБ (II квадрант) строки соответствуют отраслям – производителям. Колонки представляют собой категории конечного использования: конечное потребление, валовое накопление, сальдо экспорта-импорта. В III квадранте колонки соответствуют отраслям – производителям, а строки – основным стоимостным компонентам валовой добавленной стоимости. По колонкам МОБ показывается стоимостная структура валового выпуска продукции отдельных отраслей, которая состоит из промежуточного потребления (квадрант I) и валовой добавленной стоимости (квадрант III). По строкам показан натурально-вещественный состав продукции, которая расходуется на промежуточное потребление (квадрант I) и конечное использование (квадрант II).
Прогноз НТП состоит из четырех блоков:
Разработке прогноза НТП предшествует исследования существующего уровня НТР, включающие анализ: - патентной информации, - основных достижений отечественной и мировой науки с оценкой их экономической эффективности, - основных факторов, сдерживающих ускорение НТП, и важнейших нерешенных проблем НТР, - основных межотраслевых научно-технических задач, - конкурентоспособности на мировом рынке важнейших видов продукции, - проблем, связанных с окружающей средой. В практике научно-технического прогнозирования разрабатываются следующие прогнозы: международные, национальные, межотраслевые и отраслевые.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |