Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Прогнозирование и регулирование базовых условий развития страны




 

Прогнозирование государственного и регионального уровней тесно связано с общественно-политическим и социально-экономическим состоянием страны. Оно подразделяется на макро-, мезо- и микроуровни.

В настоящее время прогнозирование в России включает:

- разработка вариантов социально-экономического развития страны с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов,

- предоставление материалов для дифференциации региональных и отраслевых прогнозов,

- уточнение потребностей в средствах для финансирования федеральных целевых программ, поставок продукции для государственных нужд, поддержки отраслей и регионов.

Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, концепций социально-экономического развития Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации и индикативных планов.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогнозы социально-экономического развития включают показатели системы национальных счетов, сводного финансового и платежного балансов.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается на пятнадцать лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается взаимоувязанно с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и годовых индикативных планов социально-экономического развития Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу разрабатывается на пять лет с погодовой разбивкой.

Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства на долгосрочный период, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

В концепции социально-экономического развития проводится анализ предшествующего развития Российской Федерации; характеризуется состояние экономики Российской Федерации; определяются основные цели, приоритеты и параметры социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, средства и этапы достижения указанных целей и реализации приоритетов; задачи и направ-ления институциональных преобразований, макроэкономической, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, таможенной, инвестиционной и структурной, аграрной, экологической, социальной, региональной экономической, внешнеэкономической государственной политики.

Концепция социально-экономического развития разрабатывается на пятнадцать лет Правительством Российской Федерации с привлечением Российской Академии наук и других научных организаций.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Правительство Российской Федерации разрабатывает среднесрочную программу социально-экономического развития Российской Федерации на 4 года, исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозов социально-экономического развития.

В среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации должны быть отражены:

- оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущие пять лет и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

- цели и приоритеты развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая политика и обобщающие макроэкономические показатели развития страны на среднесрочную перспективу;

- институциональные преобразования;

- научно-техническая и инновационная политика;

- инвестиционная и структурная политика;

- промышленная политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая политика и программы решения проблем депрессивных территорий;

- внешнеэкономическая политика и укрепление интеграционных связей со странами – членами СНГ;

- перечень федеральных целевых программ на среднесрочный период, цели и задачи, основные этапы и сроки выполнения принятых к реализации федеральных целевых программ, даты их утверждения и государственные заказчики.

Отдельно выделяется среднесрочная программа развития государственного сектора экономики, которая включает показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций.

Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации – система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов, Программы социально-экономического развития Российской Федерации, а также механизмы реализации указанных целей и задач. Индикативный план утверждается федеральным законом.

Проект индикативного плана разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно с индикативным планом представляются:

- оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики;

- концепция социально-экономического развития;

- перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать собственные (региональные и местные) индикативные планы.

Правительство Российской Федерации обеспечивает ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикует информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации по всем показателям и в методологии, соответствующей утвержденному индикативному плану.

Порядок разработки целевых федеральных программ определяется Правительством Российской Федерации.

В перечне федеральных целевых программ на очередной год указываются:

- краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;

- результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

- требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

- объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

- государственные заказчики программ и их основные исполнители.

 

Руководство государственным прогнозированием осуществляется правительством страны. Основными участниками этой системы являются: Минэконом развития РФ, Минфин РФ и ЦБ РФ.

Функции Минэконом развития РФ в области предвидения:

- осуществление организационно-методического руководства и координации работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, формирование перечня программ, предусмотренных к финансированию за счет федерального бюджета,

- организация и координация подготовки комплексного прогноза социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, секторов экономики,

- представление предложений по вариантам и приоритетам развития,

- разработка сводного финансового баланса государства, обеспечение экономического обоснования отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета, в том числе бюджетной заявки на финансирование поставок продукции для федеральных нужд.

- прогнозированием макроэкономической ситуации, динамики сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных показателей уровня жизни, рынка труда и осуществляет мониторинг состояния экономики.

Минфин РФ разрабатывает и осуществляет федеральный бюджет страны на год.

ЦБ РФ обосновывает направления и параметры финансовой, денежно-кредитной и валютной политик, определяет меры совершенствования банковской системы.

Минтруда и социального развития РФ формирует направления развития социальных процессов, обеспечения занятости и функционирование рынка труда, политику доходов населения.

Федеральная налоговая служба определяет возможные налоговые поступления.

Вся информация стекается в Госкомстат РФ, который формирует информационный массив для разработки прогнозов и планов государства и регионов.

В организационную структуру прогнозирования государства входят различные НИИ.

Порядок разработки государственных прогнозов и планов:

1. Президент в своем послании указывает основные характеристики концепции социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

2. Данные послания содержат анализ выполнения намеченных показателей и задачи на предстоящий период. На их основе Минэконом развития РФ разрабатывает сценарий функционирования экономики государства. Он содержит целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, а также оценку основных показателей.

3. Обосновываются и предоставляются предложения по направлениям бюджетной политики, которые после одобрения правительством РФ доводятся до органов исполнительной власти государства и субъектов Федерации.

4. Федеральные министерства и ведомства с учетом отраслевых особенностей подготавливают свои предложения по перспективам развития.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, являющимся государственными заказчиками федеральных целевых программ, предложения по реализации этих программ на конкретной территории. Для прогнозирования консолидированного бюджета они также представляют отчеты по исполнению бюджетов за год.

6. Минэконом развития РФ после обобщения ряда полученных материалов, представляет в Минфин РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития (СЭР) страны в целом и по субъектам РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целевых программ с указанием объемов и источников их финансирования.

7. После всех уточнений и согласования проект прогноза СЭР РФ, проект сводного финансового плана и перечень основных задач развития представляется в правительство страны. После опубликования утвержденные цифры используются субъектами Федерации и хозяйствующими субъектами различных форм собственности для разработки и обоснования своих прогнозов и планов.

Основной финансовый план страны – государственный бюджет – утверждается Государственной Думой и затем Советом Федерации.

В регионах, согласно праву о местном самоуправлении и местном хозяйстве, вопросы прогнозирования, в том числе и СЭР, решаются муниципальными органами.

В государственном прогнозировании может применяться стратегический подход, что связано с возрастанием роли стратегии развития в экономике страны.

Методология стратегического прогнозирования – это единство логики разработки стратегических прогнозов и программ, используемых принципов и методов, а также показателей, выражающих цели стратегии развития.

Прогнозы, концепции и программы активно используются государством для регулирования своего СЭР.

Направления, которые отражаются в среднесрочном прогнозе СЭР страны:

- оценка итогов,

- концепция программы,

- макроэкономическая политика,

- институциональные преобразования,

- аграрная политика,

- экологическая политика,

- социальная политика,

- региональная экономическая политика,

- внешнеэкономическая политика.

Макроэкономическое прогнозирование направлено на решение следующих основных задач:

1. Установление целей развития

2. Изыскание оптимальных путей и средств достижения целей

3. Определение потребностей в ресурсах для достижения поставленных целей развития

4. Разработка действий различных органов по достижению поставленных целей развития

5. Определение возможных действий противоборствующих сил и их влияние на решение проблемы.

Макроэкономические показатели, отражающие масштабные экономические явления, прогнозируются на уровне государства. Типовыми направлениями государственного прогнозирования и макропланирования в экономике являются:

- обеспечение необходимых пропорция расширенного воспроизводства, характеризующих развитие ключевых сфер экономики и решение социальных проблем,

- осуществление общегосударственной инвестиционной и научно-технической политики,

- формирование межгосударственных внешнеэкономических связей,

- создание резервов для осуществления федеральных целевых программ и локализации чрезвычайных ситуаций,

- обеспечение обороноспособности страны.

Достижение указанных направлений требует перспективных оценок:

- состояния экономики и общества в сопоставлении с мировыми тенденциями, рыночной конъюнктурой и возможными направлениями развития,

- макроэкономических, демографических, социально-экономических и научно-технических прогнозов, а также прогнозов размещения производительных сил,

- ценовой, антиинфляционной, налоговой, финансово-кредитной и антимонопольной политики в целях сбалансированности экономического развития,

- потенциала отраслей с целью поддержки проблемных и социально-значимых сфер деятельности,

- развитие рыночной инфраструктуры и информационных потоков в экономике.

К объектам прогнозирования в масштабах страны относятся:

1. Объем и динамика ВВП

2. Индекс изменения цен в связи с инфляцией

3. Объемы сбыта и продажи товаров (работ, услуг)

4. Объем долгосрочных инвестиций по всем источникам финансирования

5. Расходы на оплату труда

6. Прибыль

7. Показатели экспорта и импорта

8. Курс рубля

9. Ставка рефинансирования ЦБ

10. Основные характеристики сводного финансового баланса, а также доходов и расходов федерального бюджета.

11. Производительность труда

Сравнение фактического состояния экономического параметра с его прогнозным значением позволяет оценить возникшее отклонение и выявить причины, его вызвавшие. Экономический анализ прогноза включает:

- оценку достигнутого потенциала,

- выявление тенденций и факторов влияния,

- определение вектора необходимых корректирующих действий правительства по достижению целей развития общества.

К основным факторам влияния на макроэкономические показатели относятся:

- социальные потребности,

- технические возможности,

- политическое состояние,

- состояние ресурсов,

- экономическая целесообразность.

Основные направления экономического планирования и прогнозирования в масштабах страны определяют: а) общественный потребности и необходимые для их удовлетворения материальные, трудовые и финансовые ресурсы б) рациональные пути использования ресурсов, в) обеспечение сбалансированности развития между сферами, отраслями, видами деятельности и регионами страны.

Экономический прогноз макропоказателей имеет комплексный характер и разрабатывается с учетом иных прогнозов, например, демографического, ресурсного, спроса и предложения, научно-технического прогресса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.